Интенциональность осознанная и неосознанная
В плане работы в гештальт-терапии, мне кажется, не имеет смысла опираться на различение того, что в других подходах может принадлежать осознанному и неосознанному на уровне интенциональности. Такое различение также относится к разряду «ложных дихотомий», о которых говорят Перлз и Гудмен80. Наш подход, нацеленный на осознавание (le devenir-con-scient), не требует постулирования «места», от которого зависели бы интенции, могущие вступать в противоречие с теми интенциями, которые уже присутствуют в сознании. Симптом в таком смысле составляет нечто неустранимое в том, что касается данного вопроса о некоей интенциональной нацеленности, которая должна соединить осознанное и неосознанное, чтобы быть развернутой для объяснения. Ребенок, который в какой-то момент начинает плохо учиться, конечно, не осознает, что он фактически добивается мобилизации внимания и поддерживающего присутствия со стороны своей матери, чтобы предупредить тем самым усугубление ее депрессии. Тем не менее, пока интенциональность не будет актуализирована — что необязательно подразумевает ее осознавание — и пока другие модальности достижения
Ibid., p. 64-71
Быть в присутствии другого 147
этой существенной цели не будут выработаны, симптом будет сопротивляться его узнаванию.
Вот почему мне кажется фундаментально важным, когда мы предпринимаем работу по раскрытию симптома, актуализировать его влияние на окружающее. Как он может ощущаться? Как он затрагивает другого? Как он мобилизует ответные действия? Это будут существенные данные, позволяющие пойти на риск выдвижения гипотез о смысле интенциональности.
Когда гештальт-терапия объявляет, что симптом начинается — в момент своего возникновения — как творческое приспособление к ситуации, возможно, неловкая попытка решить встреченную проблему, она имплицитно признает интенциональность данного приема. Это некое направленное значение (un vouloir-dire adresse).
Синтез
Опираясь на работы Брентано, Гуссерля и ряда их последователей — хотя и не расписываясь в абсолютной верности их идеям — я постарался показать, насколько ценным приобретением может оказаться для психотерапии понятие интенциональности. Другие авторы, пишущие о гештальт-терапии, как, например, Пьетро Кавалери81, сделали это понятие центральной темой своих размышлений. Однако мне кажется, что мы не можем последовать за Кавалери в том определении, которое он предлагает, поскольку он уподобляет «произвольность» Гудмена интенциональности Гуссерля. Таким образом, интенциональность оказывается для него характеристикой self в примерном значении «я». Такое понимание интенци-
81 Cavaleri P. Le concept d'intentionnalite en phenomenologie et en Gestalt-therapie (Documents de 1'IFGT, № 56, 1992).
148 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
149
ональности, наверное, соответствует одному из повседневных употреблений слова. Так, например, когда извиняются, то по-французски говорят: «Je ne l'ai pas fais intentionnellement» («Я это сделал ненарочно»). В данном случае «intentionnellement» («нарочно») значит явно то же, что и «deliberement» («произвольно»). Со своей стороны я позиционирую интенциональ-ность как конститутивный элемент появления фигуры и хотел бы увязать ее в большей мере с «id ситуации», с ее «... а потом» в перспективе поля. Если индивидуализацию, как это я предполагаю, предстоит искать в том, что касается актуализации отражений данной интенциональности, то в клинической ситуации я могу наблюдать ее только как нечто неясное и расплывчатое. Лишь возвращение к истокам осмысленных интенций, к этой неточной интенциональности, которая свидетельствует о «я» столько же, сколько о другом и о ситуации, позволит отчасти извлечь self из игры репрезентаций, предустановленных функцией personality, и привести его к такой модальности «я», которая будет накрепко связана с id и ситуацией. Психопатология преконтакта поведет за собой нашу мысль и будет содержанием второй части нашего очерка.
Неясное и расплывчатое
Я заимствую два этих понятия у Эжена Минков-ски82. Мне кажется, что они особенно подходят для обозначения той фазы процесса создания-разрушения гештальтов, которая наступает в момент появления и/ или конструирования фигуры, на выходе плодотворной пустоты, которая, согласно Перлзу, определяет нулевую степень, до и после всякого гештальта.
