Применение АИР на подготовительном этапе лечения
На логопедических занятиях подготовительного этапа, в тех немногочисленных случаях, когда произнесение речевых образцов вызывает у больного затруднения, следует применять аппарат.
При применении аппарата АИР темп произнесения речевых образцов несколько замедляется, вырабатывается более сильный голос, улучшается артикуляция звуков речи. Но модуляции голоса могут стать менее гибкими, может возникнуть некоторая монотонность. Поэтому следует внимательно следить за атакой голоса больного, добиваясь мягкого, «бархатистого» произнесения звуков и по возможности большей интонационной выразительности.
Работая с помощью аппарата над плавностью, темпом и слитностью речи при тренировке образцов речи, необходимо обращать внимание больного на темп и плавность общих движений, так как речевая моторика человека тесно связана с его общими двигательными навыками.
Наблюдения показывают, что применение аппарата на занятиях подготовительного этапа рекомендуется примерно в течение 5—7 минут. Через 2 недели после начала курса лечения, когда больной легко научится произносить образцы с помощью АИР, следует на занятиях постепенно уменьшать задержку речи (до 100—120 мс с учетом индивидуальных особенностей больного) и периодически отключать аппарат. При этом от больного необходимо добиваться речи, точно такой же, как и при использовании аппарата.
На подготовительном этапе лечения наблюдается определенная специфика и в психотерапевтической работе с больными, использующими аппарат АИР.
В процессе психотерапевтических бесед и аутотренинга больным дается правильная психологическая установка на аппарат как на средство автоматизации необходимых речевых навыков, а также внушается отсутствие чувства нелов-
кости, которое испытывают отдельные заикающиеся, приступая к работе с аппаратом.
Применение АИР в процессе сеанса внушения в состоянии бодрствования
На сеансах внушения в состоянии бодрствования (в тех отдельных случаях, когда они в настоящее время проводятся) для некоторых больных также может быть использован аппарат АИР. В этом случае индивидуальное внушение проводится с учетом применения аппарата.
Примерная формула индивидуального внушения: «Сейчас вы с помощью аппарата сосчитаете громко, четко, плавно и слитно от 1 до 10, а затем начнете говорить точно так, как будете считать: громко, легко, свободно, без малейшего страха и боязни! При этом никакой неловкости и смущения в связи с применением аппарата вы не будете испытывать. Вы прекрасно понимаете, что аппарат является «мостиком», переходной стадией в логопедической работе от затрудненной речи к самостоятельной свободной речи в разных ситуациях. В дальнейшем вы будете везде и всюду говорить легко, небыстро, плавно и слитно, громко и четко, без всякого страха речи. Для этого в течение определенного периода вы будете пользоваться аппаратом не только на логопедических занятиях, но и в отдельных, ранее трудных для вас ситуациях: в магазинах, в аудиториях, по телефону и т. д.».
После момента внушения специалист сразу включает аппарат с установленной заранее оптимальной для данного больного задержкой речи и предлагает пациенту произнести ряд цифр от 1 до 10. Затем отраженно (специалист произносит — больной повторяет) проговаривается несколько простых, эмоционально значимых фраз: «Я могу говорить легко и свободно. Я говорю громко, четко и совершенно уверенно. Я говорю в большой аудитории, но никакого страха и боязни я не испытываю. Аппарат АИР помогает мне говорить» и т. п. Потом тренируются диалог и самостоятельная речь больного.
В результате эмоционального императивного внушения и хорошей речи в аудитории, достигнутой с помощью аппарата, у больных появляется чувство уверенности в том, что имеются средства, с помощью которых они смогут избавиться от заикания и страха речи, смогут стать полноценными людьми, т. е. создаются предпосылки для успешного прове-
дения дальнейшей логотерапевтической и психотерапевтической работы.
В некоторых случаях сеанс внушения в состоянии бодрствования может быть заменен психотерапевтической беседой, проводимой без суггестивных методов. Цель этой беседы, содержание внушений и тренировка речи с аппаратом АИР — те же, что и в сеансе с демонстративными методами.
После сеанса внушения в бодрствующем состоянии либо после психотерапевтической беседы вводится охранительный режим (режим молчания), который лицами, применяющими аппарат АИР, проводится так же, как и остальными пациентами (Миссуловин Л. Я., 1988).
Применение АИР на этапе автоматизации навыков улучшенной речи в условиях кабинета
После снятия режима молчания на первых 2—3 занятиях этого этапа работы пациентов, пользующихся аппаратами, целесообразно выделить в отдельную группу. Это дает им возможность приспособиться к аппарату в более спокойной обстановке. Затем следует ввести в общую группу больных, что обеспечивает более естественные условия для тренировки речи. Логопедические занятия начинаются с тренировки несложного диалога. Подобрав оптимальную для каждого больного задержку речи, специалист предлагает пациентам задавать друг другу заранее подготовленные вопросы, требующие конкретного, четкого ответа. Например: «Как ваша фамилия?», «На какой улице вы живете?» и т. д.
В тех случаях, когда при произнесении фраз-образцов с аппаратом в начале первого слова возникает судорога (больные 2-й группы), перед фразой можно просчитать от 1 до 3 и затем без паузы произнести все предложение. При счете с аппаратом на этом этапе работы затруднений, как правило, не бывает. Таким образом, при произнесении цифр перед фразой возникает эффект эха, т. е. еще до начала фразы замедляется темп артикуляторных движений, что дает возможность предупредить речевую судорогу в начале речи.
