Понятие, задачи и принципы взаимодействия
Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел является одним из важным условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно посредством рационального сочетания соответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Правовую основу взаимодействия составляют:
·
уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
·
приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по во
просам организации следственной работы;
·
нормативные акты МВД России, в том числе Инструкция по организации
взаимодействия следственных аппаратов с оперативными и экспертно-криминалис
тическими службами органов внутренних дел при раскрытии и расследовании пре
ступлений (1989 г.).
Основными задачами взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
·
раскрытие и расследование преступлений;
·
привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших,
и возмещение причиненного ими материального ущерба;
·
совместная деятельность по розыску преступников;
·
пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.
Глава 23 379
Взаимодействие названных служб можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность следователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Основными принципами взаимодействия являются следующие:
1.
соответствие совместной деятельности требованиям закона;
2.
организующая роль и ответственность следователя за своевременное и каче
ственное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в
принятии решений;
3.
самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законо
дательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;
4.
плановость взаимодействия;
5.
непрерывность взаимодействия.
^ Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий (ст. 127 УПК РСФСР). Такие указания и поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. В соответствии со ст. 196 УПК РСФСР следователь может поручить органам дознания произвести розыск обвиняемого, если его место нахождения неизвестно.
В ст. 119 УПК РСФСР указывается, что орган дознания при обнаружении признаков преступления, когда производство предварительного следствия обязательно (при отсутствии следователя), возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей. Выполнив неотложные следственные действия, орган дознания обязан передать дело следователю, но и после этого обязан по поручению последнего проводить следственные и розыскные действия, осуществляя розыск преступника, уведомляя следователя о результатах.
В случаях, предусмотренных законом, следователь вправе вызвать для участия в производстве следственного действия специалиста, не заинтересованного в исходе дела. Требование следователя обязательно для руководителя учреждения, предприятия или организации, где работает специалист.
Согласно ст. 1331 УПК РСФСР специалист обязан: явиться по вызову; участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; давать пояснения по поводу выполненных им действий. В то же время специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.
^ Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений
В ходе расследования следователь широко взаимодействует с экспертными учреждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусствоведам, математикам и т. д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом. Так, согласно ст. 78 УПК РСФСР требование следователя о вызове эксперта является обязательным для руководителя предприятия, учреждения или организации, где он работает, а ст. 82 УПК РСФСР обязывает эксперта явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
^ Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы (подразделения) следует привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Но сотрудникам других служб, привлекаемым к совместной деятельности, нельзя отводить роль пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники или сотрудники экспертно-криминалистической службы исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступить инициаторами контакта, предлагать следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию данной информации. Для обеспечения результативности оперативных мероприятий следователь вправе по просьбе оперативного работника или по своей инициативе знакомить его с материалами уголовного дела.
На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от сотрудника оперативно-розыскного подразделения. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие - отвечает совместно со следователем.
Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений сообщают следователю об информации, полученной ими в результате использования имеющихся в их распоряжении средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодействие, является регламентируемая законом инициатива эксперта (ст. 191 УПК РСФСР). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит
Глава 23 381
обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.
^ Самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативный работник самостоятельно определяет необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; поисковые мероприятия, для проведения которых должны использоваться силы и средства других служб, и привлекает к сотрудничеству эти службы, несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
^ Плановость взаимодействия - важнейший его принцип. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане предусматривается участие всех заинтересованных служб в раскрытии преступлений, указываются конкретные исполнители и сроки. Разработка подробных письменных планов особенно необходима по так называемым «неочевидным преступлениям», в тех ситуациях, когда в начале расследования отсутствует информация о подозреваемом. План расследования определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Отдельные планы составляются и при проведении наиболее сложных следственных действий.
^ Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.
35.
Классификация судебных экспертиз имеет большое значение для теории и практики, поскольку позволяет определить направленность их методического и организационного обеспечения, и проводится по разным основаниям:
- характеру отрасли специальных знаний (предмету, объекту и методам исследования, определяющим сущность специальных познаний эксперта, - криминалистические, судебно-медицинские и др.);
- организационно-процессуальным - первичные, дополнительные, повторные, единоличные, комиссионные, комплексные.
Классификация по характеру отрасли специальных знаний имеет четыре уровня: классы, роды, виды, подвиды.
Такое деление судебных экспертиз с учетом решаемых ими задач имеет существенное значение:
- помогает лицу, назначившему экспертизу, в правильном выборе адресата экспертного исследования;
- предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;
- помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертном учреждении (СЭУ), а также прогнозировать создание новых экспертиз.