Minkowski E. Traite de psychopathologie. 1999, chap. III.
В терапевтическом процессе, как его описывает ге-штальт-терапевт, каждая последовательность управляется «танцем» фигур и фонов. В ходе преконтакта фигура возникает и постепенно дифференцируется на фоне. Задний план этой фигуры — или фон - питает и поддерживает фигуру, и только во взаимосвязи фигуры и фона возникает смысл. Фигура придает смысл фону, который без нее был бы путаницей или неясными ассоциациями. И точно так же фон придает смысл фигуре, ее воздвигает и поддерживает. Это отношение фигура-фон есть интенциональность, направленность, побуждение. На следующей фазе вхождения в контакт интенциональность отношения фигура-фон может выиграть в масштабе, точности, ясности и твердости по ходу развертывания контакта в активных и осмысленных формах.
Порой пациент приходит на сессию с некой готовой темой, проблемой, просьбой, эмоциональным переживанием... Это придание формы, конституиро-вание смысла произошло раньше, и фигура, которую он, таким образом, приносит с собой, в некотором смысле является почкой, которая готова раскрыться.
Однако эта фигура уже нагружена историей, представлениями, языком, готовыми мнениями. «Память индивида - это склад смыслов»83. Я далек от того, чтобы предендовать на доступ к tabula rasa попадания функции personality в оформление будущего опыта. Однако стоит ввести элемент игры в то, что может быть системой слишком хорошо смазанных зубчатых колес. Ввести неуверенность, а, может быть, даже сомнения. Это именно то, что делает гештальт-тера-певт — иногда интуитивно, — когда он не принимает фигуру (фигуру-ширму) такой, какой пациент ее с собой приносит, а раскрывает ее вместе с ним. Пос-
83 Dorra M. Heidegger, Primo Levi et le sequoia. P., 2001, p. 69.
150
Жан-Мари Робин
нить в присутствии другого 151
тупая так, он в некотором смысле возвращается к тем обстоятельствам, в которых возникла данная фигура, к выявлению материала, из которого она построена. Он прочесывает и собирает заново конститутивные элементы фона: мысли, переживания, ощущения, жесты, аналогичный язык, ассоциации, вербальные и невербальные выражения, чувства, эмоции, обрывки значения и т. д. Эта работа, направленная на фон приносимой пациентом фигуры, часто перераспределяет возбуждение и — в силу самого факта принятия в расчет настоящего момента ситуации и, в частности, присутствия другого — меняет и заново создает направленность и смысл, усложняет интенцио-нальность, увеличивая путаницу. Минковски замечательно показал, как то, что должно было бы оставаться единым, оказывается порой разделенным, и он назвал этот феномен «разъединением». Он противопоставил такое «разъединение» тому, что он назвал «связью», скрепляющей — иногда неправильно — то, что должно было бы быть разъединено. Он замечательно показал, как эти феномены действуют в ряде патологий, которые описываются как эпилепсия и шизофрения, и уточнил также, как именно в смягченных модальностях они действуют в мире форм. Фигуры, которые нам приносят пациенты, наполнены разъединениями и связями, сопряжены с историей, нарративной идентичностью, контекстом и множеством иных факторов, и именно в это самое место требуется ввести «игру» и подвижность. Конечно, новые разъединения и новые связи не замедлят установиться. Они, возможно, станут предметом новых колебаний. В активизации этих процессов состоит основополагающая часть (основания) терапевтической работы. И именно в этом случае слово «работа» приобретает весь свой смысл, который меня вполне устра-
ивает, когда я думаю, что говорят о «куске дерева, которое он обрабатывает».
