Дополнительные соображения о «ситуации»
Для гештальт-терапевта, которому привычно подходить к совокупности человеческих действий (мышлению, поступкам, речи, движению страстей, исследованию среды и т. д.) как феноменам границы контакта, не составит труда увидеть в этих действиях «действия в ситуациях».
Чтобы использовать такое понимание ситуации в качестве основания моей практики терапевта, я изучал работы разных представителей гуманитарных наук (социологов, этнометодологов, семиотиков, философов и т. д.). Среди многих книг, которые я читал в основном по-английски, я сумел опереться, прежде всего, на «Логику ситуаций — Новые взгляды на экологию социальных действий», которая вышла под редакцией Мишеля де Форнеля и Луи Кере в Школе высших исследований в социальных науках. Этот труд имеет то преимущество, что сводит вместе отдельные тезисы, которые развиваются в других книгах. Я беру оттуда некоторые направления размышления, существенные для гештальт-терапевта, которые, разумеется, хорошо бы развернуть.
Ситуация — это «часть среды, в которой находятся действующие лица и которую они определяют с помощью схем индивидуализации, не будучи в состоянии сделать ее объектом некоего объективного знания, или определить полностью в содержании своих высказываний»35.
35 Barwise J. The Situation in Logic. Stanford, 1989.
120
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
121
а) Ситуация определяет опыт36.
Ситуация способна определять опыт, она не просто вместилище опыта. Культурные правила управляют способом, которым индивиды должны себя вести в силу своего присутствия в ситуации37.
б) Ситуация — объект представления.
Ситуации являются тем, к чему субъекты приспосабливаются посредством определений, которые они им дают. Это определение (приписывание смысла), таким образом, обязательно предваряет всякий акт воли38.
в) Действовать значит обращаться с ситуацией.
Человек не довольствуется анализом ситуации,
в которой он находится, а действительно ее строит. Уместные, выделенные и выбранные элементы, выстраивающие ситуацию, формируют непосредственный контекст действия.
г) Понимать ситуацию значит уметь объяснить
действие.
К. Поппер39, в самом деле, доходит до утверждения, что если в достаточной мере проанализировать ситуацию, в которой находится действующий субъект, можно объяснить его действия исходя из ситуации безо всякого обращения к психологии: действие присваивается ситуации. Субъект находится одновременно в поле возможностей и поле предопределен-ностей40.
36 Dewey J. Art as Experience. New York, 1993.
37 Goffman E. La situation negligee // Les moments et leurs
hommes. P., 1988.
38 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Quere
L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa
tions — Nouveauxregards surl'ecologie desactivitessociales. P.,
1999.
39 Цит. по кн.: Fornel M. de, Quere L. (dir.). Op. cit.
40 См. выше у Перлза, Хефферлина и Гудмена об острой эк
спериментальной ситуации.
д) Ситуации не предрешены.
Этнометодология, напротив, считает, что ситуации
в значительной мере не предрешены; они возникают и шаг за шагом раскрываются в протекании действия. Опираясь на гештальтпсихологию и феноменологию, этнометодологи считают, что обстоятельства, ситуации, события обнаруживают относительную прозрачность ввиду прямой связи ощущения и значения, восприятия и движения. Смысл ситуаций возникает из существования в ситуациях, которое выступает источником молчаливого понимания.
е) «Смысл есть отношение между ситуациями»^.
ж) Зависимость значения от восприятия или от по
нимания
Витгенштейн42, который был увлечен работами Кёлера и гештальтпсихологов, продолжил полемику по важному пункту: с его точки зрения, нельзя говорить о восприятии значения в чистом виде. Восприятие значения выступает неотъемлемой частью восприятия вещей, что противоречит тезису Кёлера, высказывавшегося в пользу того, что значения происходят из акта наделения смыслом, или интерпретации, которая совершается после восприятия единиц информации, данной в ощущениях. Витгенштейн здесь близок к феноменологическому тезису «инструментальности»; речь идет о том, что в одном и том же акте мы схватываем слово «стул» и то, что «на нем сидят». Ниже мы обратимся к понятию возможность и остановимся подробнее. Мы непосредственно воспринимаем объекты, события, ситуации вместе с присущими им значениями.
з) Возможность
Возможность означает иметь ресурсы для того, чтобы сделать что-то. Понятие «возможности», возник-
41 Barwise J. Op. cit.
42 Wittgenstein L. Remarques sur la philosophie de la psycholo
gic 1989 (§869).
122
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
123
шее в продолжение работ Левина о «валентности», кажется, ввел Гибсон43. Оно подразумевает способ, которым среда может быть воспринята в соответствии с теми средствами, которые есть в нашем распоряжении. Но для Гибсона возможность вещей среды непосредственно воспринимается, и ценности и значения являются внешними по отношению к воспринимающему. Активное восприятие ситуации контролируется исследованием возможностей. Согласившись с Гибсоном, мы, таким образом, оказываемся в рядах противников конструктивистского тезиса, согласно которому не существует другой воспринимаемой реальности кроме той, которую мы же и строим. Между тем критическое исследование употребления этого понятия показывает, что «возможности» вещей, событий и ситуаций зависят от намерений и от системы стандартных и социально организованных перспектив.
Заключение
«Ситуации не вызывают наших действий, но и не представляют собой простой фон, на котором мы реализуем наши намерения. Мы воспринимаем ситуацию только в зависимости от наших реальных способностей и желания действовать»44.
Я вернусь еще раз к одному из моих любимых примеров. Одна шестидесятилетняя дама в ходе нашей первой и второй встречи мне обстоятельно рассказывала о том, как она устала от назойливости своих детей и внуков, которые завладели ее жизнью и загонят ее в гроб. Кончался прекрасный летний день, и яркий луч солнца упал на лицо дамы и ослепил ее. Но дама,
43 Цит. по кн.: Fornel M. de, Quere L. (dir.). Op. cit.
44 Joas H. La creativite de l'agir. P., 1999.
кажется, этого не заметила. (Как любят выражаться теоретики ситуации, — «Увиденный, но не замеченный»). Достаточно было отодвинуть кресло на несколько сантиметров в сторону, чтобы избавиться от луча солнца, который заставляло даму строить ужасные гримасы. Но, как говорил Йоас, «мы воспринимаем ситуацию только в зависимости от наших реальных способностей и желания действовать». По всей вероятности, отсутствие готовности как-то поступить мешало даме заметить ситуацию... Работа над ее семейными отношениями, над тем, что мешает ей устанавливать и отстаивать свои личностные границы, вероятно, имела бы низкую эффективность, пока пациентка недостаточно осознает свой прямой контакт с ситуацией, как это и проявилось.
Гештальт-терапевт работает над процессом построения фигур45. Но наше внимание привлекает не столько фигура сама по себе, сколько ее отношение с фоном, который ее образует и поддерживает. Одна фигура, взятая в отдельности, не имеет смысла. Марсель Дюшан, «вынеся» унитаз из дома и водрузив на постамент в музее скульптуры, замечательно это продемонстрировал. Он переосмыслил ситуацию, иначе «расположив» действие и объект. В этом, наверное, и заключается первое действие гештальт-терапевта, а также то, что приковывает наше внимание к своеобразию «здесь», к «здесь» и «теперь» каждой сессии.
45 О терапии - или анализе - гештальта см.: Perls E, Heffer-line R., Goodman P. Gestalt-therapie. I, 7.
Быть в присутствии другого
125
Линии времени