Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Практические логопеды знают, что уже в дошколь­ном возрасте голос заикающихся может отличаться от нормы по своим качественным признакам.

I

При определении нормы голоса подразумевают дос­таточную его силу для речевой практики, включая динами­ческий диапазон, высоту голоса (частота основного тона) с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

У заикающихся нередко наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата («зажимы»), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дис-фонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосопо-
дачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.
Начальные этапы работы над голосом могут быть

включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинается с изолированно­го произнесения гласных звуков.

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; вырав­нивание послогового ритма; использование «полного сти­ля» произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, дос­тичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

Занимающимся предлагается сделать ди-афрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук «а». Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот дол­жен быть широко открыт, при этом звук «по­сылается» вперед. Следует следить за тем, что­бы заикающиеся не произносили звук на «ос-

Заикание



таточном» выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени.

Затем таким же образом предлагается про­тянуть гласный «о». Для объяснения рациональ­ной артикуляции гласного «о» можно исполь­зовать образ: «пинг-понговый шарик во рту».

При произнесении гласного «у» обраща­ют внимание на то, что губы вытянуты впе­ред, при «и» — губы растянуты в улыбку, при звуке «э» — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса у заикающихся учиты­вают атаку звука и регистр голоса.

Под атакойзвука понимают начало звука, т.е. вклю­чение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдо­ха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательнойатаке звука сна­чала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкойатаке момент смы­кания голосовых складок и момент начала выдоха совпа­дают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердойатаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каж­дого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Ло­гопед дает образец «твердой» атаки, т.е. резкого начала гласного звука и «мягкой» атаки, или мягкого «вплыва­ния» в звук. После чего заикающиеся упражняются в по­даче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их соче­тания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

— грудной, или нижний регистр, в котором преоб­ладает грудное резонирование;

— смешанный или средний регистр;

— головной или верхний регистр, в котором преоб­
ладает головное резонирование.

При работе над голосом заикающихся учат добивать­ся плавного перехода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести зву­ки низким и высоким голосом, используя для этого раз­личные игровые упражнения.



Например:

«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?» и т.д.

«Как рычит большой медведь низким го­лосом (на звук И-И-И), а как рычит малень­кий медвежонок высоким голоском?»

У взрослых для ощущения звука в грудном резона­торе можно предложить произнести гласный А низкий голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить лег­кую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмаль-ного дыхания и включение в звучание голоса нижних ре­зонаторов позволяют поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию «зажимов».

При постановке голоса очень важно вызвать у заи­кающегося ощущение «открытой глотки», которое зак-

репляется при произнесении гласных звуков. Важно, что­бы нижняя челюсть была_£асслаблена.

Использование диафрагмального дыхания, исполь­зование нижнего резонатора, ощущение «открытой глот­ки» и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается ра­бота над развитием интонационно-мелодических харак­теристик.

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему ре­чевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале, автоматизированных рядов, слов, словосоче­таний и фраз. (См. Приложение 5).

Таким образом, формирование рациональной голо-соподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длин­ный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слит­ное произнесение обеспечивается непрерывным голосове­дением. Оно должно обязательно сопровождаться инто­национным модулированием голоса. Этот навык в даль­нейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах кор-рекционной работы. Объем работы над голосом и мето­дические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голо­сом должна идти по принципу подражания. Это указыва­ет на большое значение состояния голоса у родителей, вос­питателей и, тем более, логопеда.

Приемы постановки голоса описаны во многих ру­ководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.З. Арутюнян, 1993 и др.).


Наши рекомендации