Давай деньги или иди в тюрьму

Как-то халиф ибн-Мукла поручил Наср ибн-Мансуру Тамими управлять Басрой. Спустя год его отозвали и потребовали отчёт. Было известно, что Наср очень богат, и халиф завидовал ему, позарился на его деньги. Когда сделали отчёт, за Насром оказался большой долг. Сын ибн-Мукла сказал: «Давай эти деньги или пойдёшь в тюрьму!»

Наср ответил: «Деньги у меня есть, но только не здесь. Дай отсрочку на месяц, и я привезу их, чтобы из-за них не попасть в тюрьму». Сын Мукла понял, что этот человек может дать деньги и говорит правду.

Он сказал: «От повелителя правоверных нет приказа, чтобы ты уезжал куда-нибудь. Ты не имеешь права покидать дворец, пока не выплатишь этих денег. Можешь остаться у меня во дворце на один месяц и будешь моим гостем». Наср ответил: «Слушаюсь!» Он поселился в одной из отведенных ему комнат и остался жить заключенным ибн-Мукла. А это было в месяце рамазан. Когда настал вечер, ибн-Мукла приказал позвать Насра и сказал: «Каждый вечер этого месяца будешь ужинать с нами и соблюдать пост рамазан».

Весь месяц рамазан Наср ужинал с ибн-Муклой. Прошел месяц, и настал праздник. Но деньги не везли. Тогда сын Мукла послал одного человека к Насру и спросил: «Что так долго везут твои деньги, как помочь тебе?» Наср ответил: «Я дал золото». Сын Мукла спросил: «Кому дал?» Тот ответил: «Тебе дал». Сын Мукла удивился и спросил: «Когда ты мне дал золото?»

Наср ответил: «Я тебе не давал золота, но я целый месяц ужинал с тобой и был твоим гостем, бесплатно ел твой хлеб. Теперь, когда наступил праздник, разве можешь ты требовать от святого гостя золота?»

Ибн - Мукла рассмеялся и сказал: «Бери расписку об освобождении и ступай с миром. Эти деньги я дарю тебе, пусть это будет подарком от меня на праздник». Так Наср освободился от тюрьмы и от обложения.

Права гостя

Как-то раз привели преступника на приговор к халифу Му'тасиму, и он приказал отрубить ему голову.

Преступник сказал: «О, повелитель правоверных, именем Господа Великого и славного, прошу выслушать мою просьбу».

Му'тасим сказал: «Говори».

Преступник сказал: «Моя просьба проста: дай мне глоток воды, угости меня как гостя, а там делай, что хочешь, ибо меня очень мучает жажда».

Му'тасим исполнил просьбу и приказал дать ему воды. Когда принесли воды, человек напился и по арабскому обычаю обратился к Му'тасиму и сказал: «О повелитель, ты угостил меня водой. Я был твоим гостем на этот глоток воды. Теперь убивать гостя нельзя, не приказывай меня убивать, а прости, чтобы я раскаялся пред тобой».

Му'тасим сказал: «Ты сказал правду, права гостя превыше всего. Я простил тебя, ступай и больше не греши».

Шемс-ал-Меали

Говорят, что Шемс- ал-Меали был строгим, безжалостным и злым человеком, склонным к убийству. Никому не прощал он проступка. Из-за этого войско возненавидело его и сблизилось с его сыном Фалак-ал-Меали. Войско ему говорило: «Если ты не будешь вместе с нами, отдадим эту страну чужим». Когда Фалак-ал-Меали узнал, что царство может уйти из его рода, он поневоле согласился.

Шемс-ал-Меали схватили, связали, положили в носилки, приставили верных телохранителей и отправили в замок Джанашк. А среди охраны Шемс- ал-Меали был один человек по имени Абдулла -погонщик верблюдов. В дороге, когда везли Шемс-ал-Меали, сказал он Абдулле: «О Абдулла, ты знаешь, кто сделал это дело и что это был за замысел, а я ничего не мог предпринять?» Абдулла ответил: «Это дело сделали такой-то и такой-то». Он назвал имена пятерых сипехсаларов,

которые уговорили войско. «Они уговорили воинов. И я тоже замешан в этом. Я уговаривал людей и довёл дело до этого. Но только ты меня и этих пятерых человек не вини в этом, а вини себя самого - себялюбца, ибо ты предаёшь многих людей казни».

Шемс-ал-Меали сказал: «Нет, ошибаешься! Случилось это со мной от того, что я не убивал людей. Горе моё от живых. Если поступать разумно, то нужно было убить и тебя, и тех пятерых. Если бы я сделал это, всё было бы хорошо, и был бы я в безопасности».

