Синдром передней лестничной мышцы

Начинаясь на поперечных отростках средне- и нижнешей­ных позвонков, передняя лестничная мышца, подобно ле­стнице, опускается вниз и вперед, прикрепляясь под углом к I ребру. Когда ребро фиксировано, мышца, сокращаясь, наклоняет голову вперед и в сторону: длительная тоническая фиксация (контрактура) ведет к одному из видов кривошеи. Напряжение мышцы (как и заднешейных при цервикалгии) возникает в ответ на очаги раздражения в области шеи, чаще всего при шейном остеохондрозе. Мышца прощупы­вается латеральнее средних отделов грудиноключично-сосцевидной мышцы как напряженный тяж, более плотный и увеличенный в размерах по сравнению с симметричной здоровой мышцей. В углу между мышцей и I ребром про­ходят перегибающиеся через это ребро надключичная артерия и нижний ствол плечевого сплетения7 подвергающиеся компрессии напряженной мышцей. Это проявляется отеч­ностью и болями в руке, а позже гипалгезией и двигатель­ными нарушениями в ульнарно расположенных образова­ниях кисти и предплечья, иннервируемых локтевым нервом, который отходит от сдавленного ствола сплетения. Харак­терно усиление болей в горизонтальном положении и осо­бенно во сне. Пальпация триггерных точек вызывает ирра­диацию болей в грудь, плечо, кисть, лопатку, межлопаточ­ную область. Этот вариант мышечно-фасциальных болей является, по-видимому, одной из наиболее часто просмат­риваемых причин цервикобрахиалгии.

Синдром малой грудной мышцы

Под малой грудной мышцей проходит дистальный отдел нер­вно-сосудистого пучка. По патогенезу и клинической картине данный синдром подобен предыдущему. Между мышцей и го­ловкой плечевой кости или клювовидным отростком лопатки пучок особенно часто сдавливается при гиперабдукции: в ус­ловиях наркоза, иммобилизации при переломе плечевой ко­сти и прочих подобных ситуациях. Боли и парестезии испытываются по передней поверхности грудной клетки, в лопатке, нередко в руке. Мышца на ощупь плотна и болезненна. Воз­можны двигательные нарушения в руке и расстройства чув­ствительности в IV—V пальцах руки.

Миофасциальные боли в области передней грудной стен­ки нередко расцениваются больным как боли в сердце. Отличие от стенокардии заключается в отсутствии харак­терных острых и кратковременных приступов, в неэффек­тивности приема нитроглицерина и в наличии нормальной ЭКГ. В то же время несердечные боли усиливаются при пальпации триггерных точек, движениях в шее, вызываю­щих напряжение или растяжение указанных мышц.

Задний шейный симпатический синдром

Синдром включает вазомоторные, дистрофические и другие нарушения, обусловленные раздражающим воздействием позвоночных структур на симпатическое сплетение позво­ночной артерии. Симпатическое периартериальное сплетение сопровождает все ветви ее в тканях черепа и мозга. Клиническая картина складывается из головных болей, кохлеовестибулярных и зрительных нарушений.

Нельзя не отметить, что в отличие от симптомокомп-лексов, относимых к верхней апертуре грудной клетки (осо­бенно синдром лестничных мышц), задний шейный симпа­тический синдром исчез со страниц неврологических руко­водств. Не упоминается синдром Барре — Лью и в меж­дународной классификации головных болей (1988). В опре­деленной части случаев сходная клиника обусловлена миофасциальным синдромом в верхних пучках трапециевидной и кивательной мышц. И все же главу о цервикогенных головных болях нельзя считать завершенной. Возможно, что раздражение симпатического сплетения позвоночной артерии остеофитами вносит свою лепту в широкую гамму вертеброгенных цефалгий. Прямое сдавление позвоночных артерий остеофитами унковертебральных суставов в соче­тании с атеросклерозом этих артерий — ведущий патоге­нетический фактор в формировании вертебробазилярной не­достаточности, транзиторные проявления которой по частоте значительно превосходят транзиторные ишемические атаки в каротидном бассейне.

Грудные синдромы

В связи с тем что грудной отдел позвоночника (в отличие от поясничного и шейного) малоподвижен, в нем нет условий для значительной макро- и микротравматизации дисков. Грыжи грудных дисков с компрессией корешков и спинного мозга встречаются исключительно редко. Уместно напом­нить, что в отличие от кожи туловища, получающей ин­нервацию из грудных корешков"; мышцы плечевого пояса, и в частности лопаток, иннервируются из шейного отдела и, как правило, острые и хронические боли в этой зоне — цервикального генеза. Вместе с тем отраженные спондилогенные боли в грудной клетке вполне реальны. Подобная модель имитации корешковых болей спондилогенными на­глядно просматривается в клинике болезни Бехтерева, где боли в грудном отделе — повседневная жалоба, а сдавление корешков — казуистика, вопреки бытующим представле­ниям. Боли в грудной клетке за счет дегенеративного по­ражения грудного отдела позвоночника обычно обусловлены поражением реберно-позвоночных и реберно-поперечных суставов и их капсул. На рентгенограммах выявляется при этом реберно-позвоночный или реберно-поперечный артроз.

При пальпации реберно-позвоночных суставов (на рас­стоянии 1г пальцев от остистых отростков) обнаруживается их резкая болезненность. У ряда больных можно прощупать болезненные узелки в грудных и брюшных мышцах. Спон­танные боли в этих зонах могут имитировать первичные висцеральные заболевания (см. 6.3.18.6).

Наши рекомендации