Отчаяние перекрывает краны, а испуг их открывает.
Выражаясь более научным языком,
отчаяние усиливает выработку антидиуретического гормона,
испуг сокращает выработку антидиуретического гормона,
панический страх (чувство ужаса) полностью перекрывает кран антидиуретическому гомону.
Задним числом отчаиваются от ума. Теперь, когда вам все это известно, можете понаблюдать за работой своего мочевого пузыря и разобраться в своих чувствах, которые перемешались под натиском эмоций. Вскоре вы научитесь улавливать ощущение, которое подсказывает, что через несколько минут придется бежать опорожнять мочевой пузырь, хотя в данный момент он совершенно пуст. Особенно это важно для тех, кому приходится общаться с людьми по роду службы. И хотя в посещении туалета нет ничего неприличного, однако если это происходит в неподходящий момент, люди расценивают это иначе. У кого недержание мочи, о том люди невысокого мнения. Вместе с тем не лучшее мнение складывается о человеке, у которого плохо работает голова из‑за переполненного мочевого пузыря. Так что в любом случае стоит изучить свои реакции, чтобы вовремя высвободить состояние ужасной тревоги. Поскольку тревога неотделима от отчаяния, следует работать над ними обоими.
С уменьшением этих стрессов вы перестанете терзать себя вопросами: ведь я знал про это раньше, так почему же не вспомнил? Как я мог быть таким глупцом и этого не понять? Как я мог быть настолько слепым? Налицо отчаяние, которое усиливается от сожаления. Что будет, если об этом узнают люди? Сколько же вреда я причинил им этим? А это уже тревога. У того, кто верит в Бога, тревога носит тотальный характер – ведь Бог все видит. Кто глубоко религиозен, тот автоматически становится грешником, и таковым он останется. Какая уж тут тревога– все предрешено. Его участь – вечное отчаяние и вечные страдания из‑за греха.
Тревога по поводу того, что все в жизни можно было бы сделать иначе, способна заставить человека то и дело бегать в туалет. Сама я испытала на себе не один раз и лишь позже поняла причину. Я заметила, что всякий раз, когда открывала для себя простую и логическую истину, у меня бурно активизировалась работа почек. В обычные же дни хоть на коленях моли – ни капли не выходит. Сделав это открытие, я стала с тревогой думать о больных, которым информация могла бы очень пригодиться. Боже мой, а вдруг спасла бы кого от смерти? Ну почему я узнала про это только сейчас? Почему раньше не задумывалась над этим? В принципе подобные мысли свидетельствуют о самообвинении. Словно в оправдание самого себя тут же возникает вопрос: «Но ведь на свете так много умных людей, неизмеримо умнее меня, почему же им это не ведомо?» Но такая постановка вопроса говорит уже о том, что я обвиняю других.
Поскольку на всякое дело, которое мне не удается довести до совершенства, я незаметно для себя реагирую с тревогой, выведение лишней жидкости из организма для меня полезно, однако если моча выводится под воздействием стрессов, – это вредно. Почему? Потому что вместе с мочой выводятся необходимые для жизни минералы. Быстрее всего на нарушение баланса минералов реагирует нервная система и особенно головной мозг, ибо в нем расположены центры нашей духовной жизни. Кто желает многого добиться, у того может начаться чередование тревоги и отчаяния, да так, что человек вообще перестанет понимать свой организм. Слабак впадает от этого в депрессию, а бойца охватывает тревога.
Тревога возникает тогда, когда человек живет в постоянном ожидании плохого. Человек должен быть безмерно утомленным и отупевшим от пребывания в атмосфере трагического преувеличения и умничанья, чтобы на очередной истерический крик реагировать без тревоги и испуга. Если среди домочадцев находится человек с трагическим восприятием жизни, пребывающий в депрессии и неустанно пытающийся перевоспитать близких, то большего источника нервного напряжения не найти. Человек‑трагик всего боится наперед, чтобы потом не пожалеть, но, несмотря на это, будет сожалеть вдвойне. Причем в первую очередь виноватыми оказываются домочадцы. В лексике подобного умника доминирует слово «бы». Если он начинает речь со слов «Если бы ты…», то непременно прибавляет «то этого бы не…» В итоге из его уст звучит обвинение.
Если мать или отец либо оба родителя культивируют в семье трагическое отношение к жизни, ребенок вынужден то и дело выслушивать всякого рода упреки и восклицания, адресованные всем подряд: «О, Господи, ну что тебе опять! Что ты на сей раз натворил? Как ты посмел! Боже мой, почему тебе не сидится на месте! Оставь меня в покое! Черт побери, в конце концов будет у нас дома покой или нет!» И так далее и тому подобное. Упреки эти могут быть едва слышными, и тогда они еще больше рвут душу. Человек посторонний может выдержать такую обстановку не более получаса, после чего его охватывает паника, тогда как ребенок вынужден все это терпеть постоянно. Единственное его право – заболеть.
Хороший человек истерического склада не осознает, сколько вреда он причиняет домашним. Если ребенок пытается его любить, то обрекает себя на страдания и становится из‑за этого менее восприимчивым. Он свыкается с плохим, не догадываясь, что теперь зависим от этого плохого и находится под его постоянным обстрелом. Ведь у хорошего человека должна быть мишень для стрельбы. Ребенок изо всех сил старается любить родителей и всякий раз, когда те устраивают мировой «переворот», впадает в отчаяние. Множатся детские разочарования, горечь, покуда ребенок не решает кардинальным образом изменить свою жизнь и уходит от родителей куда глаза глядят. От этого поступка незаметно усиливается чувство вины. Если ребенок маленький, а потому уйти от родителей не может, то уходит в мир иной в результате почечной болезни. Такое происходит с теми, у кого чувство вины перевешивает страхи.