Клинические испытания на детях. Законы и мораль.
1 Ботика А. В., Семерин Е. Н., Еремченко Л. Д. Исследование на людях, находящихся в критическом состоянии и на смертельно больных пациентах // Качественная медицинская практика.- 2002. - №4. – С. 43 – 47.
2 Власов В. В. Невидимые проблемы медицинской этики: медицинская практика и исследования // Кардиология. – 2002. - №5. – С. 81 – 85
3 Гучев И. А., Стеценко С. Г. Иваница Г. В., и др. Биомедицинские исследования на военнослужащих // Качественная медицинская практика. – 2003. - №1. – С. 30 – 37.
4 Иванюшкин А. Я. Этический контроль медико-биологических экспериментов. – В кн.: Иванюшкин А. Я. Профессиональная этика в медицине. – М.: 1990. – С. 137 – 148.
5 Новые стандарты для медицинских исследований // Аллергология и иммунология. – 2002. - №1. – С. 212 – 215
6 Строжаков Г. И., Малышева Е. А. Оценка методик проведения исследований // Качественная медицинская практика. – 2001. - №2. – С. 53 – 62.
7 Гудушина О. Ю., Тарасов Ю. И. Проблемы оформления добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство // Медицинское право. – 2004. - №1. – С. 41 – 44.
8 Старовойтова О. Э. Регулирование порядка проведения биомедицинского эксперимента // Медицинское право. – 2005. - №1. – С. 24 – 31.
Этические и правовые аспекты проведения экспериментов на животных.
1 Матюшин А. И., Осняч В. С., Павлова Т. Н. Деонтология медико-биологического эксперимента. – М., 1987.
2 Иванюшкин А. Я. Этический контроль медико-биологических экспериментов. – В кн.: Иванюшкин А. Я. Профессиональная этика в медицине. – М.: 1990. – С. 137 – 148.
3 Вересаев В. В. Записки врача. – М., 1961. - Т. 1. - С. 244 – 423.
4 Биомедицинская этика. Выпуск 2 / Под ред. В. И. Покровского, Ю. М. Лопухина. – М., 1999. – С. 152 - 166.
5 Большаков О. П., Незнанов Н. Г., Бабахаян Р. В. Дидактические и этические аспекты проведения исследований на биомоделях и на лабораторных животных // Качественная клиническая практика. – 2002. - №4. – С. 58 – 62.
6 Зайцев Т. Н., Джикидзе Э. К., Павлова Т. Н. В кн.: Биомедицинская этика. Выпуск 2 / Под ред. В. И. Покровского, Ю. М. Лопухина. – М., 1999. – С. 152 – 167.
7 Храмова Ю. Р. Эксперимент, животные: основы правового регулирования // Медицинское право. – 2004. - № 2. – С. 20 – 24.
Информация к размышлению.
§ Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил".
§ У 12-летней Памелы Гамильтон обнаружили саркому ноги. Ларри Гамильтон (отец Памелы, пастор одной из американских церквей) и Дебора (мать девочки) отказались от комбинированного лечения, мотивируя это тем, что оказание помощи человеку медицинскими средствами в таких обстоятельствах противоречит их религиозным убеждениям. «Один только Господь Бог в силах исцелить мое дитя», - заявил Ларри Гамильтон. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Департамент социальной службы штата Тенесси попросил судебные органы рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на охрану Памелы, поскольку ее жизнь находится в опасности из-за религиозных воззрений ее родителей. Через 2 месяца разрешение было оформлено. По оценкам врачей, у Памелы оставался лишь 50%-ный шанс на спасение. Однако девочка заявила, что полностью согласна с решением своих родителей и не желает подвергаться облучению и химиотерапии, ибо не хочет облысеть. Несмотря на это, Памела Гамильтон была госпитализирована, подверглась лечению, но в 1985 г., в возрасте 14 лет скончалась от саркомы.
