Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема заикающегося ребенка

Цель игры: уточнение и расширение знаний студен­тов о психолого-педагогических критериях, дифференци­ации невротической и неврозоподобной форм заикания.

В процессе деловой игры вырабатываются первона­чальные умения сбора анамнеза и анализа психомотор­ного и речевого развития заикающихся.

Программа деловой игры

1. Преподаватель объясняет задачу — моделирование си­
туации логопедического приема заикающегося ребенка.

2. Роли распределяются следующим образом: 1-й сту­
дент — «логопед», 2-й студент — «мать ребенка», 3-й
студент — «заикающийся ребенок».

3. По правилам игры «логопед» ставит вопросы, на­правленные на выявление признаков невротическо­го или неврозоподобного заикания, «мать» дает раз­вернутое описание раннего моторного и речевого развития ребенка, условий его воспитания, времени возникновения, предполагаемых причин и течения заикания, психолого-педагогической характеристи­ки ребенка. «Ребенок» в ответ на «обследование», проводимое «логопедом», дает описание психомото­рики и речи, особенностей проявления заикания. В процессе игры все студенты меняются ролями. Они должны внимательно следить за игрой «Прием ребенка логопедом», участвовать в анализе и оценке психомотор­ного и речевого развития «заикающегося ребенка», опре­делением клинической формы заикания.

Игра повторяется по мере усвоения нового учебно­го материала, и роль «дошкольника» сменяется ролью «подростка» или «взрослого». Аналогичным образом можно моделировать ситуации отработки ряда приемов логопедической технологии.

Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема заикающегося ребенка

Цели игры:уточнить теоретические знания студентов о мерах по предупреждению возникновения заикания у детей.

В процессе деловой игры вырабатываются первоначаль­ные умения работы с родителями заикающегося ребенка.

Программа деловой игры

Активно участвуют все студенты. Три студента яв­ляются ведущими: 1-й — «логопед», 2-й — «мать ребен­ка», 3-й — «ребенок». Порядок проведения игры.

1. «Логопед» задает «матери» вопросы, направлен­
ные на выявление причин возникновения заикания.

2. «Мать» должна перечислить факторы, способству­
ющие возникновению заикания, а также задать «ло-

if]

гопеду» вопросы, касающиеся дальнейшего обучения и воспитания «ребенка».

3. «Ребенок» в ответ на «обследование», проведен­
ное «логопедом», дает описание психомоторики и
речи, особенностей проявления заикания.

4. «Логопед» дает «матери» советы по обучению и
воспитанию «ребенка» с целью предупреждения даль­
нейшего развития речевого нарушения, рекоменду­
ет тип специального учреждения, в котором могут
быть созданы оптимальные условия для преодоле­
ния заикания у «данного ребенка».

В процессе игры студенты меняются ролями, вся группа должна внимательно следить за «приемом лого­педа», анализировать результаты обследования и адекват­ность рекомендаций «логопеда», а также быть готовым менять любого ее участника по указанию преподавателя.

1 4.2, СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ;

с заикающимися ';*,;; 'V*.'/;;;,; ' -..ч.>-^^:

Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в сле­дующем порядке:

Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя,

старшая, подготовительная к школе группа №____ для

заикающихся детей.

Логопед__________________________

Ф.И.О.

Название, тема, цель, план занятия

Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме:

Этапы занятия, их длительность Используемые методы и приемы Поведение и речь детей Вопросы, предложения

Примерная схема анализа логопедического занятия

1. Подготовка плана и конспекта занятия, использо­
вание консультаций, литературы, степень освоения
конспекта, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про­
грамме, перспективному плану работы, речевому про­
филю и возрасту детей данной группы; дозировка но­
вого материала, связь изучаемого материала с преды­
дущим и последующим, правильность подбора
лексического материала, единство коррекционных,
образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетич­
ность обстановки, оборудование занятия, качество
наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их
логическая последовательность, четкость перехода от
одного этапа занятия к другому, продолжительность
всего занятия и его этапов, своевременность прове­
дения физкультминутки, подведение итогов занятия,
соответствие фактического хода занятия запланиро­
ванному, отступления от конспекта, их причины.