«Теперь у нас снова есть реальность; она встает перед нами во всей ее первичной полноте. В этой реальности в зависимости от разных требований мы нарезаем отрезки или сектора. Именно так... мы приходим к утверждению «объекта». Мы делаем это не тем способом, что отделяем его от других объектов... а отделяя от него все, что находится вокруг него, все, что изначально его окутывает, привязывает его ко всему, т. е. мы отделяем всю живую и подвижную среду, в которую он погружен, среду, в которой, кажется, все должно смешаться, находя, однако, в то же самое время свой первоисточник, сам созданный из дыхания поэзии, которая проходит через реальность и которая составляет ее часть так же, как проза, созданный также из той сферы, где слова создают образ и живые метафоры, понятные каждому, находят свое место, так живо передают почти каждый момент этой стороны жизни»84. В этом блестящем описании Минковски не достаточно ли заменить «объект» на «фигуру», чтобы увидеть воочию процесс конструирования, над которым работают пациент и терапевт?
Но это разъединение сопряжено со связыванием: «Жизнь отнюдь не создана из объектов, которые располагаются в пространстве, и фактов, которые располагаются во времени; она создана из динамики, которая затрагивает все. У человека мы находим потребность еле-
ос
довать этим путем, завязывать, устанавливать связь»0.
Минковски дал набросок артикуляции, существующей между смешением и механизмом связи. «В смешении вещи, которые должны существовать отдельно, посягают друг на друга, вступают друг в дру-
84 Minkowski E. Op. cit., p. 694.
85 Ibid., p. 696.
152
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
153
га, короче говоря, смешиваются»86. Переживания являются агломератами, амальгамами, смесями. Никакая фигура не может появиться с точными контурами, границами, рельефностью, яркостью, содержательностью. Гештальт-терапевт узнает в этом одну из клинических форм слияния, которая, по словам наших основателей, препятствует открытию-и-изобре-тению фигуры, выделяемой из фона. Как мы смогли показать в одной из предыдущих работ87, хотя слияние позволяет связать опыт, оно может также его отчуждать, поддерживая в пациенте ощущение тумана, из которого фигура едва ли может быть извлечена.
К другой характерной черте опыта слияния можно приблизиться посредством предложенного Мин-ковски понятия «неясного». В данном случае, также «контуры, пределы, границы подорваны, отчасти стерты, раздерганы по нитке, лишены точности, перестают быть проведенными контурами и границами, но эта дефективность происходит не из-за того, что разные объекты подменяют друг друга и спутаны; стирание относится к самому объекту»88. Речь неясна, потребность неясна, интенциональность неясна, и доколе она остается неясной, будет трудно наложить фигуру как таковую в поле опыта субъекта. Между тем фигура есть; она, если так можно выразиться, пребывает в состоянии рождения, ибо только формируется. Смешение, наверное, предшествует, ибо заражает появление. Из этого неточного появления выделяется некая форма с более дифференцированными контурами, сначала не очень ясно, и она может стать более точной, т.
86 Ibid., р. 699.
87 Robine J.-M., Lapeyronnie В. La confluence, l'experience
liee et l'experience alienee // Robine J.-M. Gestalt-Therapie, la
construction du soi. P., 1998.
88 Minkowski E. Op. cit., p. 700.
е. унифицированной. Смешение, наверное, находится в большей мере на уровне содержания ощущений, переживаний, тогда как неясное начинает ограничивать, извлекать, мыслить, собирать в одну фигуру.
Неясное и запутанное делают возможными заблуждения и ошибки. Прогрессивная дифференциация в деле обретения формы, которую при поддержке терапевта они могут вызвать, составляет главный момент предконтакта конструирования гештальта. Из первоначального смешения вычленяются начатки осознания; прочесывание позволяет собрать неясные формы, экстракты опыта, которые, будучи собраны вместе, будут образовывать фигуру все более и более точную, все более содержательную.
Смешение и неясность могут вызывать беспокойство, и это может побудить субъекта к поспешным дифференциациям, которые с обретением зафиксированной формы могут потерять подвижность. Фиксированная форма есть довод, помогающий сдержать тревожность в некоей данной ситуации. И она будет воспроизводиться, игнорируя трансформации исходной ситуации.
Появление некоей точной фигуры также также может вызвать тревожность. Слияние позволяет прервать процесс путем возвращения к смешению, неясности, недифференцированности.
