Представления детей о правилах поведения (Купец Т.В., Мателло С.К., 1998)
Возраст | Что означает вести себя правильно | Почему надо вести себя правильно |
4 года | Вести себя как хочется Справедливо то, что я делаю | Получить награду и избежать наказания |
5-6 лет | Делать то, что говорят родители | Чтобы избежать наказания |
6-8 лет | Вести себя с другими так, как они ко мне относятся | Чтобы не упустить своего |
8-12 лет | Отвечать ожиданиям других, доставлять им радость | Чтобы обо мне все думали хорошо – другие и я сам |
С 12 лет | Удовлетворять общественным нормам поведения | Чтобы быть полноценным членом общества |
Мы должны учитывать психологические аспекты развития ребенка. Поэтому санитарное просвещение необходимо осуществлять через наиболее авторитетных для детей личностей: родители, воспитатели, учителя. Стоматологи должны заниматься просвещением детей именно через них (распространение медицинских и гигиенических знаний, а также воспитание у детей гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья, повышения санитарной культуры).
Методы, предполагающие заинтересованное участие населения, называются активными. Методы санитарного просвещения, не обеспечивающие активного участия населения, называются пассивными. Пассивные методы несравненно менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
В практике санитарного просвещения используются средства массовой информации: радио, кино, телевидение, видео, печать, учебная и научно-популярная литература, плакаты, витрины, диапозитивы, муляжи, настольные игры, выставки.
Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, здоровые продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и обеспечение безвредных условий труда.
Персонал
Возглавлять всю работу от планирования до оценки результатов стоматологического просвещения населения должны специалисты-стоматологи. Однако проведение бесед, уроков, игр, распространение специальных брошюр, демонстрацию кино, видеороликов можно поручить медицинским сестрам, учителям в процессе внеклассной и внешкольной работы, воспитателям детских садов после их краткосрочного инструктажа.
Ориентировочные данные для расчетов потребности необходимого персонала (Леус П.А., 1990) для проведения массового стоматологического просвещения населения следующие:
- учителя школы - 15-30 мин в неделю;
- воспитатели детских садов - 30 мин в неделю;
- медицинские сестры стоматологических кабинетов – 60 мин в неделю;
- стоматологические гигиенисты - не менее 30% рабочего времени (обучение персонала, участвующего в реализации программы профилактики стоматологических заболеваний, включая родителей и детей).
В Самарской области создан областной центр профилактики, в функциональные обязанности которого, наряду с другими, входит обучение персонала, участвующего в реализации программы и мониторинга за эффективностью всех элементов комплекса мероприятий, в т.ч. и гигиенического обучения и воспитания населения.
Эффективность метода
Цель стоматологического просвещения – повысить индивидуальную активность населения по поддержанию здоровых зубов, десен поэтому для оценки эффективности программы следует применять критерии здоровья. Частой ошибкой бывает оценка уровня стоматологического просвещения по числу организованных медицинскими работниками лекций, бесед, выпущенных брошюр. Важно уметь четко оценить изменения в поведении (мотивации) населения по отношению к своему здоровью. Такими критериями могут быть следующие:
- увеличение спроса на средства по гигиеническому уходу за полостью рта;
- увеличение числа посещений стоматолога для профилактических осмотров;
- улучшение стоматологического статуса.
Для оценки уровня полученных знаний в процессе стоматологического просвещения можно использовать метод опроса или анкетирования выборочных групп населения до введения программы и на ее этапах.
Так называемые «контрольные группы» населения для оценки эффективности проводимого стоматологического просвещения не обязательны. Оценка заключается в сравнении с исходным уровнем полученных результатов. Стоматологическое просвещение можно считать эффективным, если 75% населения или более повысила активность, направленную на улучшение здоровья зубов (Леус П.А., 1988).
Индивидуальная гигиена полости рта как метод профилактики
кариеса зубов и заболеваний пародонта
Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий, направленных на устранение или ослабление основных факторов риска. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта.
Общеизвестно, что в этиологии и патогенезе кариеса и заболеваний пародонта ведущая роль принадлежит микрофлоре полости рта. Привычки человека, особенно неумеренное потребление продуктов, в состав которых входят рафинированные углеводы, превратили сапрофитную микрофлору полости рта, сформированную в филогенезе, в кариесогенную.
