Этапы курса поддерживающей групповой терапии Первый этап. Занятия №1 — №10
Важно, не откуда ты идешь, а куда.
Альфред Адле|
Коммуникация — это скорее оркестр, в кото ром каждый человек «играет всем своим телом», нежели телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одни& человеком другому.
Л. Бейтсоь
Задача первого этапа: эмоциональная стимуляция, активация общения налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей.
Первый этап (от 1 до 10 дней).На этом этапе ведущим направлением является совершенствование невербальных способов общения. Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.
Значимая проблема для заикающихся — нарушение форм коммуникации Актуальной становится разработка адекватных методов терапии и коррекции повышение эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при заикании. На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:
• в улучшении голосовых модуляций;
• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также интонационно-мелодической выразительности;
ШЕВЦОВА Е.Е.
• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное
состояние;
• в активизации общения внутри группы и установлении между пациентами
эмоционально насыщенных связей;
• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;
• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.
Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Одним из эффективных подходов в данном случае является гештальттерапия.
Основной акцент делается на восстановление ориентации в своем теле и окружающем пространстве с целью нахождения в дальнейшем контактов и способов разрешения конфликтов.
Роль логопеда заключается в постоянной речевой поддержке и включает: дыхательную гимнастику; выражение мыслей и чувств на языке двигательной экспрессии; актуализацию навыка мягкой голосоподачи, развитие голоса, коррекцию интонационно-мелодической выразительности речи.
На первом этапеработы происходит:
Осознание того, что речевое общение как часть процесса общения способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи.
В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.
Параллельно воспитывается умение слушать партнера и быть внимательным к нему.
Основная установка этапа — получение удовольствия от выполненного задания. Это создает положительную мотивацию к взаимодействию в группе.
Основная задача — учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы. У участников меняется представление о себе, они внутренне «выпрямляются», становятся способными перейти от монолога к взаимодействию с партнером, а соответственно, происходит и переход от типичного для заикающегося монологического общения к реальному диалогу.
Занятие №1
1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения
эмоций.
Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Работа над голосом.
74-75
ШЕВЦОВА Е.Е.
Коррекционная психолого-педагогическая работа____________________________________ 74
5) Невербальный тренинг. Психогимнастика.
• Развитие пространственного праксиса, координации движений (тренирует скорость переключения и пластические качества).
а) Упражнение «Движение по залу».
Участники группы в течение 3-5 секунд равномерно распределяются по аудитории.
Задание: двигаться в любых направлениях и с любой скоростью, не сталкиваясь друг с другом.
Первая скорость — 2 шага за 5 секунд.
Вторая скорость — 4 шага за 5 секунд.
Третья скорость — 7 шагов за 5 секунд.
Четвертая скорость — 10-11 шагов за 5 секунд.
Пятая скорость — 15-16 шагов за 5 секунд.
Шестая скорость — 19-20 шагов за 5 секунд.
б) Упражнение «Встать — сесть».
Участники группы сидят на своих местах (лучше на стульях). Задание:
логопед предлагает встать за 10 секунд, затем — сесть; логопед предлагает встать мгновенно, затем — сесть. Варианты:
встать мгновенно, сесть за 10 секунд; встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд; встать за 10 секунд, сесть мгновенно; встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно. Выполнение упражнения требует решения трех задач: .ЛШ£Ж, * восприятия задания; тИНг * пристройки (подготовки); • выполнения задания.
6) Логоритмика — каждому слогу соответствует свое движение.
Занятие №2
1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения
эмоций.
Упражнение «Броуновское движение»: члены группы — атомы, которые произвольно перемещаются по аудитории. При столкновении необходимо жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отношение, то есть «приласкать».
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Невербальный тренинг. Психогимнастика (продолжение).
• «Движение по залу».
• «Лечь — встать».
Задание:
лечь мгновенно — пауза — встать медленно; лечь медленно — пауза — встать мгновенно; лечь быстро — пауза — встать медленно или с умеренной скоростью. » Упражнения на смену темпоритма движения:
1. «В музее»: человек пришел в музей, осматривает экспо
наты, записывает названия картин, уходит.
2. «В лесу»: человек собирает ягоды, грибы или цветы
(разработать точный рисунок движения).
3. «Художник» (разработать точный рисунок движения).
4. «Фотограф» (разработать точный рисунок движения).
5. «После работы»: человек пришел домой —> положил
портфель на стол —> снял пиджак, повесил на спинку стула —> сел за
стол —> открыл портфель —> достал книгу —> начал читать —> достал
тетрадь, начал делать записи (медленно —> умеренно —> быстро).
Данные упражнения-этюды могут выполняться сольно, в паре, группой; скорость (темп) исполнения может быть различной. 5) Логоритмика.
Занятие №3
1) Приветствие: «Броуновское движение».
2) Дыхательная гимнастика.
3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.
4) Работа над голосом.
5) Невербальный тренинг.
1. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие наблю
дательности и памяти:
а) подростки двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
2. Развитие координации движений.
Установка: координация — пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.
Упражнения:
а) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотогра
фии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться,
восхищаться, смеяться;
б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, рас
крыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию;