Психолого-педагогическое обследование заикающихся
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.
Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.
Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.
Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.
Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной.
Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:
Анкетные данные:
Фамилия, имя, отчество обследуемого.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.
Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.
Состав семьи.
Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).
А. Сбор анамнестических сведений
Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность
— Наличие алкоголизма у родителей.
— Нервно-психические заболевания родителей.
— Ускоренный темп речи у родителей или близких
родственников.
— Задержка речевого развития у родителей или близ
ких родственников.
— Заикание у родителей.
— Заикание у сестер и братьев.
— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.
— Характерологические особенности отца и матери.
— Обстановка в семье.
— Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери
— От какой беременности родился обследуемый (ая).
— Чем закончились предыдущие и последующие бе
ременности матери.
— Особенности внутриутробного развития.
— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физи
ческие травмы в 1-й, 2-й половине беременности;
другие заболевания и вредности.
— Особенности течения родов (срочные, преждевре
менные, со стимуляцией и пр.).
— Особенности течения послеродового периода (зак
ричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, ро
довые травмы).
— Приложен к груди (сразу; на...... сутки).
— На грудном (искусственном) вскармливании до
Период до 1-го года
— Семейные условия.
— Сон, аппетит.
— Инфекционные заболевания.
— Соматические заболевания.
— Мозговые заболевания.
— Мозговые травмы.
— Спокойный, беспокойный.
— Формирование навыка опрятности.
— Время формирования моторных навыков: сидение,
стояние, ходьба.
Период дошкольного возраста
— Семейные условия.
•— Инфекционные заболевания.
— Соматические заболевания.
— Мозговые заболевания.
— Мозговые травмы.
— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.
— Время выделения ведущей руки, наличие переучи
вания.
— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.
— Основные черты характера (спокойный — возбуж
денный, подвижный — замедленный, уравновешен
ный — капризный и т.д.).
— Основные черты поведения (капризность, слезли
вость, тревожность, негативизм, истощаемость, рас-
торможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез
— Время появления гуления и лепета.
— Особенности гуления и лепета (активность, мно
гообразие звуковых комплексов, характеристика го
лосовых реакций).
— Время появления первых слов.
— Время появления простой фразы.
— Время появления развернутой фразовой речи.
Какие наблюдались затруднения при переходе к фра
зовой речи.
-— Наличие и выраженность итераций.
— Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония
и пр.).
Условия воспитания ребенка
— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в
доме ребенка, детских яслях или детском саду с днев-
ным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
— Особенности речевой среды: контакты с заикаю
щимися или лицами с другой речевой патологией;
при наличии двуязычия — какой язык преобладает в
общении.
— Особенности речевого общения с ребенком, недо
статочность речевого общения, стимуляция речево
го развития ребенка (в каком объеме читалась детс-
< кая литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).
— Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания
ч л — Возраст, в котором появилось заикание.
— Предполагаемые причины и характер возникно-
:ш вения заикания (остро, психогенно, без видимой при-
-ч»с чины и пр.).
— Наличие периода мутизма.
— Как протекает заикание: постоянно присутствует
в речи или нет.
<-,нз |
В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
— Изменилось ли поведение ребенка с момента по
явления заикания и в чем это выразилось (состояние
аппетита, сна, настроения, появление капризов, не
гативизма, страхов, энуреза и пр.).
— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
— Какие меры принимались для устранения речево
го дефекта (лечение у врача, посещение логопедичес
ких занятий, пребывание в специальных учреждени
ях системы здравоохранения или системы народно
го образования — детский сад, школа).
— Продолжительность и результативность лечения
и обучения.