Шахрбану

Шахрбану, дочь иранского шаха Йездегирда, взяли в плен и отвезли от персов к арабам. Повелитель правоверных Омар приказал продать её. Когда ее отвели на продажу, подошел повелитель правоверных Али и сказал: «Потомки царей не подлежат купле и продаже». Продажу Шахрбану остановили и отдали её в дом Салмана Фариси, чтобы выдать замуж. Когда ей сказали о замужестве, Шахрбану сказала: «Пока мужа не увижу, замуж за него не пойду. Покажите место, откуда я могу увидеть и выбрать себе будущего мужа». Её посадили на достойное место и провели несколько знатных арабов, чтобы она могла выбрать кого-нибудь из них. Салман же сел рядом с ней и пояснял, что это за люди, что этот, мод такой-то, а тот такой-то. И она всех отвергала, пока не прошёл Омар. Шахрбану спросила: «Кто это?» Салман ответил: «Омар». Шахрбану сказала: «Человек почтенный, но старый». Когда прошёл Али, Шахрбану спросила: «Кто это?» Салман ответил: «Али». Шахрбану сказала: «Человек величавый, но завтра, в том мире, мне будет стыдно посмотреть в глаза светлой Фатиме». Потом прошёл Хасан ибн-Али. Салман его тоже представил. Она сказала: «Я пойду за него замуж, потому что девушке нужен неженатый мужчина, я никогда не была замужем, и он тоже не был женат».

Долг

Как-то ранним утром, еще затемно, один мужчина вышел из своего дома и пошёл в баню. По дороге он встретил своего друга и говорит: «Не пойдёшь ли ты со мной в баню?» Друг ответил: «Провожу тебя до бани, но в баню не пойду - у меня дела, должен идти». Они пошли вместе. Когда дошли они до перекрёстка, друг, не предупредив своего приятеля, свернул и пошёл другой дорогой.

Случайно за первым человеком шёл один вор, направляясь в баню по своим воровским делам. Когда дошли до бани, мужчина обернулся и увидел вора. Но было всё ещё темно, мужчина не разглядел лица вора, подумал, что это его друг идёт, У него в рукаве было сто динаров, завёрнутых в платок. Он вынул их из рукава, дал вору и сказал: «О брат, я доверяю это тебе, возьми, подержи, пока я из бани не выйду, тогда вернёшь мне». Вор взял у него золото, а мужчина пошёл в баню. Прошло немного времени. Когда уже стало светло, мужчина вышел из бани и пошёл напрямик. Вор окликнул его: «О, благородный человек, возьми сначала своё золото, а потом иди, я из-за тебя, оберегая доверенное тобой добро, упустил свои дела и жду тебя». Мужчина с удивлением посмотрел на вора и спросил: «Что это за добро и кто ты?» Вор ответил: «Я вор, а это золото ты дал мне на хранение». Мужчина спросил: «Если ты вор, то почему же ты не украл его?» Тот ответил: «Если бы я достал их своим искусством, будь это тысяча динаров, я бы тебе и зёрнышка не отдал. Но ты дал мне своё добро на хранение, было бы подло и неблагородно красть и уносить доверенное».

Рассказ о поездке в Рум

Однажды Гуштасп, лишившись своего трона, поехал в Константинию. У него с собой не было денег, а просить подаяния он ни у кого не хотел. Позже он нашёл выход. Когда-то в детстве у себя во дворце он видел кузнецов, которые ковали предметы из железа - мечи, ножи, стремена и др. Он постоянно вертелся в мастерской кузнецов, смотрел на их работу и научился их ремеслу.

Когда он один, без денег, попал в Рум, он подумал, что займётся этим ремеслом. Он пошёл в мастерскую и сказал: «Я знаю это дело». Кузнецы взяли его к себе поденщиком. Он работал вместе с ними, получал плату и пропитание за свой труд и ни в чём не нуждался, пока он был в Руме, пока не вернулся на свою родину.

Вернувшись на родину, он дал указ: «Пусть ни один знатный человек не стыдится обучать своих детей ремеслу, ибо в жизни бывает так, что сила и мужество бесполезны. Тогда и нужно знать какое-нибудь ремесло или дело. Любое знание когда-нибудь да пригодится». С тех пор вошло в обычай иранцев обучать ремеслу детей из знатных семей, хотя в этом не было нужды.

Потому учись всему, чему можешь, и получишь от этого пользу.

Дынная корка

В Хорасане жил один айар, почтенный и добрый человек по имени Мухаллаб. Как-то раз шёл он по дороге и, не заметив дынную корку, наступил на неё и упал. Он разгневался, вытащил нож и в ярости изрезал дынную корку на кусочки. Те, кто это видел, подошли к нему и сказали: «Ты почтенный и умный человек. Тебе не стыдно ударять ножом по дынной корке?»

Мухаллаб ответил: «Я упал из-за дынной корки, кого же мне винить? То, что меня сбило с ног, то и было врагом, а врага нельзя считать ничтожным, если даже он презренный. Ибо тот, кто считает врага ничтожным, тот скоро сам будет ничтожным».

