Интенциональность и ситуация
Всякая ситуация, а, в особенности, всякая ситуация межличностных отношений мобилизует у каждого участника определенную интенциональность.
65 Levinas E. Intentionnalite et sensation // En decouvrant
l'existence avec Husserl et Heidegger. P., 1974.
66 Searle J. L'intentionnalite. Essai de philosophic des etats men-
taux. P., 1985.
67 Chemouni J. (dir.). Clinique de l'intentionnalite. 2001.
68 Ibid., p. 46.
Быть в присутствии другого 139
Сила, которая мобилизует эту интенциональность, может быть обозначена и описана разными способами. Фрейд69 говорил об этом в терминах импульсов и, следуя за Гроддеком70, разработал свою теорию «id», первое вместилище психической энергии. (Для наших последующих размышлений, кроме того, важно вспомнить, что, когда Фрейд предпринял теоретическое рассмотрение психических инстанций (id, ego и superego) с динамической и психогенетической точки зрения, он определил ego и superego как последовательные дифференциации id.) Гудмен71 ввел в свое время понятие «id ситуации» — способ локализации происхождения движущего импульса в самой ситуации, в отличие от всякой локализации в организме или психике. Человек придает форму ситуации, как ситуация придает форму человеку. «Ситуации есть то, к чему индивиды приспосабливаются посредством определений, которые они им дают»72. Это движение контакта и взаимного построения делает индивида дающим и получающим, действующим и являющимся объектом действия в одной и той же операции.
Если id обретает форму в ситуации, то и интенциональность становится интенцией именно в ситуации. Именно так id становится ощущением, аффектом, словом, контактом, актом, поведением, взаимодействием... Гроддек мог утверждать, что «жизнь про-
69 Freud S. Le moi et le за // Freud S. Oeuvres completes (1921—
1923). P., 1991 (русск. пер.: Фрейд З. По ту сторону принци
па наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.
СПб., 1998, с. 80-135).
70 Groddeck G. Le livre du за. Р., 1963.
71 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit.
72 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Que-
re L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa
tions - Nouveaux regards sur l'ecologie des activites sociales.
P., 1999.
140 Жан-Мари Робин
живается посредством id»73. Так или иначе, на основе «id ситуации» или - если угодно сохранять интрапси-хическую модель — на основе «id импульса» изменение и оформление становятся фактом self, составным параметром которого выступает id.
В переживаемом опыте субъект охотно рассматривает ощущения, поступки и т. д. как принадлежащие ему. Он их объясняет и оправдывает в форме личности («нарративной идентичности») и локализует преимущественно в рамках своего «Я», которое, по его мнению, свободно и сознательно. Это затрудняет осмыслить то, как ситуация осуществляет контроль над его опытом. Можно ли сказать, что одна из функций психотерапии состоит в устранении этого — часто имплицитного — представления и восстановлении более сложной картины индивидуализации, принимая в расчет последовательный ряд контактов и ситуаций? Не надо ли постулировать, что в поле опыта интенци-ональность составляет то, что свойственно субъекту, образует и определяет его; что свою интенциональ-ность помещают как ответ на ответ на ситуацию или как инициативу, потому что интенциональность призвана рождать формы?
Как узнать интенциональность другого
Слова ощущений
Гештальт-терапия не является дуалистической теорией, она отказывается от того, что того, что Перлз и Гуд-мен называют «ложными дихотомиями», как-то проти-
Быть в присутствии другого 141
вопоставление души и тела74. И с точки зрения гештальт-терапии нельзя обладать мышлением вне телесного ощущения. Так что было непоследовательно разделять и противопоставлять осмысленную интенциональность и телесную интенциональность, даже если она находится вне поля сознания. Наш подход охотно отдает предпочтение высказыванию пациентом того, что им непосредственно осознается. Сверх того психотерапия предполагает настоящий тренинг по расширению поля осоз-навания в сферах ощущений, эмоций и чувств, жестов и поступков, мыслей и воспоминаний, представлений и фантазий, восприятий среды... На первой стадии создания гештальта речь идет о том, чтобы возникла или выработалась некая ясная фигура, которая затем могла бы войти в фазу раскрытия. «Прочесывание» частичного опыта, который непосредственно осознается, и такого, который выходит на поверхность, собирает, сталкивает, подвигает опыт в направлении смысла. Каждый практикующий терапевт знает, в насколько установление соответствия рассказанного пациентом анекдота телесному ощущению, которое с этим связано, жестикуляции, которая это сопровождает, и т. д. дает другую ориентацию, чем та, которая могла возникнуть на основании одних произнесенных слов (вербализированная интенциональность, т. е. ставшая интенцией), подчас даже не имеющих отношения к ситуации.
Хотя интенциональность имеет «направленность», ее смысл надо искать в целостности ситуации, в поле, понятом как «структура возможностей»75, причем эти возможности не могут быть сведены к одному «организму» или даже к одной психике, как этого хочется слишком многим клиницистам.
Groddeck G. Op. cit.
74 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit., p. 66.
75 Жиль Делез, цит. по: Robine J.-M. Preface.
142 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 143
Интуиция
Клиницисты часто используют слово «интуиция», чтобы обозначить способ, который открывает им доступ к другому человеку и, таким образом, позволяет построить интерпретацию. Впрочем, такие интерпретации иногда бывают дельными. Даже если никто почему-то не вспоминает, что эта модальность доступа к другому не избавлена от навязанных смыслов и проекций и даже игр контр-переноса, она дает знание ряда составляющих опыта пациента, которое часто трудно представить и трудно выразить.
Моя гипотеза состоит в том, что интуиция складывается на пересечении восприятия и резонанса. Знание себя, которым вооружают практикующего терапевта личная терапия и супервизия, помогает ему обнаружить некоторые элементы резонанса, которые могут играть роль в процессе. Необходимо вернуться к тому, что было воспринято подчас неосознанно и интерпретировано чересчур поспешно в форме синтеза, который может показаться пассивным. Каковы знаки языка и тела, голоса и шепота, контекста и атмосферы, которые клиницист воспринимает и немедленно синтезирует в форме общего имплицитного значения?
Кроме того, необходимо не терять из виду, что интуиция, как, впрочем, и восприятие, действуют на основе опыта и знаний клинициста. У меня не было бы интуиции, что данное лицо испытывает стыд, от которого оно стремится избавиться, что оно могло стать жертвой злоупотреблений и плохого обращения или что его депрессия выливается в провалы памяти и фантомы, если бы вещи, о которых идет речь, были бы за пределами моего понимания.