Заставить человека отказаться от приема любимых блюд бывает почти невозможно, если он в настоящее время не видит конкретной угрозы для своего здоровья. Оказывается, пищевые привычки формируются на первом году жизни человека и изменить их в более старшем возрасте чрезвычайно трудно. Следовательно, в целях охраны здоровья необходимо вводить в культуру его питания такое отношение, которое позволило бы ему компенсировать негативное влияние патогенных факторов.
Как уже говорилось ранее, важное значение в укреплении здоровья полости рта имеет гигиена. Нормы в гигиене детей непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах. Обучение ребенка чистке зубов должно проводиться как можно раньше, чтобы выработать у него инстинкт регулярного ухода за полостью рта. Еще до прорезывания у малыша первого зуба его десны после каждого кормления необходимо протирать марлевой тканью или очищать десны специальным напалечником, изготовленным из мягкой резины, для удаления остатков пищи и бактерий. Первый же прорезавшийся зуб у своего ребенка мать должна осторожно очищать марлевой салфеткой, смоченной в теплой кипяченой воде. После прорезывания нескольких зубов для их чистки используется детская зубная щетка и зубная паста. Пока еще ребенок не может самостоятельно чистить зубы, это должны ему делать взрослые.
Чтобы удобнее чистить зубы ребенку, можно встать позади него или посадить его к себе на колени и поднять его голову так, чтобы достать щеткой все поверхности зубов. Необходимо учитывать и тот факт, что кисть ребенка до 6 лет не способна совершать мелкие движения и поэтому он не может самостоятельно очистить зубы. Детям дошкольного возраста родители должны повторно очищать зубы после того, как он «сам» сделает это. Ежедневно они должны также
контролировать, как их дети младшего школьного возраста чистят зубы перед сном, а в более старшем возрасте – несколько раз в месяц.
Чистка зубов у детей до 6 лет должна ассоциироваться с игрой, содержать элементы удовольствия. Именно родителям необходимо чистить зубы вместе с ребенком, используя многоцветную пасту, красивую и удобную зубную щетку. Это связано с уровнем зрелости не только психических функций, но и моторных навыков ребенка.
Родителей необходимо обучать не только гигиеническим приемам, но и способам побуждения ребенка к выполнению гигиенических правил. Дифференцировка психических функций у ребенка начинается с раннего детства (1-3 года), когда доминирует восприятие. В дошкольном преобладает память, в младшем школьном возрасте – мышление (Купец Т.В., Мателло С.К., 1998).
Необходимо также учитывать, прививая гигиенические навыки детям, их представление о правилах поведения (см. табл. 13).
При обучении методике чистки зубов следует прежде всего обращать внимание на тщательность выполнения этой процедуры. Большинство населения пользуется гигиенической зубной щеткой, которая очищает только три поверхности зуба из пяти, поэтому необходимо рекомендовать любую из методик, описанных в специальной литературе, но при этом фиксировать внимание на необходимость тщательного очищения каждого сегмента зубного ряда выметающими движениями щетинок от десны к коронке без сильного нажима на зубную щетку. Жевательные поверхности очищаются короткими крепкими движениями сзади-вперед и направо-налево, стараясь «вымести» из фиссур остатки пищи. Боковые щечные поверхности очищаются при сомкнутых зубах справа, потом слева от последнего зуба до клыка короткими движениями вверх-вниз, а вестибулярные поверхности резцов и клыков - короткими движениями вверх-вниз.
Внутренние небные и язычные поверхности зубов следует очищать, начиная от дистальной поверхности последнего правого зуба вперед и далее до последнего левого моляра короткими движениями от десны к коронке: на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней - снизу вверх.
Фронтальные резцы лучше очищать, держа зубную щетку в вертикальном положении, т.к. если ее держать горизонтально, то будут работать только крайние группы щетинок из-за дугообразной конфигурации зубного ряда.
Если в полости рта есть зубы, находящиеся в стадии прорезывания, то зубную щетку в этих местах необходимо держать перпендикулярно к альвеолярному отростку и тщательно очищать жевательную поверхность, где в состоянии гипоокклюзии процессы самоочищения отсутствуют.
