Предупреждение сексуального насилия над детьми

Все усилия по снижению уровня сексуального преследования детей сводятся к наказанию виновных в насилии, защите от них детей и обучении детей принципам самозащиты. Как видно из данной работы, несмотря на многочисленные научно-исследовательские проекты, программы лечения не дают устойчивых результатов в области профилактики рецидивизма среди людей, совершивших насилие над детьми (Dewhurst & Nielson, 1999). Поэтому критические оценки существующих правовых санкций оправдывают ужесточение мер наказания для лиц, осужденных за подобные преступления (Vachss, 1999). Так, в некоторых штатах был принят закон, требующий обязательной регистрации лиц, освобожденных из тюрьмы после отбытия срока за педофилию, а также оповещения широкой общественности. Требования о регистрации и оповещении часто называют «законом Меган» (Megan's law) по имени Меган Канка (Megan Kanka), семилетней девочки из Нью-Джерси, которая в 1994 году была изнасилована и убита ранее осужденным преступником, переехавшим в дом напротив. Хотя конституционная правомерность таких законов вызывала у некоторых сомнения (Johnston, 1998), их оппоненты заявили, что эти законы символизируют фундаментальный сдвиг нашего отношения к таким преступлениям. Суть его заключается в переходе от попыток «излечить» преступников к защите общества от их деяний (Simon, 1998).

Большую часть преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, совершают люди, знакомые с жертвой. Вот почему некоторые специалисты утверждают, что во многих случаях детям удастся избежать преследования, если проводить с ними обучающие мероприятия. В рамках таких программ следует рассказывать им о праве говорить «нет», о том, чем «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных», и о том, как противостоять попыткам взрослого принудить их к нежелательному интимному контакту.

{Используя куклы, специалист рассказывает третьеклассникам о том, что такое насилие над детьми}

Вероятно, наилучшим подходом к снижению высокого уровня сексуального насилия над детьми в нашем обществе является разработка эффективных программ, реализуемых на ранних этапах обучения ребенка. Как мы отмечали в главе «Сексуальность в детском и подростковом возрасте», родители зачастую избегают обсуждать со своими детьми проблемы секса. Поэтому было бы излишне оптимистично предполагать, что совершенствование коммуникации между родителями и детьми поможет защитить последних от насилия. Более того, нередко случается, что насилие совершают сами родители. Приводимые ниже рекомендации, которые мы заимствовали из работ целого ряда специалистов в области изучения сексуального насилия над детьми, направлены на предотвращение насилия. Они могут оказаться полезными для родителей, преподавателей и других категорий людей, работающих с детьми:

1. Поскольку возраст около 25% жертв сексуального насилия составляет меньше 7 лет (Finkelhor, 1984a), чрезвычайно важно подготовить наглядные материалы для маленьких детей. Проследите, чтобы присутствовали и мальчики, ведь они тоже могут подвергнуться насилию.

2. Родителям и преподавателям удастся добиться много большего, если они будут выражаться просто и «переведут терминологию из области сексуального насилия на язык, понятный любому ребенку» (Finkelhor, 1984b, p. 3)

3. Говоря о сексуальном насилии, избегайте чрезмерного запугивания. Хотя немаловажно, чтобы дети были достаточно обеспокоены опасностью стать объектом насильственного поведения взрослых, тем не менее необходимо, чтобы они были и достаточно уверены в своей способности, случись что, избежать такой ситуации.

4. Не поленитесь обстоятельно объяснить, чем нормальные прикосновения (похлопывания, объятия, соприкосновения) отличаются от «ненормальных», создающих у ребенка ощущение дискомфорта или смущения. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения — это когда кто-то касается того, что скрыто под трусиками, купальником или плавками. Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если взрослый говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях (длительное соприкосновение губ или введение языка в полость рта).

5. Убедите детей, что у них есть права — право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда прикосновения к их телу доставляют им неприятные ощущения.

6. Побуждайте детей сразу же рассказать кому-нибудь, если взрослый человек будет прикасаться к ним неподобающим образом или делать что-то неприятное для них. Особенно подчеркните, что не будете сердиться на них и что все будет в порядке, пускай даже этот человек сказал, что если они не сохранят случившееся в тайне, им несдобровать. Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина и им нечего будет стыдиться. Кроме того, предупредите, что, возможно, не все взрослые им поверят. Убедите их обращаться ко взрослым снова и снова до тех пор, пока не найдется кто-нибудь, кто поверит их словам.

7. Обсудите с детьми, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия. Например, научите их верить собственным чувствам если им покажется, что что-то не так. Пускай даже взрослый — их друг или родственник — будет утверждать, что все в порядке и что он «научит» их чему-то полезному. Учитывая, что многие взрослые прибегают к стратегии «это будет наш секрет», чрезвычайно полезно объяснить детям, чем секрет (что-то, что они никогда никому не расскажут, — неудачная идея) отличается от сюрприза (превосходная идея, так как, рассказав о нем чуть позже, можно сделать кому-то приятное).

