Расширенная формула спокойствия.
Расслабление верхних конечностей брюшного пресса и грудной мускулатуры.
Формула спокойствия.
Гетерогенные внушения, направленные на усиление терапевтического эффекта самовнушений.
Представление трудной речевой ситуации.
Формула спокойствия.
Речевая тренировка.
Расширенная формула спокойствия.
Гетерогенные внушения, фиксирующие речевые достижения тренирующихся и утверждающие возможность их реализации в обычных жизненных ситуациях.
Двигательные упражнения.
Заключительная беседа.
Отчеты больных.
Условие проведения речевых тренировок несколько изменяются: тренирующиеся начинают на втором этапе работать с открытыми глазами.
Основная особенность этого этапа заключается во введении представлений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых тренировок и в закреплении речевых достижений заикающихся путем гетерогенных внушений. Правомерность использования приема представлений для выработки новых форм реагирования на патогенные в прошлом ситуации опирается на положения, которые были высказаны Валуевой М.Н. (1967). А именно: представление эмоционально окрашенных ситуаций способно вызывать у индивида эмоциональные и вегетативные сдвиги, аналогичные возникающим в реальной обстановке.
Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.
Например. Предлагаемая ситуация — посещение магазина. Ведущий обращается к заикающимся: “Ваша задача — пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к другому... Выбираете, что вам нужно купить, и подходите к кассе... Занимаете очередь... Впереди вас два человека. Вы — третий. Очередь продвигается... Вы слышите голос кассира. Она говорит громко, нетерпеливо... Это волнует вас... Вы чувствуете (дается описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситуации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия”.
Как только в самоотчетах появляются записи об успешном преодолении волнения, перед заикающимися ставится задача повышенной сложности: представить ситуацию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.
Например. Ситуация та же. Задача: “Воспользовавшись формулами самовнушения (“спокоен”, “совершенно спокоен” и пр.) обратиться к кассиру, назвав необходимую сумму.
Представления новых форм эмоционального и речевого реагирования вначале закрепляются на логопедических занятиях, а затем актуализируются на функциональных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуациях. Таким образом используется ступенчатая система контроля и подкрепления (представления — логопедические занятия — функциональные тренировки в реальных условиях — представления).0на позволяет добиться постепенного угашения невротических и вазовегетативных реакций, характерных для данной личности, и разрушения патологических условных связей между эмоциональными, речевыми реакциями и патогенными ситуациями.
Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающиеся используют приемы локальной релаксации. Их цель — обеспечить возможность самостоятельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и вокального аппаратов.
При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:
Мышцы глотки расслабляются,
Язык расслабляется,
Нижняя челюсть расслабляется,
Чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глотки и в корне языка.
В речевом плане это этап напряженных речевых тренировок различной сложности.
Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT, представления направлены на выработку новых речевых стереотипов, преодоление логофобии.
Во время тренировок заикающиеся постепенно переходят от легкого дремотного состояния к клиническому “бодрствованию”, от мысленного проговаривания — к активной речевой деятельности.
Речевые тренировки второго этапа проходят по следующей схеме:
Выработка новых речевых стереотипов (переход от мысленного проговаривания к сопряженно-отраженной и шепотной речи).
Закрепление речевых навыков, выработанных на первом занятии AT и на логопедических занятиях (коллективное чтение текстов, шепотная речь, переходящая в громкую).
Подготовка к логопедическим занятиям, одновременная работа всех членов группы (речь громкая).