Чистить зубы необходимо после каждого приема пищи и дополнительно после сладостей. Особенно тщательно необходимо чистить зубы на ночь.
Различают индивидуальную и профессиональную гигиену полости рта.
Под индивидуальной гигиеной полости рта понимается тщательное и регулярное удаление человеком зубных отложений с поверхности зубов и десен с помощью средств специального назначения. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания зубов у детей, контакту минерализующего раствора, каким является слюна, с эмалью, а также реминерализации деминерализированных участков зубов.
Биологически активные компоненты средств гигиены полости рта из зубных паст, жидких средств гигиены полости рта обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая устойчивость к вредным воздействиям.
В профилактике заболеваний пародонта нет мер, эквивалентных фторированию питьевой воды, или других способов использования фторидов в массовых программах, которые позволяют получить очень высокий профилактический эффект. Единственное средство профилактики болезней пародонта, не считая ограниченного использования антисептических растворов, является регулярное и тщательное удаление зубного налета. Предупреждение болезней пародонта в основном зависит от индивидуальной гигиены полости рта. Если человек не способен поддерживать на удовлетворительном уровне чистоту рта путем регулярной и тщательной чистки зубов дома, польза от любого вмешательства стоматологического персонала будет ограничена (Sheiham А., 1977, 1998).
Так как микроорганизмы, вызывающие кариес, находятся в зубном налете, то разрушение зубов теоретически можно предупредить регулярной и тщательной гигиеной. Но большинство попыток отнести индивидуальную гигиену полости рта к средству понижения заболеваемости кариесом не приводят к желаемому результату, если чистка зубов не сопровождается использованием фтористых паст (WHO, 1986).
Впервые профессиональная гигиена рта как компонент комплексной профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта была предложена Axelsson и Lindhe в 1970 г. в Швеции и получила название карлстадской модели. В эту программу были включены следующие методы: рекомендации по питанию, местное применение фторидов, регулярное гигиеническое обучение, профессиональная чистка зубов.
Обоснование периодичности профессиональной гигиены полости рта и профилактических мероприятий основывалось на результатах предшествующих исследований, свидетельствующих о том, что при наличии зубного налета признаки гингивита появляются через 2-3 недели, а очаги деминерализации на зубах развиваются в течение этого же времени при условии периодического поступления сахарозы в зубной налет.
В этих исследованиях техника профилактики применялась с двухнедельными интервалами для детей младшего школьного возраста специально подготовленным персоналом. В группе детей более старшего возраста интервалы между чистками были продлены до 8 недель после первоначальных двух лет с двухнедельными интервалами. Была получена высокая редукция кариеса (до 98%).
Высокая стоимость профессионального ухода за полостью рта не позволила экспертам ВОЗ рекомендовать процедуру в Карлстаде для широкого использования в качестве меры контроля кариеса ни в массовых программах профилактики, ни в частных кабинетах. Однако могут быть такие пациенты, например, психически неполноценные или люди с ограниченными физическими возможностями, среди которых можно использовать данную методику профессионального ухода за полостью рта.
Профессиональная чистка зубов проводится в кабинете профилактики и гигиены полости рта в детской стоматологической поликлинике или в стоматологическом кабинете (Кузьмина И.Н., 1995).
Этапы:
1. Все зубы окрашивают красителем (чаще эритрозином или другими красящими таблетками), врач показывает пациенту места наибольшего скопления зубного налета, а также кровоточащие при зондировании участки десны.
2. Пациент чистит зубы, особое внимание уделяя окрасившимся местам скопления зубного налета. Параллельно инструктор (гигиенист) проводит коррекцию гигиенических навыков у пациента.
3. Оставшийся после чистки зубов зубной налет удаляется при помощи абразивной фторсодержащей полировочной пасты (0,22% NaF или 0,8% Na2PO3F). Удаление налета с жевательных поверхностей зубов производится вращающимися щеточками, а с гладких поверхностей – мягкими резиновыми колпачками, заправленными полировочной пастой (скорость не более 5000 об/мин). Аппроксимальные поверхности очищаются флоссами.
4. Повторно окрашивают зубы красителем.