Данный момент конструирования гештальта есть, таким образом, особенно заметный и потенциально плодотворный момент терапевтической встречи, так как он возвращает в работу процесс индивидуа-ции, который начинается с нуля. Мыслительная парадигма, которая существовала, вероятно, со времен Аристотеля, свела индивидуацию к индивидуальному (Гindividuation a l'individue). Это значит, что конституированный индивид структурирует реальное, а не ре-
154
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
155
альное руководит индивидуацией. Стабильное состояние, на котором зиждется понятие индивида, мыслится, в таком случае как сама форма существования. Но самое стабильное состояние во всех сферах — это смерть. Жизнь, напротив, есть мобильность и процесс. Каждый момент — это возможность нового зарождения, становления исходя из сложных ситуаций настоящего и тем самым возможность включиться в переустройство процессов исходя из состояний.
Терапевт в силах способствовать разъединению, дифференциации сплавов, сепарации слитного. Речь не идет, разумеется, о том, чтобы заменить старые связи, которые воспринимаются как дисфункциональные, новыми связями, которые воспринимаются Как присвоенные. В гораздо большей мере речь идет о том, чтобы ввести мобильность таким образом, чтобы опыт в состоянии зарождения мог моделировать наличные и доступные материалы в форме творческих, постоянно обновляемых конфигураций.
На этой фазе опыта терапевт призван исполнять поистине эстетическую функцию: он сопровождает процесс придания формы, Gestaltung, гештальтирование. И точно так же пациент для придания конфигурации элементам, существующим в настоящий момент, пускает в ход свои эстетические функции. Фрейд в свое время противопоставлял действие художника действию скульптора. Первый работает путем прибавления материи, последовательными слоями, посредством присоединений и перекрытий. Скульптор, - пояснял Фрейд, — действует путем последовательных удалений: он заставляет форму появиться, удаляя материал, стружку за стружкой, удар за ударом. Творчество в XX веке изменило модальности создания формы: художник может разрывать холст, протыкать и склеивать, царапать и резать; скульптор может объединять разнородные материалы (Больтански, Аннет Мессажер и др.), работать при
помощи сжатия и растяжения (Сезар и др.), собирания и рядоположения (Арман и др.), упаковки и покрытия (Христо и др.), сварки (Джакометти и др.), ready-made (Дюшан и др.), конструкций (военные машины или летательные машины Панамаренко, иглу Марио Меца и др.) и т. д. И почему бы не распространить метафору на другие практики формы, как-то заставлять вибрировать струну виолончели, танцевать, делать постановку, делать оркестровку, петь, быть клоуном, рассказывать, воображать и т. д. Каждая художественная практика включает в себя свои границы и требует своих талантов; каждая может научить нас новым особенностям придания формы. И точно так же фабрикация симптомов и дисфункции подчинена той же динамике придания формы, как это хорошо показал Ранк89, а такие гештальтистские авторы, как Майкл В. Миллер90, стремяться подступиться этим путем к факту психопатологии.
Эта модальность позволяет подступиться к тому, что Мерло-Понти называет «говорящая речь» (la parole parlante)91. To, что он обозначает таким образом, есть такая речь, которая в момент рождения вдохновляется значимой интенцией и которая стремиться «преобразовать в слова некоторое молчание»92, которое ей предшествует. Такую «говорящую речь» Мерло-Понти противопоставляет «сказанной речи» (la parole parlee), которая опирается на устоявшиеся значения и «пользуется имеющимися значениями как неким накопленным
89 Rank О. L'art et l'artiste. P., 1984.
90 Miller M. V. La poetique de la Gestalt-therapie. Bordeaux,
2002.
91 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, P., 1976,
p. 229 (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология вос
приятия. СПб., 1999, с. 254-255).
92 Idem. Le visible et l'invisible, P., 1964, p. 166 (русск. пер.:
Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2006).
156
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 157
богатством»93. Исходя из этих благоприобретенных и наличествующих значений художник и ребенок могут производить другие акты выражения, трансформировать сказанную речь в речь, которая снова будет говорящей. С немалой пользой для себя в этой связи можно перечесть страницы, которые в 7 главе «Гештальт-терапии» Гудмен посвятил болтовне и поэзии94.