И течения заикания, особенности коррекционной работы
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство «Союз»
Миссуловин Л. Я.
М65 Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-128-9
В книге рассматриваются особенности возникновения, течения и устранения заикания в связи с его патоморфозом. Предложена типология последнего. Разработан ряд новых приемов и рекомендаций, учитывающих выявленный патоморфоз заикания, который указывает на утяжеление внутренней картины данной патологии речи. Особое значение имеет клинико- и экспериментально-психологическая методика определения уровня логофобии, используемая как в лечебной практике, так и при проведении экспертного обследования призывников, страдающих заиканием. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания.
Пособие рекомендуется студентам университетов и педагогических институтов, изучающих патологию речи, а также логопедам и врачам различных специальностей, работающих с указанной категорией больных.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (о книге и ее авторе).................................... 5
От автора........................................................8
Глава 1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
И ЛЕЧЕНИИ ЗАИКАНИЯ.................................... 12
1.1. Попытки изучения и устранения заикания в периоде IV века до н. э. по первую половину Х!Х века...................................... '2
1.2. Дидактический и психологический методы устранения заикания...... 14
1.3. Основные исследования в 30—50-е годы XX века.................. 15
1.4. Современные дидактические и клинико-психологические исследования заикания......................................... 16
1.5. П.атсфизиологические исследования заикания..................... 34
1.6. Трактовка некоторых терминов и результатов лечения заикания
в современных исследованиях................................... 38
1.7. Исследование заикания в зарубежных странах конца первой и второй половины XX века.............................................41
Контрольные вопросы............................................ 58
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ, РЕЧЕВЫХ
И МОТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ
В СВЯЗИ С КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ................ 59
2.1. О заикании как болезни........................................59
2.2. Необходимость исследования патоморфоза заикания в современных условиях.....................................................62
2.3. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале 1980-х годов........65
2.4. Сравнительное исследование речевых, моторных и нервно-психических проявлений у больных заиканием на материале
1980 —1990-х годов........................................... 116
2.5. Типология патоморфоза заикания............................... 125
Контрольные вопросы ........................................... 128
Глава 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
У ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ............................ 129
3.1. Специфика 1980-х годов....................................... 129
3.2. Специфика 1990-х годов....................................... 145
Контрольные вопросы........................................... 151
Глава 4. МАЛОИЗУЧЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЗАИКАНИЯ___152
4.1. Истерическое заикание........................................ 152
4.2. Заикание у детей и подростков, страдающих олигофренией........ 158
Контрольные вопросы............................................ 167
1- 3
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
ЕГО КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ..................... 168
5.1. Специфика подготовительного периода.......................... 169
5.2. Особенности охранительного режима (режима молчания).......... 180
5.3. Специфика этапа автоматизации навыков улучшенной речи........ 181
5.4. Особенности этапа закрепления достигнутых результатов
в реальной жизни............................................. 197
5.5. Аппарат АИР и методика его применения................,.......200
5.6. Прогноз и сравнительный анализ результатов комплексного лечения заикания....................................................210
5.7. Особенности лечения истерического заикания....................217
5.8. Специфика лого- и психотерапии заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией....................................221
Контрольные вопросы ...........................................234
Глава 6. КЛИНИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ВОЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.............235
6.1. Исследование моторных и эмоциональных нарушений у заикающихся
при проведении военной экспертизы............................235
6.2. Результаты клинико-психологических исследований...............240
6.3. Результаты экспериментально-психологических исследований......243
6.4. Результаты корреляционного анализа и обсуждение данных клинического и экспериментально-психологического исследований группы заикающихся призывников ....................................254
6.5. Значение установки заикающихся на призыв в армию при проведении военной экспертизы ..........................................267
6.6. Приемы выявления аггравации и диссимуляции заикания...........276
Контрольные вопросы ...........................................280
Глава 7. ПРОФИЛАКТИКА ........................................281
Контрольные вопросы...........................................284
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................285
Приложение 1. Схема обследования больных, страдающих заиканием .. . 285 Приложение 2. Исследование уровня логофобии в различных ситуациях
речевого общения при заикании («Речевой опросник») .. 289
Приложение 3. Оптимистические ожидания..........................294
Приложение 4. Функциональное и дисфункциональное внимание к себе 295 Приложение 5. Роль социального работника в лечебной деятельности
специализированного логотерапевтического кабинета .... 297 Приложение 6. Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым
и их близким, а также пациентам, которые прошли курс
лечения по поводу заикания..........................300
Литература ....................................................307
ПРЕДИСЛОВИЕ
(о книге и ее авторе)
Заикание — широко распространенное нарушение речи. Им страдает около 2% населения нашей страны и 3 — 4% — Европы. Лица, страдающие заиканием, как правило, испытывают серьезные затруднения при получении образования (нередко вынуждены отказываться от выбора той или иной профессии), при выполнении производственных обязанностей, в личной жизни. Постоянные речевые затруднения травмируют больных, вызывают различные невротические реакции, являются причиной развития различных комплексов неполноценности. Поэтому, несмотря на большое количество исследований указанной речевой патологии, дальнейшее изучение заикания, поиск новых коррекционных и лечебных воздействий, предпринятый автором и приведенный в предлагаемой книге, не утратил актуальности как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Более углубленное изучение этиопатогенеза заикания, его клинических вариантов, особенностей клиники, проведенное автором исследование патоморфоза этого речевого нарушения (изменения картины заболевания), научное обоснование новых дифференцированных терапевтических приемов и экспериментально-психологической методики исследования лого-фобии — все это представляется важным и научно значимым. Сложность и неоднородность симптомокомплекса заикания, его патогенеза, выявленное автором утяжеление картины этой патологии, связанное с осложнившимися условиями жизни
значительной части населения, определяют особую значимость настоящей книги, а терапевтические приемы, обусловленные проведенными исследованиями, делают более целенаправленными и эффективными.
