В зависимости от уровня логофобии
Уровни логофобии (по «Речевому опроснику») | Показатели 00 | Достоверность различий, по Стьюденту (р < 0,05) |
I II III | 29,60+1,13 26,94+0,80 28,64+0,92 | I — II |
Данные, представленные в таблице 16, свидетельствуют о наличии достоверных различий только между показателями I и II уровня логофобии. Это означает, что пациенты с I уровнем логофобии характеризуются более высоким ожиданием эффективности собственной деятельности в сравнении с больными, у которых наблюдается IIуровень логофобии. Однако общей тенденции к уменьшению выраженности оптимистических ожиданий по мере нарастания логофобии не выявлено.
На основании индивидуальных бесед с отдельными пациентами, у которых был диагностирован IIIуровень логофобии, можно предположить, что в связи с тяжелыми психологическими реакциями на свою нарушенную речь они с надеждой относятся к предстоящему курсу лечения, особенно ждут методов психотерапевтического воздействия, стремятся к улучшению своего эмоционального состояния (лица, уже освобожденные по состоянию речи от военной службы).
Исследование функционального и дисфункционального внимания к себе у больных заиканием в зависимости от уровня логофобии(приложение 4)
Основные положения этой методики заключаются в следующем:
1) внимание личности может направляться либо проявлениями внешнего мира, либо проявлениями собственной личности;
2) состояние самовнимания оказывает значимое воздействие на поведение и переживания личности.
В состоянии повышенного самовнимания интенсифицируются и активизируются некоторые аспекты собственного «Я». Следствием усиленного самовнимания является то, что индивид осознает различия между собственным действительным поведением — «Я-реальным» и своим «Я-идеальным», т. е. осознает различия между тем, какой он есть в действительности, и каким он хотел бы быть.
Так как представление о самом себе в большинстве случаев является завышенным, несовпадение «Я-реального» с «Я-идеальным» сопровождается негативным эффектом. Процесс сравнения приводит к самокритике. Личность, находящаяся в таком состоянии, мотивирована к тому, чтобы прервать это состояние. Она располагает следующими возможностями:
1) личность может уменьшить рассогласование между действительным поведением и стандартом за счет приспособления «Я-реального» к «Я-идеальному»;
2) личность может попытаться интерпретировать события и информацию, которые угрожают «Я», так, чтобы она действовала на «Я» неугрожающим образом;
3) самоцентрированная личность может попытаться избежать стимулов, вызывающих, поддерживающих и усиливающих самовнимание либо за счет реакции избегания, либо за счет реакций, которые уменьшают внимание (отвлекающие действия).
В связи с исследованием экспериментальной группы заикающихся нас интересовало внимание к себе в плане отношения больного к своему речевому нарушению. Неудовлетворенность «Я-реальным» (т. е. заиканием) и стремление к «Я-идеальному» (т. е. к хорошей речи) в плане описываемой методики может стать стимулом к активному преодолению заикания и является позитивным (функциональным) качеством личности, которе помогает при проведении лечебно-коррекционных мероприятий. Уход больного от речевых проблем, подсознательно им редуцируемых, а в реальной жизни существующих, видимо, можно рассматривать как негативное (дисфункциональное) явление, мешающее проведению лого- и психотерапии.
Анализ указанных личностных особенностей заикающихся, установление корреляций с данными применявшихся методик дают возможность полнее раскрыть личностные особенности больного, целенаправленнее проводить лечение и точнее прогнозировать его результаты.
Наибольшее количество баллов по первой части методики — 40. Низкий уровень — 15 и меньше, средний уровень — от 15 до 25 баллов (норма), высокий — от 25 и выше.
Наибольшее количество баллов по второй части методики — 70. Низкий уровень — 25 и ниже, средний уровень — от 25 до 45, высокий — от 45 баллов и выше (см. приложение 4).
В таблице 17 отражены результаты исследования функционального и дисфункционального внимания к себе (DFS-F и DFS-D) у больных экспериментальной группы в зависимости от выраженности логофобии.
Из таблицы видно, что функциональное внимание к себе (DFS-F) у заикающихся с I уровнем логофобии является позитивным (функциональным) качеством с выраженной тенденцией к снижению цифровых показателей при нарастании выраженности логофобического синдрома, т.е. DFS-F у груп-