5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаи­
мосвязь, обоснованность, приемы привлечения вни­
мания детей, обеспечение эмоциональности и инте­
реса, приемы активизации познавательной деятель­
ности, опора на разнообразные формы активности
(слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с
целью предупреждения утомляемости детей, методи­
ка использования оборудования, сочетание индиви­
дуальной и фронтальной работы, воспитательные
моменты, применение специальных методических
приемов, контроль за речью детей, выявление и сво­
евременное исправление допущенных ошибок, адек­
ватность предъявляемых требований с учетом рече­
вых возможностей и особенностей личности каждо­
го ребенка, доступность и четкость формулировки



вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рацио­нальной психотерапии.

6. Качество работы, речь и поведение детей в процес­
се занятия, заинтересованность, активность, сосредо­
точенность, устойчивость их внимания в начале заня­
тия и на остальных этапах, причины отклонений в по­
ведении и деятельности детей, проявления заикания и
их причины, качество знаний, умений и навыков, по­
лученных и закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, уме­
ние организовывать детей для работы, повышать их
активность, интерес и внимание, умение найти пра­
вильный подход к отдельным детям с учетом их инди­
видуальных способностей, настойчивость в достиже­
нии цели, педагогический такт. Внешний вид и речь
логопеда (доступность, логичность, эмоциональность
и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп,
ритм, интонационная выразительность речи).

8. Результаты занятия (выполнение плана, достиже­
ние цели, эффективность использования приемов).

9. Педагогические выводы и предложения (положи­
тельные стороны и недостатки занятия, предложения
по закреплению положительных сторон и рекомен­
дации по дальнейшему совершенствованию).

1. Конспектирование специальной литературы.

2. Составить таблицу «Сравнительная характеристи­
ка заикающегося с невротической и неврозоподоб-
ной формами речевой патологии».

3. Составить протокол обследования заикающихся
детей дошкольного и младшего школьного возрас­
та, подготовить материалы для обследования.

т

4. Составить таблицу «Основные направления ком­
плексной лечебно-педагогической работы с заикаю­
щимися детьми».

5. Оформить план-конспект просмотренных занятий
с заикающимися дошкольниками с подробным его
анализом.

6. Составить таблицу «Этапы логопедической рабо­
ты с заикающимися дошкольниками» с отражением
в ней программного содержания и коррекционных
задач каждого этапа.

7. Разработать конспект логопедических занятий на
различных этапах коррекционного обучения.

8. Подобрать игры и упражнения для осуществления
коррекционно-педагогической работы с заикающи­
мися дошкольниками, направленной на нормализа­
цию общего и речевого поведения.

9. Конспектирование программно-методической ли­
тературы.

10. Составить на основе протокола обследования
развернутую психолого-педагогическую характери­
стику заикающегося ребенка с логопедическим на­
блюдением и перспективным планом коррекционно­
го воздействия.

11. Составить таблицу «Этапы логопедической рабо­
ты по коррекции заикания у учащихся общеобразо­
вательной школы» с отражением в ней основных за­
дач, моделей общения и речевого поведения учащих­
ся на различных этапах коррекционного воздействия.

12. Составить таблицу «Система логопедической ра­
боты по исправлению заикания у школьников в про­
цессе обучения» с отражением в ней задач и кратко­
го содержания периодов коррекционного обучения.

13. Составить развернутую психолого-педагогичес­
кую характеристику обследованного учащегося с ло­
гопедическим заключением и перспективным планом
коррекционного воздействия.

] Заикание 225

14. Составить план-конспект просмотренного лого­
педического занятия с заикающимися школьниками
с подробным его анализом.

15. Составить таблицу «Основные направления ком­
плексной лечебно-педагогической работы с заикаю­
щимися подростками».