На высоком научном уровне в книге решаются задачи большой социальной значимости: выявлены общие и специфические особенности патоморфоза заикания, разработана его типология, проанализирован симптомокомплекс малоизученных клинических вариантов указанного нарушения речи (заикание у больных истерией и олигофренией).
В первой главе пособия проводится глубокий научный анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме (287 источников), что дает достаточно полное представление о состоянии и уровне исследований в одной из наименее изученных областей дефектологии. Нельзя не отметить уникальность историко-литературных сведений о заикании у детей и подростков со сниженным интеллектом, подбором которых автор занимался на протяжении многих лет, изучая отечественные и зарубежные источники по логопедии, психиатрии и психологии.
Большую социально-практическую значимость представляет разработанная автором экспериментально-психологическая методика исследования логофобий у заикающихся в различных ситуациях речевого общения. Указанная методика с успехом применяется не только в лечебном процессе, но при проведении экспертной работы с призывниками, страдающими данной речевой патологией.
Все сказанное выше указывает на высокое научно-практическое значение публикуемого исследования, которое может быть рекомендовано широкому кругу специалистов, работающих в области заикания, и прежде всего студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии. Часть приложений к пособию может быть с успехом использована заикающимися и их родными в процессе лечения пациентов и при самостоятельной работе над речью.
Несколько слов об авторе книги.
Леон Яковлевич Миссуловин является автором трех монографий, ряда статей, научных разработок, методических пособий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В них рассматриваются различные аспекты указанной речевой патологии.
В настоящее время заведующий консультативно-диагностическим логотерапевтическим центром, старший специалист межрайонных логотерапевтических кабинетов психиатрической сети Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина, заслуженный работник здравоохранения России, Л. Я. Миссуловин успешно продолжает разработку новых лого- и психотерапевтических методик и приемов устранения заикания у различных категорий нервно-психических больных.
Л. С. Мотылева,декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, профессор кафедры дефектологии ЛГОУ им. А. С. Пушкина
ОТ АВТОРА
Заикание — нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симп-томокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Трудности общения с окружающими, характерные для многих заикающихся, особенно в подростковом и юношеском возрасте, обусловливают у этих больных определенные изменения личности, мешают им учиться и работать, в полной мере раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности (Флоренская Ю. А., 1949; Хват-цев М. Е., 1959; Куршев В. А., 1973; Селиверстов В. И., 1979: Асатиани Н.М. и др., 1980;Власова Н. А.,Беккер К.-П., 1983;Буянов М. И., 1989;Шкловский В.М., 1994;Волкова Л. С, 1995; Калягин В.А., 1998; Demuth W., 1981;Vankgekeg-hem M., 1996;Brutten G., 1997 и др.). Поэтому, несмотря на многовековую историю борьбы с заиканием и большое количество работ в данной области, дальнейшее изучение этого нарушения речи, поиски новых терапевтических приемов и методик не утратили актуальности.
Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование клиники, терапии и вопросов, связанных с военной экспертизой заикания в условиях его патоморфоза, который отчетливо прослеживается на протяжении двух последних десятилетий.
Учет патоморфоза указанного речевого нарушения имеет большое научно-практическое значение, так как дает возможность более точно анализировать этиопатогенетические
факторы, лежащие в основе заикания на современном этапе, позволяет успешнее решать вопросы дифференциальной диагностики этой патологии речи, а также более объективно проводить экспертное обследование заикающихся призывников, которых направляют райвоенкоматы в логотерапевтиче-ские кабинеты для уточнения логопедического диагноза.
