Двойной сексуальный стандарт
Хотя дети с младенчества постигают полоролевые стереотипы, пик полоролевых различий часто приходится на подростковый период. Одним из проявлений этих полоролевых предписаний является двойной сексуальный стандарт. Как мы увидим затем в главе «Природа и истоки сексуальных проблем», подчас этот двойной стандарт может повлиять на всю последующую сексуальную жизнь как мужчины, так и женщины. А сексуально развивающиеся подростки зачастую принимают на себя всю тяжесть этих полярных установок общества.
Интенсивное изучение двойного сексуального стандарта началось в 1960-х годах. Вначале двойной стандарт определяли как допустимость добрачных половых связей для мужчин, но осуждение такой сексуальной активности в отношении женщин (Reiss, 1960). С того времени этот стандарт постепенно трансформировался в так называемый условный двойной стандарт. Согласно ему женщинам не зазорно вступать в сексуальные отношения при условии наличия любовной привязанности и глубоких чувств. Мужчинам же «разрешается» иметь столько половых партнеров, сколько они пожелают, без каких-либо дополнительных условий (Milhausen & Herold, 1999).
Для объяснения двойного сексуального стандарта и различий в половом поведении мужчин и женщин предложены две теоретические точки зрения. Согласно эволюционной психологии,половые различия в сексуальном поведении — продукт эволюции человека, так как это поведение тесно связано с репродуктивной функцией (Weiderman, 1993). Так как мужчины обладают большей потенциальной репродуктивностью (они фертильны 365 дней в году в течение большей части своей жизни) по сравнению с женщинами, для них будет более благоприятно осеменить множество женщин, чтобы максимально повысить шансы выживания их потомства (Oliver & Hyde, 1993; Walsh, 1993).
Теория социального научения дает альтернативное объяснение двойного сексуального стандарта. С точки зрения этой теории женщины часто подвергались наказанию (порицанию или изоляции со стороны сверстниц) за сексуально вольное поведение. Мужчины же, как правило, вознаграждаются за подобное поведение, становясь объектами похвалы со стороны ровесников (Oliver & Hyde, 1993; Sprecher et al., 1997).
Материалы последних лет свидетельствуют о том, что среди подростков и взрослых Северной Америки (в особенности женщин) сексуальный двойной стандарт постепенно стирается (Baumeister, 2000; Browning et al., 1999; Sprecher & Hatfield, 1996). В ряде исследований было указано, что, по-видимому, происходит выработка единого для обоих полов стандарта, касающегося уровня опытности желательного полового партнера. Например, в одной работе было выявлено, что и мужчины и женщины воспринимают индивидов с большим сексуальным опытом как нежелательных для свиданий или брака (O'Sullivan, 1995). В другом исследовании было обнаружено, что оба пола предпочитают в качестве кандидатуры для брака или свиданий партнера, не имеющего сексуального опыта, имеющим средний или высокий уровень опытности в сексе (Sprecher et al., 1997).
Несмотря на эти изменения, по многочисленным данным двойной стандарт продолжает оказывать влияние на жизнь многих мужчин и женщин (Laumann et al., 1994; Milhausen & Herold, 1999; Weinberg et al., 1995). Например, при одном из последних опросов студенток канадского университета 95% респонденток ответили, что верят в существование двойного стандарта, согласно которому для мужчин более приемлемо иметь большее количество сексуальных партнеров по сравнению с женщинами (Milhausen & Herold, 1999).
Чтобы оценить степень влияния двойного стандарта на сексуальное поведение подростков, давайте рассмотрим некоторые из возможных его последствий. Для юношей в центре сексуального поведения может быть «сексуальное покорение» дам. Неагрессивным и сексуально неопытным подросткам часто навешивают резко негативные ярлыки типа «сопляк». С другой стороны, сверстники нередко обеспечивают социальное подкрепление стереотипно «мужских» качеств и поступков. Например, прославляется агрессивное и независимое поведение. Для некоторых молодых людей рассказать товарищам о своих интимных похождениях важнее, чем сам половой акт. Как вспоминает один из них:
«Моя репутация была под угрозой. Я был таким симпатичным, с чувством юмора, атлетичным, компанейским — но все еще девственником. Все считали, что я — эксперт по любовным делам. Я играл эту роль и всегда говорил: «Да, мы занимались этим, и это было круто, парни!»» (Из авторских архивов)
Дляженщин характерны совсем другие мысли и ожидания. Следующая цитата демонстрирует взгляд одной женщины на обе стороны двойного стандарта:
«Мне всегда казалось очень странным, что общество требует девственности от девочек, а для мальчиков потерять ее — это нормально. Я выросла в большой семье, в которой старшим ребенком был мой брат. Я помню, как зашел разговор о том, каким плейбоем был мой брат (ему было около 18). Мои родители не были раздражены, скорее они испытывали своего рода гордость. Но когда я и моя сестра созрели для секса, наши родители стали подозрительными. Я всегда помню, что я чувствовала. И если я когда-нибудь стану матерью, я не допущу такой неадекватности и такого акцента на женской девственности.» (Из авторских архивов)
У многих девушек возникает дилемма. Они могут научиться казаться сексуальными, чтобы привлекать мужчин, но вместе с тем нередко испытывают смешанные чувства в отношении собственно сексуального поведения. Девушка боится, что если она откажется от секса, бойфренды потеряют к ней интерес и перестанут с ней встречаться. Но согласившись на секс, она боится, что получит репутацию доступной. Дилемма двойного стандарта часто далеко выходит за рамки сексуального поведения. Девушки также начинают определять свою «ценность» по достижениям их бойфрендов (а не по собственным). Надев подаренную молодым человеком куртку, девушка получает более высокий статус, чем надев такую же, заработанную самостоятельно. Даже ее способности могут рассматриваться как простые склонности, а не как ценные качества. Например, она может быть обеспокоена, что получает более высокие оценки, чем ее бойфренд.