8. Обсудите способы, с помощью которых можно избежать неприятных или опасных ситуаций. Объясните, что нет ничего постыдного в том, чтобы отчаянно завопить, закричать, убежать или воспользоваться помощью друга или доверенного взрослого.

9. Убедите детей, что следует четко и ясно сообщить взрослому, который прикасается к ним неподобающим образом, что они расскажут о происшедшем конкретному взрослому человеку. Из интервью, проводившихся с преступниками, совершившими насилие над детьми, стало известно, что многие из них отказались бы от своих замыслов, если бы ребенок предупредил, что расскажет об этом какому-то определенному взрослому (Budin & Johnson, 1989; Daro, 1991).

10. Возможно, самое важное, что должно прозвучать в этой профилактической беседе с детьми, особенно если ее проводят родители, — это идея о том, что когда они вырастут и встретят любимого и дорогого им человека, они откроют для себя, насколько нежными и приятными могут быть такие интимные прикосновения. Если не затронуть в беседе позитивные аспекты сексуальной жизни, мы рискуем спровоцировать формирование у ребенка ярко негативного отношения к любым сексуальным контактам между людьми, независимо от природы этих взаимоотношений.

<Задайте себе вопрос. Как, по вашему мнению, следует поступать с людьми, совершившими преступления на сексуальной почве, после их освобождения из тюрьмы?>

Когда дети говорят

Гипертрофированная эмоциональная реакция со стороны родителей может только усугубить травму, переживаемую ребенком в результате сексуального контакта со взрослым (Davies, 1995). Рассказывая родителям о происшедшем, дети зачастую просто передают ощущение дискомфорта от того, смысл чего они так до конца и не поняли. Если родители приходят в состояния полного смятения, что вполне понятно в такой ситуации, реакцией детей может стать усугубление негативных ощущений. Они могут почувствовать эмоциональное отвержение, у них также может возникнуть ощущение, что они причастны к чему-то ужасному. Нередко они чувствуют себя бесконечно виноватыми за то, что участвовали в происшедшем. Бывает, что дети считают себя виноватыми, даже если родители не выказали признаков стресса, поскольку чувствуют вину пристававшего к ним человека.

Очень важно, чтобы родители адекватно реагировали на известие о сексуальном насилии над их детьми. Такие инциденты нельзя замалчивать! Получив такое известие о собственном ребенке, родители, по возможности сохраняя спокойствие, должны предпринять все меры предосторожности и проследить, чтобы ребенок больше не оставался наедине с обидчиком. Зачастую дети многократно подвергаются приставаниям со стороны одного и того же человека, что заставляет их чувствовать свою вину и ответственность. Немаловажно убедиться, что ребенок застрахован от возобновления приставаний. Поскольку весьма вероятно, что ваш ребенок — не единственная жертва этого преступника, обязательно нужно сообщить о нем в полицию и тем самым уберечь других детей.

<Вопрос для критического размышления. Если ребенок стал жертвой сексуального насилия, какие шаги нужно предпринять, чтобы, по возможности, облегчить нежелательные последствия происшедшего?>

Сексуальные домогательства

Сексуальные домогательствашироко распространены во всех сферах американского общества, будь то промышленность, армия или образование. Сексуальные домогательства — это больше, чем просто требование сексуальной благосклонности. Если действия окружающих создают враждебную или напряженную рабочую обстановку и имеют сексуальную подоплеку, они также могут характеризоваться этим термином. Вот рассказ одной женщины:

«Я была первой женщиной, принятой на такой высокий пост. Я гордилась достигнутым и смотрела в будущее с оптимизмом, но все оказалось сложнее, чем я ожидала. Меня поражали отвратительные шутки и невероятно оскорбительные замечания, которые отпускали в мой адрес некоторые мужчины. Они забрасывали мой электронный ящик гадкими письмами, а по голосовой почте мне ежедневно приходили непристойные сообщения. Я поделилась со своим шефом и рассказала ему, насколько это меня обижает, но он ответил, что мне нужно стать «командным игроком» и что ребята таким образом просто приветствуют мое появление в коллективе. Может быть, мне не следует так волноваться, но происходящее сказывается на моей работе. Мне трудно сконцентрироваться, и я съеживаюсь каждый раз, когда прослушиваю пришедшие мне сообщения.» (Из авторских архивов)

Сексуальные домогательства. Нежелательные сексуальные ухаживания, требования сексуальной благосклонности и другие вербальные или физические проявления сексуального характера на рабочем месте или в учебных заведениях.

