Результатов комплексного лечения заикания
Вопрос эффективности комплексного лечения заикания освещался в работах В. М. Шкловского (1966, 1976, 1994), Л. Я. Миссуловина (1969, 1988, 1997), Б. К. Осоки-на (1971), В. А. Ковшикова (1972), В. А. Куршева (1973), В. Г. Казакова (1973), В. И. Селиверстова (1979), Н. А. Власовой, К.-П. Беккер (1978, 1983) и в некоторых других исследованиях.
Обсуждение в литературе результатов лечения осложняется различным подходом многих авторов к определению оценок и критериев эффективности преодоления этого нарушения речи.
Так, например, В. А. Ковшиков (1972), не касаясь вопроса критериев эффективности лечения, оценивает результаты лечебно-коррекционного воздействия следующим образом: полное устранение заикания, значительное улучшение, незначительное улучшение, без улучшения.
Неопределенностью и субъективностью отличаются формулировки оценок, приведенные в работе В. А. Куршева (1973): значительное улучшение, заметное улучшение, небольшое улучшение, отсутствие изменений в состоянии речи.
В монографии «Заикание» (под редакцией Власовой Н. А., Беккер К.-П., 1983) состояние речи заикающихся школьников, окончивших курс лечения, оценивается по показателям (Becker, Stange), которые основываются на следующих критериях:
нормальная речь — обследуемые не обнаруживают никаких симптомов заикания;
скрытое заикание — обследуемые владеют свободной речью, из симптомов заикания обнаруживается лишь эмболофразия;
заикание, не снижающее общения — симптомы заикания проявляются лишь в сложных ситуациях; это не мешает школьникам в учебе и не нарушает их социальной адаптации, стойких аффективных реакций на нарушения речи не наблюдается;
заикание, влияющее на общение — наблюдаются типичные симптомы заикания; социальная активность ограничена, в условиях нормальной школы не исключено отставание в учебе;
неспособность к речевому общению — заикание накладывает отпечаток на всю личность ребенка.
Основываясь на многолетнем опыте работы и учитывая невозможность получения точной и объективной информации о состоянии речи заикающегося, окончившего лечебный курс, в различных ситуациях общения, мы отказались от первой оценки, используемой многими авторами, — «полное устранение» или «нормальная речь», заменив ее оценкой «практически здоровая речь» (для больных, заикающихся с детства; о взрослых людях, начавших заикаться в результате острой психотравмы, будет рассказано ниже), которая более соответствует реальному положению дел. Другие оценки эффективности лечения, применяемые сегодня в межрайонных
логотерапевтических кабинетах, в той или иной мере совпадают с оценками, приведенными во многих работах по заиканию. Результаты лечения взрослых и подростков оцениваются по 4-балльной шкале:
1 — практически здоровая речь (у лечившегося может быть несколько невыраженных судорог в день, такие судороги легко им преодолеваются и не мешают общаться с окружающими людьми в любой обстановке);
2 — значительное улучшение (у заикающегося резко сокращаются количество и тяжесть речевых судорог; в спокойной обстановке больной говорит без заикания, при эмоциональном напряжении речь, как правило, ухудшается, но больной достаточно легко преодолевает эти речевые затруднения);
3 — улучшение (количество и тяжесть речевых судорог несколько уменьшаются; обычно больной испытывает речевые затруднения в ранее трудных для него условиях, эти затруднения не всегда им успешно преодолеваются);
4 — без улучшения состояния речи (к этой группе относятся больные, полностью прошедшие курс лечения без видимых результатов).
Помимо оценки состояния речи, на завершающих этапах лечения исследуются и изменения, произошедшие в нервно-психическом состоянии больного, а также его субъективное отношение к результатам лечебно-коррекционных воздействий, которое складывается из осознания новых речевых возможностей и изменения системы отношений пациента с окружающей средой.
С этой целью проводится комплексное обследование, включающее следующие основные моменты: оценка состояния речи в различных ситуациях, позволяющих осуществить за больным наблюдение (речь в услових кабинета, на конференции в зале, речь на улице, в магазине, в транспорте и др.); субъективная оценка больным своей речи и эмоциональных реакций в ранее сложных для него ситуациях; оценка состояния речи и эмоциональной сферы со слов родственников; оценка состояния речи и эмоциональной сферы преподавателями и по возможности сотрудниками, а также непосредственным руководителем (со слов больного и его родственников); устный отчет больных о самостоятельной работе в процессе курса лечения и достигнутых результатах, с которым они выступают на заключительном занятии.
Имеются сведения о результатах лечения 2414 больных, лечившихся от заикания в четырех межрайонных логотерапевтических кабинетах Ленинграда в 1980-е годы, из них 1609 мужчин и 805 женщин (т. е. наблюдается классическое соотношение 3:1).
В силу общих организационно-методических установок, одинаковых условий работы и равноценной квалификации специалистов кабинеты на протяжении ряда лет дают по поводу эффективности лечения заикающихся примерно одни и те же цифровые данные, которые говорят о некотором улучшении результатов лечебно-коррекционного воздействия в указанные годы в связи с введением в логотерапевтическую практику достижений науки, применением аппарата АИР и иглотерапии (дифференцированное применение психотерапевтических методов и др.). Одинаковые в основном методы и результаты логотерапии заикания свидетельствуют об определенной объективности полученных данных, позволяют их обобщить и вывести средние показатели эффективности лечения за 7 лет (табл. 9).
Таблица 9