Мастурбация
Хотя многие подростки не имеют опыта коитуса к 19 годам, многие мастурбируют. Как рассказывалось ранее в этой главе, мастурбация — нормальное проявление сексуальности в детском возрасте. У подростков прослеживается тенденция к повышению частоты этого поведения. Согласно наблюдениям, подростки мужского пола мастурбируют в среднем 5 раз в неделю (LoPresto et al., 1985). Частота мастурбации у девочек, девушек и женщин заметно ниже (Leitenberg et al., 1993; Walsh, 1989). К концу подросткового периода практически все юноши и 3/4 девушек имеют опыт мастурбации (Coles & Stokes, 1985; Janus & Janus, 1993; Kolodny, 1980).
Мастурбация в подростковом возрасте может служить важным методом сексуальной разрядки. Самостимуляция не только снимает сексуальное напряжение, но и предоставляет благоприятную возможность для изучения собственного тела и его сексуального потенциала (Weinstein & Rosen, 1991). Подростки могут сравнивать различные варианты самоудовлетворения. Эта информация может пригодиться в дальнейшем, во время сексуальных действий с партнером. Многие сексологи считают, что люди, которые не мастурбировали в подростковом возрасте, возможно, упускают важный элемент своего сексуального развития.
Петтинг
Другая форма некоитальных проявлений сексуальности дает возможность многим парам сблизиться и в то же время часто становится альтернативой половому акту. Под петтингом подразумевают эротический телесный контакт, который может включать поцелуи, объятия, прикосновения, ласки руками или орально-генитальную стимуляцию — все, за исключением коитуса. Возможно, одно из самых заметных изменений в паттернах подросткового петтинга — оральный секс. В большом количестве исследований было выявлено, что частота случаев орально-генитальной стимуляции возросла в 2-3 раза по сравнению с данными Кинси (Braverman & Strasburger, 1993a; Gagnon & Simon, 1987). Среди подростков куннилингус встречается чаще, чем фелляция.
Петтинг. Варианты физического контакта, включающие в себя поцелуи, объятия, прикосновения, ласки руками или орально-генитальную стимуляцию, — все, кроме коитуса.
Часто возникает вопрос — как далеко зайдет петтинг? Это может стать своего рода соревнованием между молодым мужчиной и женщиной. Он пытается «зайти» настолько далеко, насколько возможно, а она старается не выходить за рамки «порядочной девушки». Так как любовь часто является мотивом или оправданием сексуального поведения для девушек, мужчина может сказать: «Я люблю тебя» в качестве предлога для начала более глубокого секса.
Петтинг редко имеет столь конкретную цель и может представлять собой форму проявления сексуальности, которая удачно сочетает безопасность и удовольствие для обоих членов пары. Стадии от простой прогулки за руку до генитальной стимуляции могут сменяться по мере нарастания эмоциональной близости. Занимаясь петтингом, подростки начинают постигать сексуальные реакции (свои и партнера) в рамках межличностных взаимоотношений. Они могут разработать «репертуар» эротических действий, доставляющих удовольствие и не сопровождающихся при этом риском беременности, как, например, в следующем случае:
«У нас были чудесные отношения с одним парнем, с которым я закончила среднюю школу. Мы оба понимали, что еще не готовы к соитию. Из-за этого обоюдного согласия (и взаимного влечения) мы не стеснялись экспериментировать друг с другом и проводили большую часть совместного времени, часами лаская друг друга до оргазма.» (Из авторских архивов)
Этот пример указывает на то, что петтинг не просто служит методом реализации сексуального напряжения, но занимает важное место в интимных взаимоотношениях подростков.
Для некоторых молодых людей петтинг ценен тем, что представляет собой ощутимую возможность вступать в сексуальную связь и при этом чисто формально сохранять девственность. Однако сам термин «девственность» проблематичен по многим причинам. Наиболее важно то, что определение девственности как отсутствия вовлеченности в первый половой акт (коитус) способствовало укоренению убеждений, что «настоящий секс» — это пенис-вагинальное совокупление и что понятие девственности относится только к гетеросексуальным связям. А как насчет геев, лесбиянок и гетеросексуалов, которые не вступали в коитус, но занимались другими формами сексуальных взаимодействий — взаимной мастурбацией, орально-генитальными, орально-анальными, анально-генитальными и генитально-генитальными контактами? Являются ли все они формальными «девственниками» («девственницами»)? А женщины, испытавшие лишь одно введение полового члена во время изнасилования? Что же, они больше не «девственницы», несмотря на отсутствие согласия с их стороны?
Склонность общества к узкой трактовке девственности (с точки зрения одного полового акта) особенно нелепа в случае однополых связей. С точки зрения этой узкой концепции геи и лесбиянки, никогда не вступавшие в половой контакт с представителями другого пола, могут считаться девственниками всю свою жизнь!
Сама идея, что люди могут вступать практически во все (кроме одной) мыслимые формы сексуальных отношений и все равно оставаться при этом «девственниками» представляется сомнительной (устаревшей?). Возможно, пришло время упразднить этот многозначный и вычурный термин.