Сочетание ритма музыки с ритмом движений
1. Дети стоят шеренгой вдоль стен. 3 такта сто
ят на месте. Идут 2 такта шеренгой вперед и 2
такта назад. Повторяют это движение два
раза. Затем поворачиваются вправо и в тече
ние 4 тактов переходят колонной к следующей
стене и выстраиваются вдоль нее. Марширов
ка шеренгой вперед и назад и переход к следу
ющей стене повторяются до возвращения к ис
ходному положению.
2. Дети стоят двумя шеренгами друг за дру
гом. 2-я шеренга образует ворота. 3 такта сто
ят на месте. 2-я шеренга проходит вперед под
воротами 1-й шеренги и образует, в свою оче
редь, ворота. Затем 1-я шеренга проходит под
воротами 2-й и снова образует ворота. Это по
очередное движение шеренгами повторяется
два раза. Потом в течение 4 тактов обе шерен
ги отступают к исходному положению.
3. Дети сидят в кругу попарно, обращены ли
цом друг к другу. Поочередно указательным
пальцем грозят друг другу сначала правой
рукой, а затем левой по 2 такта. На остановку
поворачиваются спинами друг к другу и, ока
завшись с новым соседом, продолжают так же
исполнять этот ритм.
4. Дети стоят в кругу, один держит мяч. На 2
такта плавно поднимает над головой, затем на
2 такта передает мяч рядом стоящему ребен-
ку. Второй передает 3-му и т.д. до конца, пока мяч не придет обратно к 1-му ребенку.
5. Дети стоят по кругу. Свободное качание обе
их рук вперед и назад (8 тактов).
6. Дети маршируют по кругу в течение 8 так
тов, затем прыгают на месте на двух или на
одной ноге — также 8 тактов.
7. Дети держатся попарно за обе руки. Четыре
раза поднимаются и опускаются на носки и два
раза приседают в соответствии с ритмом му
зыки.
8. Дети стоят в кругу, держась за руки. На
один-два делают два шага к центру, на три
опускают руки, на четыре делают прыжок на
двух ногах с поворотом к центру и берутся за
руки, так же идут от центра.
9. Дети стоят парами по кругу, взявшись за
руки. Первый такт, опустив руки, кружатся
вокруг себя вправо. При повторении музыки,
во втором такте, пары кружатся влево.
10. Дети стоят парами лицом друг к другу, дер
жась обеими руками. Первый такт сопровож
дается прыжками на месте с поочередным вы
ставлением вперед то одной, то другой ноги.
На второй такт берутся правыми руками и
кружатся на месте, потом берутся опять обеи
ми руками.
11. Дети стоят по кругу, с внешней стороны
круга около каждого на полу лежит флажок.
Дети делают три шага и одновременно с тре- ;
тьим шагом наклоняются и берут с пола флаж- 1
ки. На второй такт скачут по кругу с высоко >
поднятым флажком. Потом опять делают три 1
шага и кладут флажок. i
Упражнения на координацию речи сдвижениями
1. Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо
(влево), в зависимости от того, что каждому
из них хочется, а затем через круг любому, при
этом говорят: «Я бросаю мяч вправо, я катаю
через круг».
2. Дети маршируют по кругу. В середине —
«пруд».
По дорожке вдоль пруда Я гуляю иногда, Но подальше от воды. Чтобы не было беды!
3. Двое детей становятся друг за другом. Пер
вый идет по кругу очень большими шагами.
Одновременно говорит: «Дядя Степа длинно
ногий по дороге зашагал». Второй бежит за ним
по кругу и говорит: «Мальчик-с-пальчикпо до
рожке вслед за дядей побежал».
Первый. Дядя Степа оглянулся, да пи слова не
сказал.
Второй. Малъчик-с-палъчик усмехнулся — дядю Степу он догнал.
4. Дети в руках держат воображаемую щетку
и делают движения, как бы чистят зубы, гово
ря: «Раз, два, три — зубы щеткой крепко три!»
5. Дети становятся в круг лицом друг к другу
на расстоянии вытянутых рук. При слове «опу
сти» делают шаг назад и опускают руки. За
тем, подставляя ногу, говоря «подними», под
нимают руки. Затем — шаг назад, говоря «зак
рой», прижимают руки к груди и, подставляя
ногу, говорят «открой», руки опять вытягива
ют в сторону.
6. Дети сидят на стульях, изображая поезд: де
лают движения руками, сопровождая каждое
Заикание
движение словом «чух», по сигналу дети останавливают движение и говорят: «Паровоз, паровоз, вот он папу привез».
7. Дети сидят в кругу на стульях. Один из детей
с флажком идет за стульями, говорит: «Я иду
тихо, тихо». Останавливается за стулом одно
го ребенка, стучит флажком о стул, говоря:
«Я стучу громко — тук, тук, тук\» Передает
флажок и садится на стул, по которому стучал.
8. «Стук, стук молотком — строим, строим
дом», —дети хором говорят стихи с постепен
ным нарастанием голоса. На слова «стук,
стук молотком» дети стучат об пол, на слова
«строим, строим, строим дом» постепенно
выпрямляются, сила голоса нарастает и, под
нимая правые руки и соединяя их в центре,
дети образуют «дом».