16. Составить развернутую психолого-педагогичес­
кую характеристику заикающегося подростка.

17. Составить план-конспект просмотренных занятий с
заикающимися подростками с подробным его анализом.

18. Составить таблицу «Этапы комплексной лечеб­
но-педагогической работы по устранению заикания
у взрослых».

19. Составить план-конспект просмотренных занятий с
заикающимися взрослыми с подробным его анализом.

20. Составить таблицу «Организация логопедичес­
кой помощи заикающимся».

21. Подготовить текст беседы с родителями и воспи­
тателями «О заикании у детей».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО 1

ЗУ «ЗАИКАНИЕ»




1. Каково строение периферического речевого аппарата?

2. В чем состоит различие между непроизвольными
и произвольными движениями? К какому типу дви­
жений относится речевая артикуляция?

3. Назовите основные параметры акустических ха­
рактеристик устной речи.

4. Дайте определение плавности речи.

5. Какие положения П.К. Анохина составляют осно­
ву представлений о функциональной системе рече-
двигательного акта?

6. Как можно применить положения о функциональ­
ной системе П.К. Анохина к пониманию патогене­
тических механизмов заикания?

7. Какими параметрами характеризуется крик здо­
рового ребенка? Какую основную функцию он несет?

8. В каком возрасте появляются у ребенка гуление и
лепет и чем они различаются?

9. Как соотносятся фазы моторного развития ребен­
ка с фазами речевого развития? До какого возраста
прослеживается их сопряженность?

10. Назовите основные этапы развития речи ребенка.

11. Почему возраст от 1 до 6 лет является сензитив-
ным периодом в развитии речи?

12. Что такое физиологические итерации? В какой
период развития речи они возникают?

13. Дайте определение заикания.

14. Назовите основные клинические признаки заикания.

15. Дайте характеристику основных признаков судо­
рожной активности мышц периферического речево­
го аппарата.

16. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

17. Назовите симптомы логофобии. В каком возрас­
те заикающихся она проявляется?

18. Охарактеризуйте типы течения заикания.

19. Объясните какова роль генетических механизмов
в развитии заикающихся.

20. Опишите роль биологических и социальных фак­
торов в развитии заикания.

21. Какова роль индивидуальных особенностей ре­
чевого онтогенеза в возникновении заикания?

22. Назовите факторы риска, которые могут способ­
ствовать возникновению невротических и неврозо-
подобных форм речевой патологии.

23. Дайте определение невротической и неврозопо-
добной форм заикания.

24. Перечислите факторы риска возникновения не­
вротической формы заикания у детей.

25. Дайте психолого-педагогическую характеристи­
ку детей, с невротической формой заикания.



26. Каковы особенности психического состояния детей
до и после появления невротической формы заикания?

27. Какова динамика невротической формы заикания?
Возможна ли «спонтанная» нормализация речи? Что
способствует хронификации данной речевой патологии?

28. Каковы особенности поведения дошкольников,
страдающих невротической формой заикания?

29. Расскажите, как влияет логофобия на поведение
подростков и взрослых.

30. Каковы особенности поведения подростков, стра­
дающих невротической формой заикания?

31. Перечислите факторы риска у детей с неврозопо-
добной формой заикания.

32. Каковы особенности раннего психомоторного и
речевого развития детей с неврозоподобной формой
заикания?

33. Опишите динамику неврозоподобной формы
заикания.

34. Каковы особенности поведения дошкольников и
детей подросткового возраста, страдающих невро­
зоподобной формой заикания?

35. Каково своеобразие формирования программы
действия в речедвигательной функциональной сис­
теме при невротическом заикании?

36. Расскажите, как проявляется сосуществование
двух (нормальной и патологической) программ дей­
ствия в речевой функциональной системе при невро­
тическом заикании. Каковы.условия их проявления?

37. Каковы отличия от нормы в формировании ре­
чедвигательной функциональной системы у детей с
неврозоподобной формой заикания?

38. Обоснуйте принципы дифференцированного пси­
холого-педагогического воздействия на заикающих­
ся с разными клиническими формами заикания.

39. Какие меры необходимо предпринять при «ост­
ром» начале заикания у детей дошкольного возраста?

40. Какова организация логопедических занятий с за­
икающимися дошкольниками, страдающими невро­
тической формой заикания?

41. Раскройте значение психотерапии в системе ре­
абилитации заикающихся с невротической формой
заикания.

42. В чем состоит прием угашения страха речи у
взрослых заикающихся?

43. Осветите систему функциональных тренировок и
их роль в реабилитации заикающихся.

44. Каково значение логоритмики в системе коррек-
ционных воздействий на заикающихся.

45. Раскройте основные принципы комплексной пси­
холого-педагогической реабилитации заикания.

46. Каковы основные направления коррекционно-
педагогического воздействия при неврозоподобной
форме заикания?

47. Определите значение логоритмики в системе реа­
билитационных мероприятий при невротической и
неврозоподобной формах заикания.

48. Каково значение индивидуальных логопедичес­
ких занятий при неврозоподобной форме заикания?

49. Перечислите методические приемы формирова­
ния навыка плавной речи.

50. Обоснуйте необходимость применения методи­
ческого приема торможения речедвигательных сте­
реотипов.

51. Как организовать охранительный режим для за­
икающихся дошкольников, подростков, взрослых?

52. Какие существуют методы регуляции эмоцио­
нального состояния у заикающихся?

53. Назовите основные методические приемы форми­
рования речевого дыхания у заикающихся.

54. Опишите основные приемы формирования навы­
ков рациональной голосоподачи и голосоведения у
заикающихся.



55. Опишите основные методические приемы разви­
тия просодической стороны речи у заикающихся.

56. Назовите основные направления работы по
развитию моторных функций организма у заика­
ющихся.

57. Каковы основные этапы развития планирующей
функции речи?

58. Каковы задачи воспитания личности заикающихся?

59. Опишите основные приемы воспитания личнос­
ти дошкольников.

60. Назовите и дайте содержательную характеристи­
ку основных видов психотерапии, используемой при
реабилитации заикающихся.

61. Раскройте основные положения комплексной
психолого-педагогической системы реабилитации
заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и
Е.Ф. Pay.

62. Раскройте основные положения психолого-педа­
гогической системы реабилитации заикающихся, раз­
работанной В.И. Селиверстовым.

63. Раскройте основные теоретические положения, раз­
работанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекци-
онной работе с заикающимися дошкольниками и
школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Миро­
новой, А.В. Ястребовой).

64. Раскройте основные положения системы психо­
лого-педагогической реабилитации, разработанной
В.М. Шкловским.

65. Раскройте основные положения системы комп­
лексной медико-педагогической реабилитации
взрослых заикающихся, разработанной коллекти­
вом «Лаборатории патологии речи» под руковод­
ством Н.М. Асатиани.

66. Каковы основные направления системы социо-
реабилитации взрослых заикающихся, разработан­
ной Ю.Б. Некрасовой.

67. Раскройте основные положения «Комплексной
методики устойчивой нормализации речи при заи­
кании», разработанной Л.З. Арутюнян.

68. Перечислите основные направления профилакти­
ки заикания.

69. Каково значение двуязычия в семье, как фактора
риска возникновения заикания? Опишите пути про­
филактики нарушения развития речи.

70. Раскройте значение воспитания личности при
профилактике заикания.

71. Раскройте роль речевого окружения в профилак­
тике заикания.

72. Перечислите основные направления логопедичес­
кой работы по профилактике хронификации заикания.

73. Как предупредить рецидивы заикания?

74. Каковы могут быть меры по предупреждению на­
рушений социальной адаптации заикающихся дош­
кольников, подростков и взрослых?

Практический материал,

Наши рекомендации