Чтобы правильно определить, где на зубах скопился зубной налет, используют одно из двух групп специальных средств: в виде жидкости или таблеток. Их применяют для индивидуальной демонстрации бактериального зубного налета с целью мотивации пациентов к тщательной гигиене полости рта. Эти средства могут быть рекомендованы для самоконтроля гигиены рта в домашних условиях для закрепления адекватного навыка ухода за полостью рта.
Использование таблеток предпочтительнее, так как при полоскании рта цветными растворами окрашиваются не только зубы, но и слизистая щек, губ. С особой осторожностью следует применять эти препараты пациентам, которым недавно была выполнена реставрация зубов. Окрашенные растворы, содержащие в своем составе спирт, нельзя применять более 2-х месяцев.
Рецептуры «красящих» растворов для использования в стоматологическом кабинете приводятся ниже (цит. по Williams D., 1993):
Rp: Yodini crystals 3,3 г
Kalii iodati 1,0 г
Zinci iodati 1,0 г
Aqua dest. 16,0 мл
Glycerini 16,0мл
М.D.S. Наружное. Для стоматологического кабинета.
Rp: Bismark Brown 3,0 г
Spiriti aethyl. 10,0 мл
Glycerini 120,0 мл
Anice 1 grop
М.D.S. Для стоматологического кабинета.
Rp: Erythrosin: 0,8 г
A.dest. 100,0 мл
Spiriti. aethyl. 10,0 мл
Oil. of pepermint 2 drops
М.D.S. Наружное. Для стоматологического кабинета.
Эффективность удаления зубных отложений контролируется с помощью гигиенических индексов.
Частота посещений стоматолога с целью проведения профессиональной гигиены рта у детей определяется заинтересованностью родителей в программе, зависит от интенсивности кариеса, степени прорезывания зубов, особенно первых и вторых постоянных моляров, а также от наличия кариеса на жевательных поверхностях моляров (Кузьмина И.Н., 1995) (табл. 14).
Т а б л и ц а 14
Критерии определения интервала посещения ребенком стоматолога
(Кузьмина И.Н., 1995)
Критерии | Оценка в баллах | |
1. Участие родителей | Хорошее | Недостаточно |
2. Жевательная поверхность М1 | Без кариеса или стабилизация процесса | Прогрессирование кариеса |
3. Стадия прорезывания М2 | Полная | Частичная |
4. Наличие кариеса на других зубах | Нет | Да |
Программа для 12-летних аналогична 6-летним (см. выше), но проводится без участия родителей. Особое внимание необходимо уделять устранению нависающих краев пломб, полировке пломб.
Цель профессиональной гигиены – обеспечение высокого уровня проведения гигиенических мероприятий при сотрудничестве врача и пациента. Это важнейший элемент профилактики в лечении кариеса и заболеваний пародонта.
Объем профессиональной гигиены определяется в каждом конкретном случае следующими мероприятиями:
- контроль за качеством гигиены полости рта при помощи красящих таблеток или растворов (метиленовый красный или синий, раствор Писарева-Шиллера) и демонстрации кровоточивости десен при зондировании зубодесневого желобка;
- коррекция гигиенических навыков и подбор индивидуальных средств гигиены полости рта, а также профилактических методов индивидуальной заботы о себе (Self Care);
- диагностика ранних стадий кариеса и заболевания пародонта;
- мотивация пациента к осознанной необходимости профилактических процедур: разъяснение роли зубного налета в развитии кариеса, рекомендации по питанию, использованию фторидов.
Изменение мотивации идет по схеме: привычка ® действие ® интерес ® изменение привычки ® осознание ® привычка (на уровне подсознания).
Интервалы посещения стоматолога с целью профессиональной гигиены определяются следующей схемой в зависимости от набранных баллов (согласно табл. 14) (Кузьмина И.Н., 1996).
8 баллов интервал 1 месяц
7 баллов 2 месяца
6 баллов 3 месяца
5 баллов 4 месяца
4 балла 6-12 месяцев
Axelsson и Lindhe (1989, 1970) доказали, что профессиональная чистка зубов 5-8 раз в год не достаточна для профилактики гингивитов. В карлстадских исследованиях профессиональная гигиена среди взрослых проводилась каждые 2 месяца в течение первых 2 лет и каждые 3 месяца в последующие 4 года и сочеталась с интенсивным обучением пациентов по уходу за полостью рта в домашних условиях. Наибольшая эффективность отмечалась у тех, у кого гигиена в начале исследования была хорошей, и наименьшая - у тех, у кого первоначально гигиена полости рта была плохой.