9. Один из детей, пастух, ходит среди ребят,
расположившихся на полу (лугу). Пастух иг
рает на дудочке и говорит:
Аи ду-ду, аи ду-ду, Я все стадо стерегу, Аи ду-ду, аи ду-ду, На зеленом на лугу. Роль пастуха дети исполняют поочередно.
10. Дети группой сидят на полу в середине ком
наты и говорят:
Эй, самолет, плавно лети!
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Сопровождаются слова поворотами головы, как бы следя за самолетом.
11. Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.
12. Дети стоят на одной ноге. Руки вытянуты
в стороны.
Очень трудно так стоять, ножку па пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться.
13. Дети вытягивают руки в стороны, сжима
ют кисть в кулак, разжимают и кладут на пояс:
Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.
14. Дети садятся на корточки, прижимая го
ловы книзу и обхватив руками колени, потом
постепенно выпрямляются, становятся на нос
ки и тянутся сколько возможно вверх, подни
мая руки. Выполнять движения, сопровождая
соответственно словами:
Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь!
15. Дети делают прыжки ногами врозь и вмес
те. (Текст произносит педагог или другие дети.)
Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо,
ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там, что за шум и что
за гам!
16. Дети делают два раза движения — на нос
ки и возвращение в исходное положение и два
полуприседа, опять два раза на носки и одно
глубокое приседание. Выполнять движения со
ответственно словам:
Ванька, встань-ка, Ванька, встань-ка, Приседай-ка, приседай-ка, Будь послушен, ишъ какой, нам не справиться с
тобой!
17. Делают круги руками.
Быстро вертится крыло, мелет мельница зерно, А из смолотой муки испекут нам пирожки!
Исходное положение руки назад. На указанный акцент руки должны быть внизу.
18. Дети делают движения руками, изображая
паровоз:
Едем, едем, долго едем. Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть.
19. Дети, подражая движению дворника с мет
лой, говорят:
Подметаю я свой двор,
Собираю в кучу сор.
Будут все меня хвалить,
«Молодец» мне говорить!
На акцент метла движется влево.
20. Дети держатся попарно за правую руку,
подражая движению пильщиков, и говорят:
Пили, пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей. В нем серый зайчик станет жить. И с нами будет он дружить. Движения рук вперед и назад совпадают с акцентом.
21. Дети «вбивают молоточком гвозди в сте
ну», говорят:
Молоточком я стучу (два удара), В стенку гвоздь вколочу (два удара). Гвоздь вбиваю сильней (два удара) Для картинки моей! (два удара).
22. Дети стоят по кругу. Играют в мяч:
Мячик мой, лети высоко (бросок вверх).
Мячик мой, лети далеко (бросок через круг),
По полу беги скорей (перекатывают через круг)
Скок об пол, смелей, смелей (бросок четыре pasi
об пол)
23. Дети перебрасывают мяч от соседа к сосе
ду в правую или в левую сторону.
Целый день я лечу.
Целый день я скачу,
Больше прыгать не могу,
Ах, сейчас я упаду!
На последнем слоге каждой строки мяч ударяется об пол.
24. Игра сопровождается стихами С. Марша
ка «Мой веселый, звонкий мяч...». Слова произ
носятся тем ребенком, который бросает мяч.
25. Дети стоят по кругу и перекатывают об
руч (мяч) через круг, говоря: «Лови» («Коля,
лови»; «Коля, лови мячик» и т.д.).
26. На ковре, на расстоянии одного шага, ле
жат семь больших кубиков. Ребенок наступа
ет по очереди на каждый кубик, говоря:
Я по камешкам пройду, через речку перейду. Последний шаг с кубика на пол.
27. «Стрекозы». Дети встают в круг. На слова
«Я летала, я летала, устали на знала» делают
летательные движения. «Села, посидела, опять
полетела» (останавливаются и опускаются на
одно колено):
Я подруг себе нашла, Весело нам было.
Дети делают летательные движения. Хоровод кругом вела, Солнышко светило. Берутся за руки и водят хоровод.
28. «Заяц». Все дети сидят и читают стишок:
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал? Один из детей, заяц, скачет по комнате в ритме стиха:
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, а скакал». Заяц останавливается и отвечает на вопрос детей.
29. Дети изображают все, о чем говорится в
стишке, движения выполняются в ритме стиха:
Моем шею, Моем уши, Вытираемся посуше. Не спеша, не спеша. Мы и зубы чистим тоже, Порошком, порошком.
30. «Мяч». На каждое слово мяч перебрасы
вается через круг.
Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата.
31. «Гусь». Дети ходят по кругу, изображая
; гуся. На каждое ударное слово они делают оче
редной шаг:
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет па гармошке (руки в стороны).
И гордится гармонист:
Я га-га-га голосист!
32. «Дятел». Дети, изображая стук дятла по де
реву, ударяют правой рукой, в форме клюва,
по ладони левой руки. Движения выполняют
ся на акцент:
I Я по дереву стучу,
I Червячка добыть хочу,
\ Хоть и скрылся под корой,
: Все равно он будет мой.
\ 33. «Маляр». •".'
Красить комнаты пора — •'<
Пригласили маляра.
Он приходит в новый дом
С яркой краской и ведром. Дети медленно поднимают и опускают правую руку (на акцент), изображая движения маляра.
Логопедический массаж при заикании1
Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.
Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.
При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.