К настоящему времени имеется значительный опыт изу чения патоморфоза различных нервно-психических заболе ваний (Рапопорт Я. Л., 1962; Серов В, В., 1979; Хохлов Л. К., 1982; Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988; Асатиани Н. М., Матвеев Е. С, 1990; Абабков В. А., 1992; Doerr W., 1956; Jakubik A., 1982 и др.). Вместе с тем в доступной нам отечественной и зарубежной литературе практи чески нет ни одной работы, специально посвященной исследованию патоморфоза заикания.
Значительно ухудшившиеся условия жизни большей части населения России, его социальная незащищенность, гиперинфляция являются причиной вспышек тяжелых инфекционных и соматических заболеваний, вызывают утяжеление клинической картины различной нервно-психической патологии, в том числе и заикания.
В некоторых исследованиях (Шкловский В. М., 1994; Калягин А. А., 1996) авторы, не употребляя понятия «пато-морфоз», указывают на возрастное нарастание невротической симптоматики, изменение внутренней картины речевого нарушения, влияние внешнесредовых факторов на больных.
В настоящее время лишь учет патоморфоза заикания определяет научный подход к исследованию различных аспектов этой патологии речи, а разработку лечебно-коррекцион ных программ и вопросов организации комплексной лечебно-терапевтической помощи заикающимся делает практически значимой и актуальной.
Цель настоящего пособия — изучение клинических особенностей заикания, специфики лечения, прогноза и проведения военной экспертизы этого нарушения речи в связи с его клиническим патоморфозом и разработка типологии последнего.
Новым в пособии является разработка понятия «патоморфоз» применительно к заиканию и составление его типологии. К научной новизне также относятся сравнительные исследования речевых, моторных и нервно-психических про-явлений заикания, в результате которых получены репрезентативные данные за 20-летний период, позволившие выявить утяжеление клинической картины указанного речевого нарушения (клинический патоморфоз) и проанализировать его причины. На основе выявленных изменений клинической картины заикания предложены новые приемы лого- и психотерапии. Описаны недостаточно изученные клинические варианты заикания у взрослых больных истерическим неврозом и у лиц с умственной отсталостью. При устранении заикания у умственно отсталых детей и подростков впервые использован аппарат АИР, методика применения которого внедрена автором в широкую логотерапевтичес-кую практику. Разработана психологическая методика для качественного и количественного определения уровня лого-фобии, дифференциальной диагностики эмоциональных нарушений в различных клинических и возрастных группах больных, в том числе у призывников, направляемых для уточнения логотерапевтического диагноза военными комиссариатами и медицинскими комиссиями военных учебных заведений. На основе экспериментально-психологических исследований установлена роль алекситимии как одной из базовых характеристик личности, предрасполагающей к развитию заикания, а также сформулированы рекомендации по использованию социального работника в специализированных логотерапевтических кабинетах.
Учебное пособие способствует совершенствованию дифференциальной диагностики, более углубленному пониманию речевых, моторных и нервно-психических особенностей у больных с заиканием и разработке более адекватных методов и приемов устранения этой широко распространенной речевой патологии. Полученные данные о клиническом патомор-фозе указанного нарушения речи, обусловленного значительными социальными изменениями, произошедшими в России за последние годы, помогут специалистам точнее прогнозировать результаты лечебно-коррекционных воздействий. Предложенная клинико-психологическая методика исследования логофобического синдрома позволит точнее диагностировать страх речи (три уровня логофобии) при заикании, что дает возможность специалистам военных и призывных медицинских комиссий объективнее решать вопросы о призыве в армию лиц, страдающих указанной речевой патологией.
После каждой главы читателям — студентам дефектологических, психологических и медицинских факультетов предлагаются вопросы, с помощью которых они могут повторить прочитанный материал.
Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В. М. Шкловскому, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Б. Д. Карвасар-скому, доктору психологических наук С. Л. Соловьевой, доктору медицинских наук, профессору [Л. И. Кругловой] за консультативную помощь, оказанную автору в процессе работы над книгой. Также сердечно благодарю моих глубокоуважаемых коллег — профессоров ЛГОУ им. А. С. Пушкина Л. С. Мотылеву, Л. С. Волкову, В. Г. Казанскую, Р. И. Ла-лаеву за труд, который они взяли на себя по рецензированию настоящей книги на различных этапах ее написания.
Глава 1
К ИСТОРИИ ВОПРОСА