Профессиональное удаление зубного налета играет важную роль в предупреждении и контроле болезней пародонта. Наилучшие результаты получаются тогда, когда пациенты осуществляют тщательный уход за зубами дома. Имеются доказательства, что тщательная профессиональная профилактика с интервалами в 2-4 месяца, комбинированная с высоким уровнем ежедневной гигиеной полости рта дома, может поддерживать здоровый периодонт у большинства взрослых. Другими словами, эти процедуры достаточно эффективны в предупреждении развития деструкции тканей пародонта, ведущей к потере зубов. Традиционная ежегодная профессиональная профилактика является недостаточной для предупреждения нарушения прикрепления десны у большинства пациентов, особенно в среднем и пожилом возрасте.
Большинство людей не способны достичь необходимых стандартов гигиены рта путем домашнего ухода за полостью рта. В таких случаях стоматологический персонал должен изыскать для них финансовую возможность выполнять профессиональную профилактику более часто, так как большинству пациентов это окажется не по карману, отсюда понятно, что индивидуальный уход за зубами должен быть развит максимально.
Средства гигиены полости рта лечебно-профилактического свойства, а также специальные зубные щетки и интердентальные средства должны назначаться врачом-стоматологом (гигиенистом), а не выбираться пациентом самостоятельно, путем проб и ошибок.
Современные средства гигиены подразделяются Э.Б. Сахаровой (1996) на следующие группы:
1. Зубные щетки (механические, электрические, для обработки зубных протезов), флоссы, флоссодержатели, ирригаторы, стимуляторы полости рта, ершики.
2. Зубные пасты, гели (гигиенические, лечебно-профилактические, для обработки зубных протезов).
3. Зубные порошки, порошки для обработки зубных протезов.
4. Жевательные резинки (лечебно-профилактические), конфеты для дезодорирования полости рта.
5. Таблетки для обработки зубных протезов, красящие таблетки для выявления зубного налета.
6. Гигиеническая губная помада.
7. Зубные эликсиры, полоскания, дезодоранты для полости рта, средства для обработки щетины зубных щеток.
8. Отбеливатели для зубов.
С.Б.Улитовский (1998) отмечает следующие группы индивидуальных средств гигиены рта: щетки, зубные пасты, жидкие средства гигиены рта, интердентальные средства гигиены, жевательные резинки, электрические средства гигиены полости рта. В особую группу выделены детские и подростковые средства гигиены рта.
Зубные щетки
Зубная щетка – основной инструмент для удаления мягких отложений с поверхности зубов и десен. Упоминания о зубной щетке встречаются очень рано. Еще в Большой восточной энциклопедии 1400 г. описывается зубная щетка и методика ее использования.
В Европе о зубной щетке впервые упоминается в XVI веке, а в 1793 г. Ruppensperger выпустил первую промышленную партию зубных щеток. Зубная щетка до сих пор остается главным средством гигиены полости рта.
Но так было не всегда. А.А. Дубровин (1924) считал, что зубная щетка не обеспечивает сохранность зубов, стирает их и поэтому должна быть заменена другими физиологическими способами очистки: приемом после еды овощей, фруктов, яблок. Донован считал, что 9% всех заболеваний полости рта происходит из-за применения зубной щетки, которая инфицирует полость рта, втирает микроорганизмы в десну (цит. по Е.В. Боровскому, Э.М. Кузьминой, Т.И. Лемецкой, 1986).
Длительное время в качестве щетины использовали натуральный волос крупного и среднего скота, чаще всего свиную щетину. Однако натуральный волос имеет свои недостатки:
- срединный волосяной канал заполнен микроорганизмами и их колониями;
- его поверхность пористая и имеет заусеницы, что также способствует более быстрому загрязнению и микробной обсемененности;
- кончик щетины не поддается обработке и его нельзя закруглить и отполировать, в результате применения такой зубной щетки твердые ткани зубов быстро стираются.