Сайида

В Рее жила одна женщина, звали её Сайида. Женщина она была царского рода, целомудренная, праведная, и правила царством. Она была женой Фахрад-доулэ. Когда Фахрад-доулэ умер, остался после него малолетний сын Медждад-доулэ. Ему дали царский титул. Но правила царством сама Сайида. Когда Медждад-доулэ вырос, онстал недостойным падишахом. Большее время он проводил в веселье и забавах, а государственными делами не занимался. Сайида правила страной вместо него более тридцати лет.

Однажды в Рей султан Махмуд послал гонцов и передал через них: «Вы должны ввести хутбу, чеканить монету под моим именем и отправлять дань, а если нет, то я захвачу Рей и разгромлю его!» Много было угроз в послании султана Махмуда.

Выслушав посланников, Сайида сказала: «Скажите султану Махмуду: пока был жив мой муж Фахрад-доулэ, я опасалась, как бы Махмуд не захватил Рей, но когда он умер и власть перешла в мои руки, эта мысль меня оставила. Потому что я сказала себе: султан Махмуд - царь разумный, он знает, что такому царю не годится всевать с женщиной. Если он придёт, да видит бог, что бежать я не буду, а вступлю в бой. В результате будет два исхода. Из двух войск одно будет разбито. Если я разгромлю его, то оглашу всему миру, что один султан, который раньше побеждал царей, потерпел поражение на войне с женщиной. А если он победит меня, что он может сказать? Скажет: «Я женщину победил». Такая весть о завоевании - не победа, потому что разбить женщину - не велика слава. Не достанется ему ни поздравлений о победе, ни победных стихов».

Когда слова Сайиды передали султану Махмуду, он, пока она была жива, не нападал на Рей.

Абу-л-Аббас Руйани

Кази-алкузат Абу-л-Аббас Руйани жил в Табаристане. Он был человек ученый, праведный и рассудительный. Как-то раз пришёл к нему человек на заседание и рассказал, что другой человек должен ему сто динаров и не возвращает. Кази спросил ответчика, тот отказался. Судья спросил истца: «Есть ли у тебя свидетели, которые могут подтвердить это?» Тот ответил: «Нет».

Тогда судья сказал: «Я не могу не подчиниться шариату: или нужно, чтобы у тебя были свидетели, или я должен привести ответчика к присяге». Истец бросился к ногам судьи и стал просить: «О судья, у меня нет свидетеля. Если он поклянётся, я буду обманут, помоги мне». Когда судья увидел, что человек так убивается, он понял, что истец говорит правду. Он сказал ему: «А сейчас расскажи мне, как всё было. Ты действительно дал ему в долг сто динаров?» Человек ответил: «Да продлится жизнь судьи! Этот человек был моим другом. Однажды он влюбился в рабыню. Цена её была сто пятьдесят динаров. А у него денег было мало. День и ночь он переживал и страдал. Я пожалел его, так как вот уже двадцать лет он был моим другом. Я сказал ему: «У тебя нет богатства, чтобы выкупить её, да и у меня нет. Не знаешь ли ты кого-нибудь, кто мог бы помочь тебе? У меня есть сто динаров, которые я копил долгие годы. Я дам тебе эти сто динаров, остальные найдёшь у кого-нибудь. Иди и купи свою служанку. Через месяц вернёшь мне мои деньги». Я достал золота из пояса и дал ему, и были при этом я да он, да О Господь Всевышний. Он поклялся вернуть деньги. Вот уже четыре месяца прошло с того дня, но до сих пор не вернул мои деньги».

Кази сказал: «Где вы сидели, когда ты давал ему сто динаров?» Обманутый ответил: «Поддеревом».

Судья сказал: «Если вы сидели под деревом, почему же ты говоришь, что у тебя нет свидетеля?» Судья обратился к ответчику и сказал: «Посиди здесь у меня». Потом обратился к хозяину золота и сказал: «Иди под то дерево, прочитай две молитвы и сто раз восхвали Всевышнего, а потом скажи тому дереву, что судья призывает его в качестве свидетеля: иди и дай свидетельство».

Ответчик улыбнулся. Судья заметил это, но не подал виду. Но сам рассердился. Истец сказал: «О кази, я боюсь, что это дерево не придёт по моему приказанию». Судья ответил: «Возьми эту печать, покажи дереву и скажи, что это - печать судьи. Судья хочет, чтоб ты пришёл и дал показания».

Тот человек взял печать и ушёл, а ответчик остался. Судья занялся другими делами. Прошло какое-то время. Вдруг между делами кази обратился к ответчику и спросил: «Такой-то уже дошёл или нет?» Тот ответил: «Ещё нет».

Судья снова занялся делами. В это время тот человек дошёл до дерева, совершил намаз, сто раз восхвалил Всевышнего. Затем показал печать и сказал: «Это печать судьи, он сказал, чтобы ты явился к нему». Посидел он под деревом какое-то время. Но дерево ответа не дало. Он понял, что дерево не сдвинется с места, и опечаленный вернулся к судье и сказал: «О судья, я сходил к дереву, сказал все и показал печать, но оно не идёт».

Судья сказал: «Ошибаешься, дерево пришло и дало показание». Затем он обратился к ответчику и приказал: «Верни его добро». Тот ответил судье: «О кази, пока я здесь сидел, никакое дерево сюда не приходило и показаний не давало!»

Кази сказал: «Правильно говоришь. Дерево не приходило и показаний не давала Но если ты не брал у него золота, то почему, когда я спросил тебя, дошёл ли этот человек до дерева, ты ответил: «Нет». Ты не спросил, к какому дереву. Ты сказал: «Не дошёл!» Хватит, ты знаешь, о каком дереве мы говорим».

Так судья вынудил человека вернуть другу сто динаров.

Один карат золота

Один купец у лавки перекупщика заключал сделку на тысячу динаров. Когда сделка подошла к концу, между купцом и перекупщиком вышло разногласие насчет опилка золота. Они спорили с раннего утра до обеденной молитвы. Перекупщик говорил: «Я должен дать тебе только один динар». Купец говорил: «Один динар и один карат золота».

Купец кричал и ни за что не желал отказываться от своих слов. Наконец перекупщику всё надоело, и он дал купцу динар и карат золота. Купец взял их и ушел. Мальчик, подручный перекупщика, побежал за ним и сказал: «Эй, ходжа, дай чаевые». Купец дал мальчику то золото, которое только что взял у перекупщика. Тот взял золото и вернулся в лавку.

Продавец крикнул мальчику: «Эй, глупец! Неужели ты не видел, как он с раннего утра до обеда спорил и торговался из-за одного карата, зачем идёшь за ним? Неужели ты думаешь, что он что-нибудь даст тебе?» Мальчик показал золото, которое дал ему купец. Торговец удивился и подумал: «Велик Аллах! От такого скупого получить такую милость! Почему такой скупой поступил так великодушно?»

Торговец пошёл следом за купцом и спросил: «О шейх! Откуда же такая щедрость? С самого утра до обеда ты мучил и один карат золота всё-таки взял у меня, а сейчас это золото подарил моему ученику! Как понять твою милость и подарок? Чего ради были эти терзания и откуда такая щедрость?»

Купец ответил: «Эй, ходжа, не удивляйся моему поступку, потому что я купец. При сделке, если меня обманут даже на один дирхем, это всё равно, как если бы меня обманули на полжизни. Но в момент благородства, если я по отношению к кому-либо поступлю неблагородно, то это все равно, что я нечистого рода. А я не хочу ни быть обманутым, ни быть нечистого рода».

Лист нила, пока не сгниёт, не будет синим.

Лучше быть одному, чем с плохим другом.

Много знай - мало говори, а немало знай - много говори.

Не говори языком одно, когда на сердце у тебя другое, не будь

льстецом, не продавай пшеницу, пока не созрела.

Чужими руками хорошо змея ловить.

Царь - благоустроенному войску, а деревня - крестьянину.

Целомудренного без знаний аскетом не признавай.

Пока ты молодой, поступай как юноша, когда состаришься,

веди себя как старик.

Лучше иметь одного хорошего друга, чем много.

Не доверяй тайны никому, кроме себя. Если скажешь хоть

слово, то секретом не считай.

Владелец отары и пастух

Жил человек по имени Гулидари, была у него отара овец. И был у него один благочестивый пастух. Каждый день пастух доил овец и приносил хозяину много молока, столько, сколько получал. А хозяин добавлял в молоко воды и говорил: «Теперь иди и продай это молоко».

Пастух переживал обман и просил: «Ходжа, не делай так! Не обманывай мусульман, ибо тот, кто обманывает людей - плохо закончит». Владелец овец не слушал наставлений пастуха и продолжал так поступать - подливал в молоко воды и продавая

Как - то ночью пастух оставил овец в сухом русле реки, а сам поднялся на высокий холм и заснул. Было это весной. В горах выпал сильный дождь, по руслу реки пошёл горный поток и погубил всех овец. На следующий день пастух вернулся в город и пошёл в дом хозяина без овец и без молока.

Хозяин спросил: «Почему ты не принёс молока?»

Пастух ответил: «О, ходжа, я тебе говорил: не подмешивай воды в молоко, не обманывай. Не послушал ты меня. Теперь вся та вода, которую ты добавлял в молоко и продавал, собралась и унесла всех твоих овец».

Хозяин пожалел о том, что случилось, но от жалости пользы не бывает.

Наши рекомендации