§ Правительство Пруссии запросило несколько медицинских факультетов, не может ли наука обойтись без опытов на животных. Один из физиологов прислал вместо ответа «Руководство к физиологии» - учебник, где были вычеркнуты все факты, непознаваемые без живосечения. Газеты писали не без иронии, что вследствие таких отметок «присланная книга походила более на русскую газету, прошедшую через цензуру: зачёркнутых мест было больше, чем незачёркнутых». Но вот слова великого хирурга Пирогова, сказанные им в старости: «… В последние годы я ни за что не решился бы на те жестокие опыты над животными, которые я некогда производил так усердно и равнодушно».
Проблемные вопросы и задания
1.К психиатру обратился пациент Р., физически сильный мужчина среднего возраста, страдающий параноидальной шизофренией. Он рассказал, что во время поездки в другой город его преследовал незнакомец. Это напугало больного, он спрятался за угол дома и, когда его преследователь показался из-за поворота, напал на него (сильно ударил по голове обломком кирпича). Человек упал на асфальт без сознания, а Р. убежал. Когда психиатр стал интересоваться подробностями этой истории, пациент вдруг засмеялся и сказал, что всё выдумал. Тем не менее психиатр стал настаивать на немедленной госпитализации и лечении. Поскольку пациент категорически отказался подписать бланк информированного согласия, была вызвана психиатрическая бригада и пациент насильно доставлен в госпиталь. Согласны ли вы с действиями психиатра? Почему?
2.К частному глазному врачу обратился за помощью железнодорожный рабочий-машинист. Исследуя его, врач попутно, обнаружил, что больной страдает дальтонизмом. Врач сообщил больному о его болезни, сказав, что ему нужно отказаться от работы машинистом. Больной ответил, что никакой другой специальностью не владеет и от службы отказаться не может. Укажите с точки зрения отечественного законодательства как должен поступить врач? Какие этические документы ограничивают действия врача в этом случае?
3.Пациент, больной СПИДом просит врача не говорить его половому партнеру о данном диагнозе. Имеет ли право с точки зрения современного законодательства врач сообщить данную информацию без согласия пациента? Какие правила, принципы биоэтики вступают в конфликт в этом случае? Как Вы бы поступили в данной ситуации?
4.При лечении отслойки сетчатки у недоношенного ребёнка перед врачом стоит выбор. Без операции ребёнка ждёт неминуемая слепота, но наркоз для ребёнка, который в возрасте трёх месяцев весит 2 кг, может привести его к гибели. Родители настаивают на операции, заявляя, что слепого ребёнка воспитывать не станут.Как поступить?
5.В Великобритании в 2000 году суд рассматривал дело, касавшееся разрешения на разделение сросшихся (сиамских) близнецов. Медики утверждали, что отказ от такого разделения приведет, в конечном счёте, к смерти обоих. При этом дыхание и кровообращение одного из пары находилось в полной зависимости от другого, так что разделение означало гибель более слабого близнеца. Родители, будучи верующими людьми, считали невозможным выбирать одну жизнь ради другой и полагались на решение судьбы. Как Вы думаете, каким было решение суда?
6."Скорой помощью" в хирургическое отделение был доставлен больной К., 35 лет, с ножевым ранением живота. Он отказался от какого-либо медицинского вмешательства, после чего для проведения "ревизии" брюшной полости силой был привязан к операционному столу всем составом дежурной хирургической бригады, в том числе двумя операционными медсестрами. Правомочны ли действия бригады медицинской помощи, учитывая, что пациент находился в состоянии алкогольного опьянения?
7.Пациентка Р., чеченка по национальности, находилась на лечении в отделении гинекологии онкологической клиники. Поскольку Р. была мусульманкой, да к тому же правоверной, для нее было потрясением то, что ее лечащий врач - мужчина. Она потребовала замены врача и получила ответ заведующего отделением: «Не нравится врач – ложитесь в другую больницу».
Согласны ли Вы с позицией заведующего отделением:
А) по существу?
Б) по форме?
8.Пациент Л. категорически отказывается находиться в одной палате с пациентом Р., мотивируя тем, что он «рыжий, а я рыжих терпеть не могу».Правомочно ли заявление Л.?
9.Сторож, работающий в начальной школе, консультируется с психиатром, нанятым школьным советом, и сообщает ему о двух случаях, когда он приставал к маленьким детям; психиатр решает, что его долг сообщить об этом школьному совету.