Впервые в 1938 году компания «Oral-B» выпустила первую зубную щетку с синтетической щетиной. Позже были созданы такие материалы, как нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и другие. Преимущества искусственной щетины:
- не имеет внутреннего канала;
- ее поверхность гладкая, и на ней нет пор;
- концы волокон легко закругляются и шлифуются;
- волокну можно придать любую форму, длину, плотность и изменить его диаметр, за счет чего и добиваются различной степени жесткости;
- щетке можно придать дополнительные свойства, пропитать волокна пищевым красителем для индикации степени износа щетины и срока пользования щеткой.
Наиболее популярным синтетическим волокном является нейлон 612 или «Тайнекс», производимый фирмой «Дю Понт».
До недавнего времени важными гигиеническими элементами зубной щетки считали следующие:
1. Головка - ее форма и величина.
2. Шейка (прямая, под углом, длинная, короткая).
3. Ручка (гладкая, круглая, трапециевидная, узкая, широкая).
4. Щетина (ее жесткость и густота кустопосадки пучков).
Обычная зубная щетка с прямой ровной щетиной очищает только три из пяти поверхностей зуба. Контактные поверхности, межзубные промежутки, зубодесневая борозда, ретромолярная область остаются неочищенными, поэтому зубные щетки постоянно находятся в стадии усовершенствования. Важно, чтобы они одновременно могли совмещать в себе функции щетки, зубной нити (флосса), зубочистки, межзубного ершика.
Стоматолог должен уметь порекомендовать своему пациенту, как выбрать зубную щетку с учетом ее головки, ручки, общей формы.
Размер головки зубной щетки определяется тем, для кого она предназначена (для ребенка, подростка или взрослого), а также должна соответствовать индивидуальным размерам зубов, челюстей и самой полости рта. Щетинка должна быть необходимой жесткости. Обычно для детей и для людей с гиперстезией твердых тканей зубов выпускаются зубные щетки с мягкой и очень мягкой щетиной. Очень жесткая щетина используется в зубных щетках, предназначенных для чистки съемных протезов.
Ручка зубной щетки должна соответствовать размеру ладони и свободно удерживаться сжатой в кулак рукой.
Общая форма зубной щетки должна быть максимально удобной для чистки зубов всех групп и способствовать оптимальному очищению зубов и межзубных промежутков, включая самые труднодоступные места, начиная от мягких зубных отложений.
Щетина зубной щетки должна быть упругой. В нашей стране продаются зубные щетки с нарезной и округленной щетиной. Обычно у щетки с нарезной щетиной кончики ее самопроизвольно закругляются через 1-4 месяца после ее применения. Нарезные щетины вызывают абразию (истирание) пришеечной области зубов, травмируют десну.
Зубные щетки необходимо менять через каждые 2-3 месяца. Сроки замены зависят от жесткости щетины, количества чисток в течение дня, эффективности чистки, а также от силы, которая действует на щетку при чистке зубов. При правильной чистке зубов зубная щетка служит не более 2-3 месяцев, потом ее заменяют на новую. Американская ассоциация стоматологов рекомендует менять одну зубную щетку в каждый сезон года.
Степень износа щетины зубной щетки определяется деформацией щеточного поля. Истертая, разваливающаяся, закругляющаяся, витиеватая, смешанная форма щетинок свидетельствует о необходимости смены зубной щетки. Чтобы легче контролировать сроки замены, выпускаются зубные щетки с индикаторными щетинами: изменение цвета наполовину их длины является сигналом к замене ее на новую.
Стоматологи должны быть хорошо информированы о требованиях, предъявляемых к зубным щеткам. Наиболее полная информация о видах зубных щеток представлена в отечественной специальной литературе С.Б. Улитовским (1999). Он разделяет их на 3 основные группы: гигиенические, профилактические и специальные. В настоящее время большинство выпускаемых зубных щеток в мире относятся к второй группе, а в России изготавливаются только гигиенические щетки.
В последние десятилетия зубная щетка претерпела значительные изменения: щетки второго поколения имеют двухуровневое расположение щетинок, что позволяет лучше очищать придесневую область. Дальнейшее усовершенствование привело к разработке зубных щеток третьего поколения. Их особенностью является трехуровневое расположение щетинок, что способствует лучшему очищению не только коронки зуба, но и десневой бороздки, межзубных промежутков, а также одновременному массажу десны.