В начале 90-х годов сексуальные домогательства стали объектом самого пристального внимания со стороны общественности в результате двух инцидентов, широко растиражированных средствами массовой информации. Одно из них — это заявление преподавателя юриспруденции Аниты Хилл о том, что она подвергалась сексуальным домогательствам кандидата в Верховный Суд Кларенса Томаса. Второй — это скандал «U.S. Navy's Tailhook», когда следователи из Пентагона обнаружили, что многие женщины подвергались нападениям и сексуальным домогательствам пьяных летчиков. Кроме того, получил широкую огласку иск с обвинением в сексуальных домогательствах, предъявленный Паулой Джонс президенту Биллу Клинтону. В этом разделе мы приводим определение сексуальных домогательств и обращаем особое внимание на специфику их проявлений на рабочих местах и в учебных заведениях.

Сексуальные домогательства на рабочем месте были запрещены в 1964 году Статьей IV Акта о гражданских правах. В 1980 году Комиссия по вопросу равных возможностей занятости (the Equal Employment Opportunity Commission, EEOC) опубликовала справочник по сексуальным домогательствам. В этом справочнике отмечается, что противозаконны не только физические, но и словесные домогательства:

«Нежелательные сексуальные ухаживания, требования сексуальной благосклонности и другие устные или физические проявления сексуального характера составляют инцидент сексуальных домогательств в случае если: 1) подчинение этим требованиям является явным или скрытым условием трудовой занятости человека; 2) подчинение этим требованиям или отказ им подчиниться служат основанием для принятия управленческих решений о трудовом статусе этого человека, или 3) целью или последствиями этих требований является воспрепятствование выполнению человеком рабочих задач или создание угрожающей, враждебной или раздражающей рабочей обстановки» (Комиссия по вопросу равных возможностей занятости, 1980, р. 74676-74677)

В справочнике EEOC фигурируют описания двух типов домогательств. Одна из форм, которую обычно называют услуга за услугу,реализуется в контексте первых двух из описанных в справочнике ситуаций. В данном случае принятие нежелательных сексуальных ухаживаний является условием предоставления преимуществ на работе или в образовании, а также более благоприятного обхождения на рабочем месте или в образовательном учреждении (например, продвижения по службе или получения высоких оценок) (Pierce, 1994). Преследования же проявляются в репрессиях, которые следуют за отказом подчиниться (Charney & Russell, 1994).

Вторая форма сексуальных домогательств, которую часто называют враждебной или раздражающей рабочей обстановкой,в справочнике EEOC описана в контексте третьей ситуации. Этот тип сексуальных домогательств меньше заметен, но, вероятно, более распространен, чем модель услуга за услугу.В этом случае один или несколько руководителей, сотрудников, учителей или студентов предпринимают настойчивые шаги с тем, чтобы создать на рабочем месте или в учебном заведении невыносимую обстановку враждебности и нетерпимости по отношению к кому-то. В отличие от типа услуга за услугу для домогательств второго типа не принципиально, чтобы участники были облечены разной властью и наделены разными полномочиями. Тем не менее не исключено, что это своего рода попытка защитить свой статус и положение, поскольку вторжение женщин в традиционно мужские сферы власти и привилегий часто воспринимается мужчинами как угроза (Dall' Ara & Maass, 1999).

Ситуации, составляющие этот последний тип сексуальных домогательств, стали предметом неутихающих споров о том, что же такое враждебная или раздражающая рабочая обстановка. По сути дела враждебной считается обстановка, когда любой здравомыслящий человек в одних и тех же или похожих обстоятельствах расценивает действия обидчика(ов) как враждебные, раздражающие и угрожающие.

Иллюстрацией к интерпретации с позиции здравомыслящего человека служит решение Верховного суда США, который единогласно признал, что женщина из штата Теннеси подверглась сексуальному домогательству посредством создания враждебной атмосферы, «которая существенно сказывалась на психологическом благополучии здравомыслящего человека» (Судья Сандра Дей О'Коннор, запись для суда в Harris v. Forklift Systems,92 US 1168, 1993). В данном случае начальник жертвы (мужчина и президент компании): 1) настаивал, чтобы она доставала монеты из переднего кармана его брюк; 2) отпускал насмешки по поводу размера ее ягодиц; 3) в присутствии посторонних называл ее «толстозадой»; 4) намекал, что если бы она оказывала сексуальные услуги, то сколотила бы хорошее состояние. Адвокат подсудимого безуспешно пытался выдать эти действия за шутки без злого умысла. Случай примечателен и тем, что не было ни сексуального шантажа, ни нежелательных прикосновений. Тем не менее Верховный Суд признал, что здравомыслящий человек посчитал бы такие оскорбительные выпады сексуального характера обидными и раздражающими.

Наши рекомендации