Врачебная этика древнегреческих врачей. Этические сочинения “Гиппократова сборника”.
1 Гиппократ. Избранные книги.- М., 1994. – С. 85 – 117.
2 Карпов В. П. Гиппократ и Гиппократов сборник. В кн.: Гиппократ. Избранные книги.- М., 1994. – С. 11 – 81.
Этические проблемы, поднятые В. В. Вересаевым в “Записках врача”.
1 Васильев К. Г., Васильев К. К. В. В. Вересаев и его “Записки врача” // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 2002. - №5. – С. 56 – 57.
2 Вересаев В. В. Записки врача. – М., 1961. - Т. 1. - С. 244 – 423.
3 Вересаев В. В. “По поводу “Записок врача””. - М., 1961. - Т. 1. - С. 424 – 460.
4 Тихонов Г. Врач и писатель В. В. Вересаев // Врач. – 1999. - №10. – С. 47 – 48.
Роль В.А. Манассеина в развитии отечественной медицинской этики.
1 Арсеньев Г. И. В. А. Манассеин. – М.: 1951.
2 Крылов В. А “Манассеинский рубль” // Медицинская газета. - 21 июля,1989.
М. Я. Мудров о врачебной этике.
1 Белов С. И. М. Я. Мудров о врачебной этике // Здравоохранение Белоруссии. – 1981. – №2. – С. 12 – 14.
2 Мудров М. Я. Избранные произведения. - М.: 1949.
Этические взгляды Н. И. Пирогова.
1 Коротких Р. В. Н. И. Пирогов и вопросы врачебной этики // Советское здравоохранение. – 1981 - №12. – С. 54 – 57
2 Котельников В. П. Современное значение деонтологических принципов Н. И. Пирогова // Клиническая медицина. – 1985 – № 11. – С. 131 – 138.
3 Петровский Б. В. Гуманизм современной медицины и Н. И. Пирогов // Клиническая медицина. – 1989 - №7. – С. 3 – 6.
4 Пирогов Н.И. Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета // Собр. соч. в 8 томах. - Т. VIII. - М.: Медгиз, 1959. - С. 8-209.
5 Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Там же. - С. 227-320.
Врач-гуманист Ф. П. Гааз и его вклад в развитие врачебной этики.
1 Блохина Н. Н. Спешите делать добро (Ф. П. Гааз, 1780 – 1853) // Фельдшер и акушерка. – 1975. - №4. – С. 47 – 48.
2 Киреев П. М. Ф. П. Гааз (К 200-летию со дня рождения) // Советская медицина. – 1981. – №2. – С. 116 – 119.
3 Ногаллер А. М. Ф. П. Гааз – врач, гуманист // Клиническая медицина. – 2002. - №4. – С. 79 – 82
Проблема медицинской деонтологии в трудах П. П. Петрова.
1 Нуштаев И. А. Становление хирургической деонтологии в России // Вестник хирургии. – 1999 - №4 – С. 103 – 104.
2 Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. – 2-е изд. – Л.,1956.
Проблемные вопросы и задания
Ознакомьтесь с нижеприведённым мифом, изложенным древнегреческим философом Протагором в диалогах Платона.
Было время, когда земля ещё оставалась необитаемой. Создали боги живых существ и стали распределять среди них способности. Одни сильные, но лишены быстроты; другие слабые, зато скоростные. Хищные существа размножаются медленно, а травоядные плодятся быстро. Один человек по недосмотру, случайно, остался нагой и беззащитный. И хотя Прометей украл для людей огонь и дал им способность к мастерству, всё равно люди не могли жить сообща, страдали от зависти, злобы и раздоров, и начали вымирать. Тогда боги послали Гермеса, чтобы ввести стыд и правду, вражду сменить доверием. Спросил Гермес, как распределять стыд и правду – как все искусства или иначе? Все искусства были распределены выборочно. И это разумно, ибо одного врача хватает на многих. Так же необязательно, чтобы все были кузнецами.
Как Вы думаете, что ответил Зевс на вопрос Гермеса? Почему?
2.В начале своей работы В.В. Вересаев пытался быть бескорыстным, лечил пациентов безвозмездно и, чтобы заработать себе на пропитание, подрабатывал по вечерам перепиской документов для богатых людей. Однако позже его взгляды изменились, и он решил, что врач имеет полное моральное право на заслуженный им гонорар.
Как Вы думаете, почему?
3.В первые годы советской власти было выдвинуто предложение об отмене понятия врачебной тайны, так как «болезнь – не позор, а несчастье», а значит, сведения о болезни также не позорны и нет необходимости держать их в тайне. В частности, такой точки зрения придерживался первый нарком здравоохранения РФ Н.А. Семашко.
Согласны ли Вы с аргументами Н. А. Семашко? Изменилась ли его точка зрения с течением времени? Если да, то как?
4.Проанализируйте содержание текста Клятвы Гиппократа, Женевской декларации (1948), Факультетского обещания русских врачей, Присяги врача Советского Союза (1971), Клятвы российского врача (1994), Клятвы врача Российской Федерации (1999).
Охарактеризуйте сходство и различия в этих документах, укажите возможные причины.
5.Известный врач-педиатр Ю. Д. Домбровская на вопрос, что является главным качеством педиатра, ответила: «Ну, конечно, теплые руки».
Как Вы понимаете эти слова?
6.Чуть более четырех веков назад этик F. Rabelais сказал приблизительно так: «Наука без совести это разрушенная душа». В наши дни Jean Bernard ответил следующей репликой: «Я оплакиваю больного, у которого врач имеет совестливую душу, но не слишком научно образован».