Дальнейшее усовершенствование зубных щеток привело к разработке четвертого поколения. Они характеризуются многоуровневым расположением щетинок, что позволяет очищать не только три поверхности зуба, но и зубодесневую борозду, межзубные промежутки, ретромолярную область, фиссуры, а также массировать десну. Они могут быть рекомендованы не только для рутинной гигиены полости рта, но и пациентам с ортопедическими и ортодонтическими конструкциями, с внутриротовой тягой при переломах челюстей.
Последние разработки зубных щеток пятого поколения – многоуровневые твистерные - выпускаются с учетом преимуществ предшествующей группы, что позволило лучше очищать поверхности зубов.
С.Б. Улитовский (1999) зубные щетки типа Б из искусственной щетины (в отличие от типа А, изготовленных из натуральной щетины) делит на следующие группы по своему функциональному назначению:
- взрослые (гигиенические и профилактические);
- специальные (ортодонтические, сенситив, для зубных протезов, интердентал, для языка, сулькус, travеl, однопучковые monotaft и многопучковые - tafts;
- подростковые: гигиенические, профилактические, squeezy (подростковые), Advantage;
- детские: гигиенические, профилактические squish grip (специальная детская), Blend-a-med, детский Advantage (для детей в возрасте от одного до восьми лет).
Зубная щетка «Ortho» - ортодонтическая с V- образной бороздкой в центре щеточного поля. Сюда при чистке зубов попадает дуга Энгля, брекеты.
«Squish grip» - специальная детская зубная щетка, имеет маленькую головку с очень крупной с впрессованной резиной ручкой.
«Sensitive» - зубная щетка с очень мягкой или мягкой щетиной. Рекомендуется при гиперстезии и других некариозных поражениях зубов 2-го порядка, при заболеваниях пародонта, сопровождающихся рецессией десны. Может быть использована для массажа десен бальзамами.
«Denture» - зубная щетка с очень жесткой щетиной для зубных полных и частично съемных протезов: головка со щетиной с двух сторон. Одна сторона зигзагообразная и предназначена для очистки наружных поверхностей протезов, а другая – закругленная, для обработки внутренних поверхностей.
«Interdental» - зубные щеточки, ершики для очищения межзубных промежутков.
«Monotaft» - однопучковая зубная щетка для дополнительного очищения скученных зубов, шеек и корней. Рекомендуется также и для очищения ортопедических и ортодонтических конструкций, как дополнительное средство для гигиены полости рта при хирургическом лечении травм альвеолярного отростка, челюстей.
«Tafts» - зубная щетка с 6 или 7 пучками щетинок на головке. Ровная или V-образная подстрижка щеточного поля. Может применяться для дополнительного очищения зубов, ортопедических и ортодонтических конструкций.
«Tunque» - зубная щетка для очищения языка. Для нее характерна круглая или серповидная форма головки.
«Sulcus» - зубная щетка с узкой головкой, на которой укреплены два ряда щетинок по 10 пучков. Предназначается для очистки десневого желоба и придесневой области при различных заболеваниях пародонта и при наличии ортодонтических конструкций.
«Travel» - зубная щетка с крышкой для защиты головки при хранении. Колпачок во время чистки зубов становится ручкой.
В пародонтологической профилактической зубной щетке краевая щетина несколько выше, чем в центре. Это позволяет лучше очищать зубодесневую борозду. Такое же назначение щетки «Сулькус». К этой группе относится зубная щетка «Wisdom Contour New» (компания «Wisdom Foothbrushes Ltd» и другие).
Компания «Oral-B» выпускает новую зубную щетку «Advantage Control Grip», которая отличается от своих изначальных прототипов «Advantage» (прямая щетка) и «New Advantage» (угловая щетка с резиновым захватом) тем, что в ней совершенно новая щетина матового плотного цвета, тогда как у всех других прозрачная и блестящая. Другое отличие заключается в структуре волокна. Именно поэтому такие зубные щетки названы «New micro-textured bristles», то есть новые щетинки с микротекстурой. За счет такой микротекстуры щетинки очищают зубы и удаляют налет также хорошо всей длиной волокна, как и его кончиком. Тройной очищающий эффект достигается за счет кончика, собственно всей поверхности щетинки, а ее более тонкая структура позволяет проникать еще глубже в межзубные промежутки и зубодесневую борозду. Эта микротекстура создает микроворсинчатость по всей длине волоска, и она повторяет топографию зуба, тем самым увеличивается рабочая поверхность щетины с 97А до 325А (Улитовский С.Б., 1999).
