Психолого-педагогическое обследование заикания

Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

Анкетные данные:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Домашний адрес, телефон.

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

Состав семьи.

Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность

— Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

— Заикание у родителей.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

— Обстановка в семье.

§ Жилищно-бытовые условия.

Беременность и роды у матери

— От какой беременности родился обследуемый (ая).

—Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;

другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).

— Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на.........сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до.......

Период до 1-го года

— Семейные условия.

— Сон, аппетит.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Спокойный, беспокойный.

— Формирование навыка опрятности.

§ Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

— Семейные условия.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез

— Время появления гуления и лепета. . — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

— Наличие и выраженность итераций.

§ Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка

— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

§ Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания

— Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

— Наличие периода мутизма.

— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Наши рекомендации