I. Оздоровление нервной системы
Речь тесно связана с общим физическим состоянием организма и состоянием нервной системы. Поэтому, работая над речью, следует позаботиться о своем режиме и образе жизни: а) необходимо решительно отказаться от курения, употребления алкоголя и прочих излишеств, подрывающих здоровье и истощающих нервную систему; б) для оздоровления организма нужны регулярное питание, разумное чередование труда и отдыха, сна и бодрствования. Надо помнить, что всякое возбуждение перед сном мешает уснуть, а хроническое недосыпание крайне вредно; в) необходимо избегать эмоциональных перегрузок. В случаях волнений, переживаний, усталости следует переключиться на другую деятельность, так как умственное и физическое переутомление влияет на речь; г) утренняя гимнастика и водные процедуры приносят большую пользу в закаливании и укреплении нервной системы. Они способствуют установлению и сохранению нормального ритма работы и нормальной речи в течение всего дня.
Умеренные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на координацию движений, а следовательно, улучшают и речевую функцию.
П. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
Серьезным препятствием в борьбе с речевыми нарушениями могут быть отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому необходимо обстоятельно продумать
1 Составители памятки логопеды Е.С. Лопотко, Л.А. Соколова.
все, что нарушает душевный покой, объективно и беспристрастно обсудить причины неустройства своей жизни. При желании всегда можно найти разумный выход из трудного положения. Надо стать выше мелочей. Добиваться того, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уравновешенно, уверенно.
Не считайте основной причиной своих жизненных трудностей заикание. Не делайте секретом свои трудности в речи, объясните товарищам по работе, друзьям и близким, что лечитесь от заикания.
Воспитывайте в себе смелость, решительность, выдержку и волю. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.
Учитесь побеждать плохое настроение, обидчивость и раздражительность. Научитесь владеть собой и сохранять спокойствие в любых ситуациях. В этом вам поможет аутогенная тренировка, если вы регулярно занимаетесь ею.
III. Работа над речью в домашних условиях
Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.
— Лучшее время для тренировки — это утренние
часы перед работой или учебой.
— Начинать работу над речью лучше с пения (ис
пользуя веселые, плавные и ритмичные песни).
— Далее работайте над чтением стихов, произнесе
нием чистоговорок, пословиц и небольших текстов
>0 в умеренном темпе, строго придерживаясь правил 4 речи.
' — Включайте в самостоятельные занятия логопеди-J^ ческую ритмику с музыкальным сопровождением. Помните,что ритмические движения положительно л< влияют на нормализацию речевой функции.
— Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в
процессе общения с людьми.
IV. Основные правила речи
1. Правильная поза тела улучшает жизненные процессы
и влияет на организацию речи. При разговоре необхо
димо придать телу спокойную и удобную позу: ноги сто
ят крепко, грудь и плечи развернуты, голова поднята.
2. При разговоре следует смотреть на собеседника,
держаться уверенно и спокойно.
3. Говорите медленно, плавно, слитно, предваритель
но обдумав фразу, которую хотите сказать.
4. Говорите выразительно: для этой цели делайте сло
говые и логические ударения, придавайте фразам ин
тонацию, соответствующую смыслу высказывания.
5. Начало слов и фраз произносите тихо, плавно, с мяг
кой голосоподачей, без напряжения, гласные произно
сите протяжно, согласные — легко, без «нажима».
6. Длинную фразу делите на смысловые отрезки. Каж
дый такой отрезок произносите как короткую фра
зу. Между отрезками фразы соблюдайте паузы.
7. Старайтесь всегда говорить спокойно и несколь
ко замедленно.
8. При неудачах — остановитесь, а затем продолжай
те говорить более медленно, пока не почувствуете
полную уверенность в речи.
Помните, что устранение заикания — дело сложное и требует перестройки речевых навыков, к которым Вы привыкли.
Для успеха требуется время, знание средств и способов устранения заикания.
Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно.
Чаще читайте книги, очерки о волевых, сильных людях, делайте для себя нужные выводы.
ГЛАВА 4
Организация учебного
Процесса по курсу
«Заикание»
В соответствии с учебным планом логопедического отделения дефектологического факультета курс «Заикание» предназначен для студентов IV курса и базируется на знаниях курса «Анатомо-физиологических и клинических основ коррекционной педагогики», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «Дизартрия», «Нарушения голоса».
Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:
— структура речевого нарушения при заикании, его
причины и механизмы;
— психолого-педагогические критерии дифференци-s
ации основных клинических форм заикания;
— содержание и методики комплексного психолого-
педагогического обследования заикающихся;
— основные направления и содержание дифферен
цированной лечебно-педагогической работы с заи
кающимися детьми, подростками и взрослыми в ус
ловиях медицинского стационара;
— особенности речи заикающихся дошкольников и
системы коррекционно-педагогической работы в ус
ловиях детского сада;
— содержание и методы логопедической работы по
преодолению заикания у учащихся общеобразова
тельной и специальной школы;
— содержание и методы логопедической работы по
преодолению заикания у взрослых;
— мероприятия по предупреждению возникновения за
икания у детей, профилактике рецидивов и организа
ции системы логопедической помощи заикающимся.
В процессе изучения данного курса у студентов формируются следующие умения:
— обследование заикающегося ребенка;
— обоснование основных направлений дифференци
ального коррекционного воздействия в работе с за
икающимися;
— анализ результатов комплексного обследования;
— составление развернутого плана-конспекта лого
педического занятия с заикающимися детьми на раз
ных этапах коррекционного обучения;
— целенаправленное наблюдение логопедических
занятий, анализ их структуры и содержания.
В целях закрепления теоретических знаний и формирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, анализ логопедических занятий с заикающимися, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.
4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР#