Дефекты компонентов системы комплемента

Дефекты системы комплемента в подавляющем боль­шинстве случаев вторичные. Они могут проявляться нарушением как классического, так и альтернатив­ного пути активации. Типичным примером вторич­ного дефекта системы комплемента является систем­ная красная волчанка, патогенез которой обусловлен неспособностью некоторых компонентов комплемен­та (например, С1, С2 и С4) приводить к растворе­нию циркулирующих в крови иммунных комплексов. Доказано, что тяжесть заболевания коррелирует со снижением активности вышеуказанных фракций сис­темы комплемента.

У человека большинство первичных дефектов системы комплемента наследуется по аутосомно-рецессивному типу, проявляется нарушением опсонизации, фагоци­тоза и разрушения микроорганизмов и сопровожда­ется развитием тяжёлых инфекций, вплоть до сепсиса. У большинства лиц с волчаночно-подобным синдромом выявляют дефицит компонентов Clq, С4 или С2. У больных развиваются артралгия, гломерулонефрит, лихорадка и хронические васкулиты. В сыворотке обнаруживают антинуклеарные антитела и антитела к ДНК.

Рис. 3-11. Некоторые клинические синдромы, обусловлен­ные врождёнными дефектами активации белков системы комплемента

Дефекты СЗ компонента системы комплемента могут быть первичными и вторичными. Лица с дефектом компонента СЗ предрасположены к инфекциям, вызы­ваемым пиогенными бактериями, активирующими систему комплемента по лектино опосредованному и альтернативному пути (инкапсулированные бактерии, Staphylococcus aureus и др.). Заболевания, вызываемые перечисленными выше патогенными микроорганиз­мами, обычно носят тяжёлый характер и представляют угрозу для жизни пациента.

Лица с дефицитом конечных компонентов актива­ции системы комплемента (С5-С9), а также компо­нентов альтернативного пути (фактора D и пропердина), восприимчивы к инфекциям, вызываемым Neisseria gonorrhoeae и Neisseria meningitidis. Это свидетельствует о том, что наличие мембрано-атакующего комплекса крайне важно для защиты от бактерий, находящихся вне клеток-мишеней. Подтверждением этого является многократное возрастание заболеваемости менингитом у лиц, имеющих генетические дефекты мембрано-атакующего комплекса. Улиц с подобными дефектами часто наблюдают ослож­нения инфекционных заболеваний, проявляющи­еся септицемией.

Наиболее тяжёлые клинические проявления имеет недостаточность ингибитора компонента С1, которая приводит к развитию наследственного ангионевро-тического отёка. Данное заболевание наследуется по аутосомно-доминантному типу. Ингибитор компонен­та С1 не только блокирует классический путь актива­ции системы комплемента, но и подавляет активность связанных с ним элементов кининовой и плазминовой систем, а также системы свёртывания крови. Развитие ангионевротического отёка обусловлено накоплени­ем пептидов С5а и СЗа, которые обладают сильным вазотропным действием и способствуют повышению проницаемости капилляров.

Вторичные иммунодефициты

3.5.1. Причины вторичных иммунодефицитов

Распространённость вторичных иммунодефици­тов существенно превышает количество первичных иммунодефицитов

Рис. 3-12. Причины, наиболее характерные для вторичных иммунодефицитов

Потеря белка с мочой при нефротическом синдроме приводит к гипопротеинемии и снижению уровня сывороточных иммуноглобулинов. Тем не менее, даже серьёзные нарушения клубочковой фильтра­ции не могут привести к тотальному снижению уровня всех изотипов иммуноглобулинов и приводят лишь к селективному гуморальному иммунодефи­циту. В данном случае с мочой теряется в основном IgG. Несмотря на то, что IgM является основным иммуноглобулином, циркулирующим в крови, его потеря с мочой незначительна и происходит только при тяжёлых нарушениях клубочковой фильтра­ции (из-за больших размеров молекулы IgM). Так как основная часть IgA находится на поверхности слизистых оболочек, у лиц с нефротическим син­дромом уровень секреторного IgA не изменяется. Потеря белка может происходить при энтеропатиях, воспалительных заболеваниях кишечника, болезни Крона, язвенных колитах и других патологических состояниях органов желудочно-кишечного тракта. В этих случаях происходит снижение уровня как секреторного IgA, так и IgG, являющегося основным типом иммуноглобулинов, локализующегося в меж­клеточном пространстве.

Уровень синтеза иммуноглобулинов может снижать­ся вследствие белкового голодания. Именно поэтому улиц с неполноценным питанием повышается час­тота возникновения инфекционных заболеваний. При подобных патологических состояниях может развиваться порочный круг. Например, инфекци­онные заболевания желудочно-кишечного тракта могут привести к нарушению всасывания белков. Это, в свою очередь, может привести к ещё больше­му ослаблению иммунологической резистентности организма к возбудителю.

Повышение восприимчивости к развитию инфек­ционных заболеваний может наблюдаться у боль­ных с лимфопролиферативными заболеваниями. Например, сниже­ние уровня сывороточных иммуноглобулинов часто происходит у больных с нелечённым хроническим лимфолейкозом. Кроме того, эти больные подверже­ны развитию инфекционных заболеваний органов дыхания, тяжесть которых увеличивается по мере прогрессирования основного заболевания. У боль­ных с неходжкинскими лимфомами (особенно на фоне проведения химиотерапии) часто возникают серьёзные нарушения функциональной активности клеточного и гуморального звеньев иммунной сис­темы.

У больных с меланомой риск развития инфекци­онных осложнений увеличивается почти в 100 раз по сравнению со здоровыми сверстниками. Ещё до проведения курсов химиотерапии у данной группы больных существенно угнетено гуморальное звено иммунной системы. Это проявляется в снижении количества синтезируемых антител. После прове­дения химиотерапии к гуморальному иммуноде­фициту присоединяется ещё и дефицит клеточного звена иммунной системы. Результатом такого ком­бинированного иммунодефицита будет повышение восприимчивости больных с меланомой к инфек­ционным заболеваниям, вызываемым как внекле­точными, так и внутриклеточными патогенами. Тем не менее, доминирующими у данной группы больных будут оставаться бактериальные инфекции, что лишний раз подчёркивает способность опухоли вызывать поликлональную супрессию гуморального звена иммунной системы. Высокая частота развития оппортунистических инфекций у больных со злока­чественными новообразованиями нелимфоидного происхождения также является следствием иммуно-супрессивного действия самой опухоли и проводи­мого лечения.

Применение иммунодепрессантов снижает функци­ональную активность нейтрофилов и лимфоцитов и повышает вероятность развития оппортунистичес­ких инфекций. Подобные осложнения могут раз­виваться у лиц, получавших иммуносупрессивную терапию по поводу пересадки донорских органов, а также у лиц, подвергшихся спленэктомии.

При некоторых заболеваниях сами патогенные микро­организмы способны влиять на течение реакций гумо­рального и клеточного звеньев иммунной системы. Например, у больных с туберкулёзом, бруцеллёзом, сифилисом, проказой и некоторыми другими бак­териальными инфекциями возникают существенные отклонения в функционировании клеточного звена иммунной системы. Тем не менее, необходимо при­знать, что особое значение в развитии вторичных иммунодефицитов инфекционного происхождения имеют вирусы. Например, выраженная иммуносупрессия развивается у больных с цитомегаловирусной инфекцией, инфекционным мононуклеозом, корью, вирусными гепатитами. Примечательно, что функция иммунной системы подавлена как в период разгара заболевания, так и в период реконвалесценции .

3.5.2. Синдром приобретённого
иммунодефицита

Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) - - клиническое проявление терминальной фазы ВИЧ-инфекции. ВИЧ-инфекция сопровождается развитием цело­го спектра патологических состояний. В начальный период заболевания у некоторых лиц развивается ост­рый гриппоподобный синдром, сопровождающийся увеличением лимфатических узлов и развитием лихо­радочной реакции. Прогрессирование заболевания сопряжено с развитием инфекционных осложнений и возникновением опухолей, что и является, в боль­шинстве случаев, причиной смерти у данной группы лиц. У некоторых больных развиваются деменция, аутоиммунные заболевания и процессы атрофии орга­нов и тканей (например, головного мозга).

Пути передачи ВИЧ-инфекции

У ВИЧ-инфицированных людей вирус присутствует во всех тканях, включая экзосекреты и продукты выде­ления (сперма, слизистые секреты, грудное молоко, слюна, моча, экскременты). Следует подчеркнуть, что роль каждого из вышеназванных секретов в передаче вирусной инфекции различна. Наибольшее эпидеми­ологическое значение имеют сперма, влагалищный секрет, кровь и грудное молоко Один из основных путей передачи ВИЧ-инфекции — половой. Вероятность инфицирования при гомосексу­альных контактах выше, чем при гетеросексуальных. Большое значение в распространении ВИЧ-инфекции имеет парентеральный путь передачи вируса, имею­щий значение при переливании крови и препаратов, изготовленных из крови или сыворотки ВИЧ-инфи­цированных людей. Наркоманы, использующие общие шприцы, также входят в группу риска по паренте­ральному заражению ВИЧ-инфекцией. Подобный путь заражения имеет место и в условиях стационара при неправильной обработке инструментария и матери­ала, используемого многократно. Так как в развитых странах всех доноров, сдающих кровь, предварительно обследуют на наличие инфекций, передаваемых парен­теральным путём (в первую очередь, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты В и С), парентеральный путь пере­дачи ВИЧ-инфекции в результате переливания крови или её компонентов сведён к минимуму. Вертикальный путь передачи ВИЧ-инфекции (во время беременности или в перинатальном периоде) является основным фактором инфицирования детей. Следует отметить, что инфицирование детей, рождённых от ВИЧ-инфи­цированных матерей, вовсе не обязательно и по неко­торым данным не превышает 20%. Вертикальный путь заражения ВИЧ-инфекцией может осуществляться также в период кормления ребёнка грудным молоком ВИЧ-инфицированной матери. Однако этот путь пере­дачи не доказан и, как утверждает ряд исследователей, передача вируса в подобных случаях происходит не с молоком, а с кровью (например, при стоматите у ребён­ка и травме соска у матери).

Диагностика ВИЧ-инфекции ребёнка и матери основы­вается на обнаружении РНК вируса (методом полимеразной цепной реакции) и вирусных антигенов (с помо­щью ловушечного ИФА на антиген р24). Семейным парам рекомендуют совместно проходить обследова­ние: супруге — для предотвращения инфицирования ребёнка вертикальным путем, а супругу — для исклю­чения возможности инфицирования в «период окна» (ранняя фаза инфицирования, характеризующаяся отсутствием в сыворотке антител к ВИЧ-1). Зарегистрированы случаи сероконверсии (обнару­жения антител к вирусным белкам ВИЧ-1) у меди­цинских работников. В данном случае главным путём инфицирования является парентеральный. Доказательств того, что вирус иммунодефицита человека может передаваться через укусы насеко­мых, столовые приборы и общие предметы обихода, не существует.

Наши рекомендации