В уста отправляется то, что душе потребно.
Кто не способен общаться сердцем, тот пусть общается по крайней мере устами, тогда на сердце станет легче. Кто держит рот на замке либо думает одно, а говорит другое, тому на сердце ложится тяжкое бремя. У кого сердце отказывает раньше, у того это бремя образовалось быстрее.
У человека, здорового духовно и физически, центры духа, души и тела расположены настолько близко друг от друга, что в минуты полного душевного покоя могут даже объединяться один в другом. Где расположена эта точка? Если Вы ждете от меня ответа, спросите у себя: «С чего начинается жизнь?» С любви, не так ли? Значит, эта точка находится в сердце.
Проблемой для многих является ощущение, будто они находятся где‑то в ином месте. На это можно сказать следующее: что для одного человека счастье, для другого – несчастье. Распознавание самого себя и одновременно отношение к себе как к телу действительно вызывает ощущение раздвоенности, способное довести до отчаяния. Возникает вопрос, который из двоих настоящий «я»? Иной утверждает, будто ощущает рядом с собой чье‑то присутствие и постоянную слежку. Это рождает чувство ужаса. Ощущение это мне знакомо, но мне этот загадочный некто с детства придает смелость и чувство защищенности, тогда как Вас оно страшит. Следовательно, это – Ваша проблема.
Пример из жизни
Ко мне обратилась женщина, крайне озабоченная тем, что ни одно из прописанных психиатрами средств не в состоянии унять ее страхи. Она ощущала, что кто‑то постоянно за ней наблюдает. На людях было еще ничего, но наедине с собой у нее возникало чувство ужаса. Как знать, вдруг этому страшному, неизвестно откуда взявшемуся существу придет в голову на нее напасть, а рядом никого, способного ее защитить. Она не могла доказать, что причина ее страхов – неведомый преследователь, так как собственными глазами его не видела. Когда я спросила, каким образом она ощущает чужое присутствие, женщина не могла объяснить. Я подсказала, что она видит сердцем, и женщина тут же согласилась. Способность видеть сердцем не была воспринята ею как счастливый дар. Лишь когда я сказала, что вижу то же самое, что и она, у нее вырвался вздох облегчения – наконец‑то нашелся человек, который не считает ее сумасшедшей!
«А теперь взгляните влево», – сказала я. Обративши взор туда, она застыла и сделалась мертвенно‑бледной. Все ясно – там тоже был кто‑то. Затем по моему совету она взглянула вверх и под ноги, и лицо ее исказилось. «Ну что, со всех сторон окружены?» – спросила я. Шутка шуткой, но если сверхтребовательный человек не понимает шуток, значит, дело серьезное. Кого же увидела эта женщина? Она увидела себя – духовное существо, т. е. человека. А поскольку, как и все мы, она воспринимала себя в форме собственного тела, то и не узнала себя другую. Если я теперь спрошу у Вас: «Отчего люди сходят с ума?», то Вы, вероятно, согласитесь, что с ума сходят оттого, что видят себя в истинном свете, т. е. видят истину. Особенно в том случае, если желают видеть себя исключительно в положительном освещении.
Представьте себе, что Вы – бесконечное Небо, посреди которого находится Земля с ее атмосферой. Человек и есть это Небо, способное созерцать Землю, т. е. свое тело, со всех сторон – слева и справа, сверху и снизу, спереди и сзади, а также под любым иным углом, не поворачивая при этом головы. Если Вы ощущаете, будто кто‑то идет рядом с Вами, взгляните в другую сторону – он и там тоже. Поглядите вверх, вниз, вперед, назад или в какую угодно сторону, только глядите сердцем, ибо глазами Вы его не увидите. Он повсюду, как и Небо. Покуда Вас одолевают страхи, Вы будете считать себя только телом, подобно Земле, глядящей на Небо и желающей доказать, что солнце, луна и звезды обязаны вращаться вокруг нее.
Когда страхи высвобождены, Вы ощущаете себя Небом, смотрящим на Землю. Небо есть дух, т. е. полное спокойствие, который хоть и наблюдает со стороны за делами души и тела, однако не применяет к ним ни силы, ни власти, когда те начинают шалить не в меру и их следовало бы урезонить. Дух указывает путь, но не делает за других их работу. Он предоставляет наиболее благоприятную возможность, но не навязывает ее.
Душа подобна земной атмосфере, которую Земля, как и тело, вдыхает и выдыхает. Она является частью Неба, т. е. духа, соединяющей дух с телом. Чем больше разрастаются желания тела, тем больше оно копит все в себе, пока накопленное не вытесняет воздух, т. е. душу. Душа отходит, тело превращается в прах. Средоточие духа и души перемещается в другое место, чтобы обсудить произошедшее и, если надо, когда‑нибудь снова вернуться на Землю.
Размеры тела ограничены, размеры души переменчивы, дух же безграничен . Если средоточие духа и души расположено в пределах физического сердца, человек здоров, поскольку амплитуда колебаний житейских уроков незначительна. Это не означает, что учиться нечему. Это означает, что он учится на малом.
Душа подобна атмосфере Земли, которая является частью Неба, т. е. духа, однако принадлежит Земле, если Земля имеется в наличии. Она соединяет Землю с Небом, тогда как Небо с Землей и без того едины. Душа учит Землю считать Небо реальностью, т. е. сущностью. Кто первичным считает духовность, тот признает единство Земли и Неба и тому легко дышится. Ему легче высвободить страхи. Кто несокрушимо верит в первичность Земли, тому его душа должна показать, что может случиться, если не будет Неба, – у человека затрудняется дыхание. Все болезни дыхательных путей доказывают ошибочность подобных представлений.