Упражнения для формирования речевого

дыхания у подростков и взрослых1

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было прият­ное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нуж­но проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы дви­галась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек — дышит ди­афрагмой, второй — кладет руки ему на пле­чи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на ниж­них ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

1 Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц ди­афрагмы при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться со­хранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хо­рошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образо­ванное губами. При выдохе должно быть та­кое ощущение, как будто струя воздуха явля­ется продолжением воздушного столба, иду­щего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, по­качивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох1 через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное гу­бами, на свечу2, которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем сно-

1 В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естествен­но, следует сделать выдох.

1 «Свеча», в данном случае, может быть и воображаемой.





ва сделать медленный вдох и дуть также мед­ленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и мед­ленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в за­висимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поста­вить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Для того чтобы приучить себя к конт­ролю над взаимосвязью произвольного вдо­ха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длитель­ность выдоха — на счет «шесть». Чтобы за­фиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем ма­ленькую паузу на счет «один». Все упражне­ние будет протекать в такой последователь­ности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную пе­ред ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на трени­ровку выдоха при образовании одного из со­гласных звуков — звука Ф, в дальнейшем мож­но его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхае­мая струя выходит только через щель, обра­зованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девя­ти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в пре­дыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти две­надцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каж­дый звук падает три единицы счета. Упражне­ние также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Груд­ную клетку не сжимать, должны хорошо рабо­тать губы. Затем, также быстро вдохнув, на од­ном выдохе произносить столько раз, на сколь­ко хватит дыхания, группу согласных: ПТК.



Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким об­разом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает ос­тановка. Вдох делать носом, выдох — через уз­кое отверстие губ длительностью десять-две­надцать единиц. Последовательность упражне­ния: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы за­данное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствие счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двад­цати пяти. При счете стараться подольше со­хранять состояние дыхательных мышц живо­та и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой1

В логопедической работе над речевым дыханием за­икающихся детей, подростков и взрослых широко ис­пользуется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе со­вершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова сове­тует выполнять 4 основных правила.

Правило № 1

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шум- ; но, на всю квартиру, нюхайте воздух, как со­бака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка — тянуть вдох, что- i бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, \. | как укол, активный и чем естественнее, тем ,;; лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тре- f воги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, ,. яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило № 2

Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каж­дого вдоха как угодно, сколько угодно — но

1 И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.



лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одно^ временно с движением. Выдох уйдет самопро­извольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодуш­ным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без осо­бых усилий.

v Л)

Правило № 3 ' >f

Повторяйте вдохи так, как будто вы нака­чиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов — 1-3 секунды.

Правило № 4

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс содержит 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте корот­кие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединять­ся в момент вдоха, а не расширяйте их. Трени­руйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогу­лочного шага «сотню» вдохов. Можно и боль­ше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и

I слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?»

Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым ша­гом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в про­гулочном темпе. Можно, стоя на месте, мож­но при ходьбе по комнате, можно перемина­ясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая ле­вую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдо­хи шли одновременно. Не мешайте и не помо­гайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте , их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-
влево, резко, в темпе шагов. И одновременно
с каждым поворотом — вдох носом. Корот­
кий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте:
«Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Ню­
хайте воздух.

2. «Ушки». Покачивайте головой, как будто
кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!»

|| Следите, чтобы тело не поворачивалось. Пра-



вое ухо идет к правому плечу, левое — к лево­му. Плечи неподвижны. Одновременно с каж­дым покачиванием — вдох. 3. «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет га­рью? Снизу? Сверху?».

Главные движения

1. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните
кошку, которая подкрадывается к воробью.
Повторяйте ее движения — чуть-чуть присе­
дая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тя­
жесть тела переносите то на правую ногу, то
на левую. На ту, в какую сторону вы поверну­
лись. И шумно нюхайте воздух справа, слева,
в темпе шагов.

2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету
или палочку, как рукоятку насоса, и думайте,
что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в
крайней точке наклона. Кончился наклон —
кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и
не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро
накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи
одновременно с наклонами часто, ритмично
и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз
на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгно­
венный. Из всех наших движений-вдохов,
это— самое результативное.

«Насос» особенно эффективен при заикании.

3. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень
плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к
себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи.
Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы
левая обнимала правое плечо, а правая — ле­
вую подмышку, то есть, чтобы руки шли парал­
лельно друг другу. Темп шагов. Одновременно

с каждым броском, когда руки теснее всего со­шлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают вдоху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

4. «Большой маятник». Это движение слитное,
похожее на маятник: «насос»-«обними плечи»,
«насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон
вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон
назад, руки обнимают плечи — тоже вдох.
Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как
маятник.

5. «Полуприседы». Одна нога впереди, другая
сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога
сзади чуть касается пола, как перед стартом.
Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как
бы пританцовывая на месте, и одновременно
с каждым приседом повторяйте вдох — корот­
кий, легкий. Освоив движение, добавьте одно­
временные встречные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

При выполнении упражнения «насос» на каждый на­клон на выдохе произносятся гласные звуки или звуко­вой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие зву­косочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.

На следующих тренировках добавляются и другие со­четания (в произвольной дозировке): рир, рур, pep, pap; лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан; вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фаф; зиз, зуз, зез, заз; жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.

Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максималь-

но задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко за­держанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки про­изнесение заикающимся «восьмерок» сочетается не толь­ко с наклонами, но и с упражнением «полуприседы». Глав­ное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, по­вторяя вслух максимальное количество восьмерок на креп­ко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечис­ленных выше упражнений.

А.Н. Стрельникова указывает, что дети охотно де­лают эту гимнастику, особенно если она идет в музыкаль­ном сопровождении. Но темп для них должен быть мед­леннее. Торопить их нельзя. Урок следует превратить в игру. Например, изображать кошку, которая показывает зубки и пытается поймать воробья. И нюхает, нюхает воз­дух. Пусть они выполняют приседы, танцуя, как дикари вокруг костра. Такие занятия лучше проводить в группе с несколькими детьми.

Упражнения для работы над голосом1

Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зу­бами равно двум пальцам, язык лежит плос­ко, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкну­ты; гортань должна быть опущена, глотка рас­крыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит дви­жение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом рас­крылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышеч­ного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основ­ное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верх­ние передние зубы. Звук должен быть легким

Наши рекомендации