Этапы курса поддерживающей групповой терапии Первый этап. Занятия №1 — №10

Важно, не откуда ты идешь, а куда.

Альфред Адле|

Коммуникация — это скорее оркестр, в кото ром каждый человек «играет всем своим те­лом», нежели телеграф, служащий для про­стой передачи вербального сообщения одни& человеком другому.

Л. Бейтсоь

Задача первого этапа: эмоциональная стимуляция, активация общения налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей.

Первый этап (от 1 до 10 дней).На этом этапе ведущим направлением является совершенствование невербальных способов общения. Цель: автома­тизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.

Значимая проблема для заикающихся — нарушение форм коммуникации Актуальной становится разработка адекватных методов терапии и коррекции повышение эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия при заикании. На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуни­кативной активности. Это проявляется:

• в улучшении голосовых модуляций;

• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также интонационно-мелодической выразительности;



ШЕВЦОВА Е.Е.

• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное
состояние;

• в активизации общения внутри группы и установлении между пациентами
эмоционально насыщенных связей;

• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;

• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.

Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, то есть «речевые проблемы» решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Одним из эффектив­ных подходов в данном случае является гештальттерапия.

Основной акцент делается на восстановление ориентации в своем теле и окружающем пространстве с целью нахождения в дальнейшем контактов и способов разрешения конфликтов.

Роль логопеда заключается в постоянной речевой поддержке и включает: дыхательную гимнастику; выражение мыслей и чувств на языке двигательной экспрессии; актуализацию навыка мягкой голосоподачи, развитие голоса, кор­рекцию интонационно-мелодической выразительности речи.

На первом этапеработы происходит:

Осознание того, что речевое общение как часть процесса общения спо­собствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи.

В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в те­чение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами обще­ния: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.

Параллельно воспитывается умение слушать партнера и быть вниматель­ным к нему.

Основная установка этапа — получение удовольствия от выполненного задания. Это создает положительную мотивацию к взаимодействию в группе.

Основная задача — учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы. У участников меняется представление о себе, они внутренне «выпрямляются», становятся способными перейти от монолога к взаимодействию с партнером, а соответственно, происходит и переход от типичного для заикающегося монологического общения к реальному диа­логу.

Занятие №1

1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения
эмоций.

Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. При­ветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.

2) Дыхательная гимнастика.

3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4) Работа над голосом.

74-75

ШЕВЦОВА Е.Е.

Коррекционная психолого-педагогическая работа____________________________________ 74

5) Невербальный тренинг. Психогимнастика.

• Развитие пространственного праксиса, координации движе­ний (тренирует скорость переключения и пластические каче­ства).

а) Упражнение «Движение по залу».

Участники группы в течение 3-5 секунд равномерно распреде­ляются по аудитории.

Задание: двигаться в любых направлениях и с любой скоростью, не сталкиваясь друг с другом.

Первая скорость — 2 шага за 5 секунд.

Вторая скорость — 4 шага за 5 секунд.

Третья скорость — 7 шагов за 5 секунд.

Четвертая скорость — 10-11 шагов за 5 секунд.

Пятая скорость — 15-16 шагов за 5 секунд.

Шестая скорость — 19-20 шагов за 5 секунд.

б) Упражнение «Встать — сесть».

Участники группы сидят на своих местах (лучше на стульях). Задание:

логопед предлагает встать за 10 секунд, затем — сесть; логопед предлагает встать мгновенно, затем — сесть. Варианты:

встать мгновенно, сесть за 10 секунд; встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд; встать за 10 секунд, сесть мгновенно; встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно. Выполнение упражнения требует решения трех задач: .ЛШ£Ж, * восприятия задания; тИНг * пристройки (подготовки); • выполнения задания.

6) Логоритмика — каждому слогу соответствует свое движение.

Занятие №2

1) Приветствие с использованием невербальных средств выражения
эмоций.

Упражнение «Броуновское движение»: члены группы — атомы, которые произвольно перемещаются по аудитории. При столкновении необхо­димо жестом, взглядом, улыбкой выразить друг другу доброе, теплое отноше­ние, то есть «приласкать».

2) Дыхательная гимнастика.

3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4) Невербальный тренинг. Психогимнастика (продолжение).

• «Движение по залу».

• «Лечь — встать».

Задание:

лечь мгновенно — пауза — встать медленно; лечь медленно — пауза — встать мгновенно; лечь быстро — пауза — встать медленно или с уме­ренной скоростью. » Упражнения на смену темпоритма движения:

1. «В музее»: человек пришел в музей, осматривает экспо­
наты, записывает названия картин, уходит.

2. «В лесу»: человек собирает ягоды, грибы или цветы
(разработать точный рисунок движения).

3. «Художник» (разработать точный рисунок движения).

4. «Фотограф» (разработать точный рисунок движения).

5. «После работы»: человек пришел домой —> положил
портфель на стол —> снял пиджак, повесил на спинку стула —> сел за
стол —> открыл портфель —> достал книгу —> начал читать —> достал
тетрадь, начал делать записи (медленно —> умеренно —> быстро).

Данные упражнения-этюды могут выполняться сольно, в паре, группой; скорость (темп) исполнения может быть различной. 5) Логоритмика.

Занятие №3

1) Приветствие: «Броуновское движение».

2) Дыхательная гимнастика.

3) Артикуляционно-мимическая гимнастика.

4) Работа над голосом.

5) Невербальный тренинг.

1. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие наблю­
дательности и памяти:

а) подростки двигаются произвольно под музыку;

б) двигаются и напевают мелодию;

в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;

г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.

2. Развитие координации движений.

Установка: координация — пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкрет­ного действия.

Упражнения:

а) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотогра­
фии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться,
восхищаться, смеяться;

б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, рас­
крыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию;


Наши рекомендации