I. Оздоровление нервной системы

Речь тесно связана с общим физическим состоянием орга­низма и состоянием нервной системы. Поэтому, работая над речью, следует позаботиться о своем режиме и образе жизни: а) необходимо решительно отказаться от курения, употреб­ления алкоголя и прочих излишеств, подрывающих здоровье и истощающих нервную систему; б) для оздоровления орга­низма нужны регулярное питание, разумное чередование тру­да и отдыха, сна и бодрствования. Надо помнить, что всякое возбуждение перед сном мешает уснуть, а хроническое недо­сыпание крайне вредно; в) необходимо избегать эмоциональ­ных перегрузок. В случаях волнений, переживаний, усталос­ти следует переключиться на другую деятельность, так как умственное и физическое переутомление влияет на речь; г) утренняя гимнастика и водные процедуры приносят боль­шую пользу в закаливании и укреплении нервной системы. Они способствуют установлению и сохранению нормально­го ритма работы и нормальной речи в течение всего дня.

Умеренные занятия физкультурой, закаливание организ­ма оказывают благоприятное воздействие на координацию движений, а следовательно, улучшают и речевую функцию.

П. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием

Серьезным препятствием в борьбе с речевыми нару­шениями могут быть отрицательные эмоциональные пе­реживания. Поэтому необходимо обстоятельно продумать

1 Составители памятки логопеды Е.С. Лопотко, Л.А. Соколова.

все, что нарушает душевный покой, объективно и бес­пристрастно обсудить причины неустройства своей жиз­ни. При желании всегда можно найти разумный выход из трудного положения. Надо стать выше мелочей. Доби­ваться того, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уравновешенно, уверенно.

Не считайте основной причиной своих жизненных трудностей заикание. Не делайте секретом свои трудно­сти в речи, объясните товарищам по работе, друзьям и близким, что лечитесь от заикания.

Воспитывайте в себе смелость, решительность, вы­держку и волю. Не отступайте от намеченной цели, верь­те в свои силы и возможности.

Учитесь побеждать плохое настроение, обидчивость и раздражительность. Научитесь владеть собой и сохра­нять спокойствие в любых ситуациях. В этом вам поможет аутогенная тренировка, если вы регулярно занимаетесь ею.

III. Работа над речью в домашних условиях

Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.

— Лучшее время для тренировки — это утренние
часы перед работой или учебой.

— Начинать работу над речью лучше с пения (ис­
пользуя веселые, плавные и ритмичные песни).

— Далее работайте над чтением стихов, произнесе­
нием чистоговорок, пословиц и небольших текстов

>0 в умеренном темпе, строго придерживаясь правил 4 речи.

' — Включайте в самостоятельные занятия логопеди-J^ ческую ритмику с музыкальным сопровождением. Помните,что ритмические движения положительно л< влияют на нормализацию речевой функции.

— Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в
процессе общения с людьми.

IV. Основные правила речи

1. Правильная поза тела улучшает жизненные процессы
и влияет на организацию речи. При разговоре необхо­
димо придать телу спокойную и удобную позу: ноги сто­
ят крепко, грудь и плечи развернуты, голова поднята.

2. При разговоре следует смотреть на собеседника,
держаться уверенно и спокойно.

3. Говорите медленно, плавно, слитно, предваритель­
но обдумав фразу, которую хотите сказать.

4. Говорите выразительно: для этой цели делайте сло­
говые и логические ударения, придавайте фразам ин­
тонацию, соответствующую смыслу высказывания.

5. Начало слов и фраз произносите тихо, плавно, с мяг­
кой голосоподачей, без напряжения, гласные произно­
сите протяжно, согласные — легко, без «нажима».

6. Длинную фразу делите на смысловые отрезки. Каж­
дый такой отрезок произносите как короткую фра­
зу. Между отрезками фразы соблюдайте паузы.

7. Старайтесь всегда говорить спокойно и несколь­
ко замедленно.

8. При неудачах — остановитесь, а затем продолжай­
те говорить более медленно, пока не почувствуете
полную уверенность в речи.

Помните, что устранение заикания — дело сложное и требует перестройки речевых навыков, к которым Вы привыкли.

Для успеха требуется время, знание средств и спосо­бов устранения заикания.

Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно.

Чаще читайте книги, очерки о волевых, сильных людях, делайте для себя нужные выводы.

ГЛАВА 4

Организация учебного

Процесса по курсу

«Заикание»

В соответствии с учебным планом логопедического отделения дефектологического факультета курс «Заикание» предназначен для студентов IV курса и базируется на знани­ях курса «Анатомо-физиологических и клинических основ коррекционной педагогики», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «Дизартрия», «Нарушения голоса».

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

— структура речевого нарушения при заикании, его
причины и механизмы;

— психолого-педагогические критерии дифференци-s
ации основных клинических форм заикания;

— содержание и методики комплексного психолого-
педагогического обследования заикающихся;

— основные направления и содержание дифферен­
цированной лечебно-педагогической работы с заи­
кающимися детьми, подростками и взрослыми в ус­
ловиях медицинского стационара;

— особенности речи заикающихся дошкольников и
системы коррекционно-педагогической работы в ус­
ловиях детского сада;

— содержание и методы логопедической работы по
преодолению заикания у учащихся общеобразова­
тельной и специальной школы;

— содержание и методы логопедической работы по
преодолению заикания у взрослых;

— мероприятия по предупреждению возникновения за­
икания у детей, профилактике рецидивов и организа­
ции системы логопедической помощи заикающимся.

В процессе изучения данного курса у студентов фор­мируются следующие умения:

— обследование заикающегося ребенка;

— обоснование основных направлений дифференци­
ального коррекционного воздействия в работе с за­
икающимися;

— анализ результатов комплексного обследования;

— составление развернутого плана-конспекта лого­
педического занятия с заикающимися детьми на раз­
ных этапах коррекционного обучения;

— целенаправленное наблюдение логопедических
занятий, анализ их структуры и содержания.

В целях закрепления теоретических знаний и фор­мирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, ана­лиз логопедических занятий с заикающимися, а также за­дания для самостоятельной работы студентов и конт­рольные вопросы.

4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР#

Наши рекомендации