Понятие, задачи и принципы взаимодействия

Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками опера­тивно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутрен­них дел является одним из важным условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыск­ные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно посредством рационального сочетания соответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступ­лений и изобличению виновных.

Правовую основу взаимодействия составляют:

·
уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;

·
приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по во­
просам организации следственной работы;

·
нормативные акты МВД России, в том числе Инструкция по организации
взаимодействия следственных аппаратов с оперативными и экспертно-криминалис­
тическими службами органов внутренних дел при раскрытии и расследовании пре­
ступлений (1989 г.).


Основными задачами взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

·
раскрытие и расследование преступлений;

·
привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших,
и возмещение причиненного ими материального ущерба;

·
совместная деятельность по розыску преступников;

·
пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.


Глава 23 379

Взаимодействие названных служб можно определить как основанную на зако­нодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность сле­дователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, рас­следования и предотвращения преступлений.

Основными принципами взаимодействия являются следующие:

1.
соответствие совместной деятельности требованиям закона;

2.
организующая роль и ответственность следователя за своевременное и каче­
ственное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в
принятии решений;

3.
самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законо­
дательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

4.
плановость взаимодействия;

5.
непрерывность взаимодействия.


^ Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий (ст. 127 УПК РСФСР). Такие указания и поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. В соответствии со ст. 196 УПК РСФСР следователь может поручить органам дознания произвести розыск обви­няемого, если его место нахождения неизвестно.

В ст. 119 УПК РСФСР указывается, что орган дознания при обнаружении при­знаков преступления, когда производство предварительного следствия обязательно (при отсутствии следователя), возбуждает уголовное дело и производит неотлож­ные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потер­певших и свидетелей. Выполнив неотложные следственные действия, орган дозна­ния обязан передать дело следователю, но и после этого обязан по поручению по­следнего проводить следственные и розыскные действия, осуществляя розыск пре­ступника, уведомляя следователя о результатах.

В случаях, предусмотренных законом, следователь вправе вызвать для участия в производстве следственного действия специалиста, не заинтересованного в исходе дела. Требование следователя обязательно для руководителя учреждения, предпри­ятия или организации, где работает специалист.

Согласно ст. 1331 УПК РСФСР специалист обязан: явиться по вызову; участво­вать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказа­тельств; обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаруже­нием, закреплением и изъятием доказательств; давать пояснения по поводу выпол­ненных им действий. В то же время специалист вправе делать подлежащие занесе­нию в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.

^ Раздел IV. Организация раскрытия и расследования преступлений


В ходе расследования следователь широко взаимодействует с экспертными уч­реждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусствоведам, математикам и т. д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом. Так, согласно ст. 78 УПК РСФСР тре­бование следователя о вызове эксперта является обязательным для руководителя предприятия, учреждения или организации, где он работает, а ст. 82 УПК РСФСР обязывает эксперта явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать объективное заключение по поставленным перед ним во­просам.

^ Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и каче­ственное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получе­ние санкции прокурора) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы (подразделения) следует привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Но сотрудникам других служб, привлекаемым к совместной деятель­ности, нельзя отводить роль пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники или сотрудники экспертно-криминалистической службы исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступить инициаторами контакта, предлагать следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имею­щихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию данной информации. Для обеспечения результативности оперативных мероприятий следо­ватель вправе по просьбе оперативного работника или по своей инициативе знако­мить его с материалами уголовного дела.

На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступ­лении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от сотрудника опера­тивно-розыскного подразделения. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении представителей других заинте­ресованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руково­дителей, которые определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие - отвечает совместно со следователем.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений сообщают следова­телю об информации, полученной ими в результате использования имеющихся в их распоряжении средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодей­ствие, является регламентируемая законом инициатива эксперта (ст. 191 УПК РСФСР). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит


Глава 23 381

обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были по­ставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

^ Самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в вы­боре в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативный работник самостоятельно опре­деляет необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершив­ших преступления; поисковые мероприятия, для проведения которых должны ис­пользоваться силы и средства других служб, и привлекает к сотрудничеству эти службы, несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

^ Плановость взаимодействия - важнейший его принцип. Необходимо осуществ­лять согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане предусматривается участие всех заинтересованных служб в раскрытии преступлений, указываются конкретные исполнители и сроки. Разработ­ка подробных письменных планов особенно необходима по так называемым «не­очевидным преступлениям», в тех ситуациях, когда в начале расследования отсут­ствует информация о подозреваемом. План расследования определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Отдельные планы составляются и при прове­дении наиболее сложных следственных действий.

^ Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

35.

Классификация судебных экспертиз имеет большое значение для теории и практики, поскольку позволяет определить направленность их методического и организационного обеспечения, и проводится по разным основаниям:

- характеру отрасли специальных знаний (предмету, объекту и методам исследования, определяющим сущность специальных познаний эксперта, - криминалистические, судебно-медицинские и др.);

- организационно-процессуальным - первичные, дополнительные, повторные, единоличные, комиссионные, комплексные.

Классификация по характеру отрасли специальных знаний имеет четыре уровня: классы, роды, виды, подвиды.

Такое деление судебных экспертиз с учетом решаемых ими задач имеет существенное значение:

- помогает лицу, назначившему экспертизу, в правильном выборе адресата экспертного исследования;

- предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;

- помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертном учреждении (СЭУ), а также прогнозировать создание новых экспертиз.

Наши рекомендации