Ведущие мировые фирмы-разработчики средств гигиены полости рта представляют новые, еще более совершенные наборы зубных щеток.
Например, зубная щетка «Oral-B Advantage Plaque Remover »относится к последнему поколению профилактических зубных щеток. Ее отличает новое решение расположения, формы и высоты пучков щетины, новая торпедовидная форма головки, а также совершенно иное решение формы ручки – круглая, легко и удобно фиксирующаяся в руке, позволяет добиваться максимальной маневренности во время выполнения гигиенической процедуры. Отличительными особенностями расположения пучков щетины на зубной щетке «Oral-B Advantage» являются следующие:
¨ силовой выступ – удлиненный и заостренный выступ, позволяющий проникать щетине в межзубные пространства и очищать ретромолярную область;
¨ индикатор - его использование помогает овладеть правильной техникой чистки зубов; если он долгое время не обесцвечивается, то это означает, что обладатель такой зубной щетки не чистит зубы, а только гладит их щеткой, размазывая пасту;
¨ активное углубление – разные уровни рядов щетины образуют продольное углубление, которое позволяет очищать не только поверхности зубов, но и проникать в зубодесневую борозду – очищать и массировать ее.
Наличие закругленных и отшлифованных кончиков каждой отдельно взятой щетинки предохраняет десны от травмы и уменьшает стираемость эмали. Подобный тип расположения пучков щетинок на зубной щетке соответствует анатомической форме зуба и морфологии десны.
«Новый Advantage» – это зубная щетка, выполненная из непрозрачной пластмассы с впрессованной резиной, что дает еще большие возможности манипулирования при чистке зубов.
Другим новшеством являются две модификации зубной щетки для взрослых «Oral-B Advantage», это: детская зубная щетка Advantage, рассчитанная на детей в возрасте от 1 года до 8 лет. Она называется
«Oral-B Squish Grip» - имеет совершенно новое решение формы ручки, которая соответствует особенностям захвата кулачком ребенка. Другой модификацией является подростковый Advantage для детей старше 8 лет и подростков, который занимает промежуточное место между детской и взрослой щеткой и разработан с учетом формирования кисти растущего человека. Такая зубная щетка называется «Oral-B Squeezy».
Компания «Colgate-Palmolive» модифицировала зубные щетки, выпустив такие, как «Colgate Total», «Colgate Zig-Zag», «Colgate Diamond».
Зигзагообразную форму имеет щетка «Crest Complete» компании «Procter and Gamble». У другой модификации щетки, выпущенной этой же компанией, пучки щетины разной длины – «Crest Gum Line» (предназначена для очистки десневой линии, то есть области шейки зубов и прикрепленной десны).
Электрические зубные щетки выпускаются в большом количестве за рубежом. Это обусловлено тем, что там развита целая индустрия техники и приспособлений для людей с ограниченными физическими возможностями. Их в основном покупают для ухода за полостью рта больных с психическими заболеваниями, инвалидов, у которых мануальные навыки и возможности ограничены (парализованные больные), для пожилых людей, которые не любят ухаживать за полостью рта, а также для ленивых. Электрическую зубную щетку можно рекомендовать детям, у которых ее применение вследствие эффекта новизны стимулирует желание регулярно ухаживать за зубами.
Градация зубных щеток сложна, но это необходимо особенно в период перехода от сертификации безопасности продукта к сертификации качества. Единый шифр зубной щетки позволяет унифицировать товар и определяет его качество.
С.Б. Улитовский (1998) предлагает выделить основные признаки зубной щетки по специальному шифру и кодировке, но данная система довольно сложна.
Последовательность распределения кодов по группам:
- возрастная принадлежность зубной щетки;
- функциональная принадлежность;
- степень жесткости щетины;
- величина чистящей поверхности щетины;
- индикация износа щетины;
- закругление кончиков щетины;
- структура волокна щетины;
- индекс зубной щетки Улитовского.
Пример. Зубная щетка «Oral-B Advantage» с микротекстурным волокном щетины обозначается так: ЗЩ-В. ПП. Ж. Р.