Работая над диалогической речью и фразами-образцами, больным, периодически использующим АИР, следует давать возможность тренироваться без аппарата. При этом они должны стремиться говорить так же, как и саппаратом, т. е. небыстро, плавно, слитно.
На 3—4 занятии после охранительного режима, если работа идет успешно, рекомендуется приступить к тренировке небольших прозаических отрывков из художественных произведений.
Для этой цели желательно выбирать тексты с несложными грамматическими конструкциями.
В связи с тем, что у больных как 1-й, так и 2-й группы при применении аппарата АИР значительно улучшается речь при чтении, работу над текстами целесообразно начать с чтения выбранного отрывка. В процессе чтения с аппаратом следует особое внимание обращать на мягкость и интонационную выразительность голоса. Для этого больным необходимо сосредоточиваться не только на технике речи, но и на содержании читаемого текста.
Хорошее знание содержания отрывка значительно способствует достижению свободной речи и при пересказе тренировочного текста. Если пациент нечетко знает, о чем ему нужно говорить, путается в построении фразы, допускает слишком большие паузы в связи с припоминанием материала — при работе с аппаратом он не сможет в должной мере сосредоточить внимание на прослушивании своей задержанной речи в наушнике, и в этом случае аппарат может еще больше дезорганизовать речь больного. Поэтому очень важно при работе с аппаратом, особенно на первых порах, свободно владеть текстом, выбранным для пересказа. Изложение материала должно быть по возможности четким, последовательным, с правильным расчленением всего речевого потока на фразы и смысловые паузы. Этим же условиям должны удовлетворять и сообщения, которые делаются больными без предварительной подготовки (специалист предлагает на выбор несколько тем, доступных пациенту).
Продолжительность работы с аппаратом над текстами и сообщениями без предварительной подготовки — 5—10 минут. На этом этапе курса лечения, примерно через 1,5 месяца после сеанса внушения, специфика логопедической работы сбольными 1-й группы заключается в том, что при тренировке текстов аппарат все чаще отключается. Эффект задержанной речи больной использует как пусковой момент, дающий ему возможность войти в нужную речевую колею. При ухудшении речи больной снова прибегает к помощи аппарата. Таким образом, осуществляется правильная психоло-
гическая установка, позволяющая рассматривать аппарат не как речевой протез, без которого невозможно обойтись, а как средство достижения здоровой речи без аппарата.
Для больных 2-й группы, которым АИР при тренировке самостоятельной речи помогает в меньшей степени, возможно одновременное использование аппарата и применение некоторых лого- и психотерапевтических приемов. Так, например, с успехом может быть применен прием моноритмической речи. Моноритмизация заключается в выделении ударением всех слогов в словах, входящих во фразу. Интонация во фразе должна остаться естественной. Этим приемом достигается большая слитность и четкость речи больного.
В тех случаях, когда у больного преобладает тонический тип судорог, наблюдаются сопутствующие и ритуальные движения, перед логопедическим занятием следует проводить короткие сеансы аутотренинга (3—4 мин.). Мышечная расслабленность, ощущение эмоционального покоя и сосредоточенности создают благоприятную почву для более успешного применения аппарата АИР.
Применение АИР в процессе функциональных тренировок в реальной жизни
Примерно за месяц до окончания курса лечения больные начинают активные функциональные тренировки речи в реальных условиях.
Пациенты, использующие аппарат, при желании могут замаскировать корпус АИР одеждой: телефон с заушиной прикрывается волосами либо головным убором, ларингофон закрепляется на шее под воротником или косынкой. Но в результате психотерапевтических мероприятий пациенты должны быть психологически подготовлены к тому, чтобы применять аппарат открыто, без всякого стеснения.
Если тренировка в реальных условиях осуществляется успешно и больной говорит без заикания, по указанию руководителя задержка речи на аппарате может быть уменьшена либо аппарат отключается. В случаях ухудшения речи задержку можно увеличить, а также в отдельных случаях следует применять облегчающие логопедические приемы (моноритмизация и др.).
Занятия с аппаратом в реальных условиях могут длиться до 30 минут. Если у больного возникает ощущение усталости, напряженности, продолжительность тренировки сокращается.
С успехом АИР применяется и в условиях лечебно-тренировочных конференций. Спокойная манера поведения, умение незаметно менять режим работы аппарата подготавливает пациентов к использованию АИР в аналогичных условиях реальной жизни. Имеются сведения об удачном опыте применения аппарата отдельными взрослыми больными на различных собраниях, совещаниях, защитах диссертаций и пр.
Оценка эффективности применения аппарата АИР в курсе комплексного лечения заикания
Итоги лечебно-коррекционной работы, проведенной с помощью аппарата АИР, показали, что в ряде случаев удалось добиться более высокой эффективности устранения заикания (табл. 8). В качестве контрольной группы использовались отобранные в алфавитном порядке истории болезни 104 больных (72 человека с тяжелой, 32 — со средней степенью заикания), которые прошли полный курс комплексного лечения без применения аппарата.
Как видно из таблицы 8, применение аппарата АИР дало возможность увеличить количество пациентов, окончивших лечение с оценкой «практически здоровая речь», а число случаев безрезультатного лечения сократилось вдвое.
Таблица 8