Психолого-педагогическое обследование заикающихся


Для адекватного планирования программы логопе­дической и лечебной работы с заикающимися и опреде­ления ее эффективности необходимо правильное обсле­дование заикающегося с учетом всей симптоматики это­го сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплек­сным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а так­же анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (зак­лючения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заи­кающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных осо­бенностях развития речи и моторики каждого заикающе­гося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследова­ния является составление логопедом на каждого заикаю­щегося характеристики речевого состояния — так называ­емого «речевого статуса». Логопед составляет данную ха­рактеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заи­кающегося может проводиться как логопедом, так и пси­хологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследова­ния заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов об­следования является в определенной мере условной.

Основы методики логопедического обследования за­икающихся и способы регистрации его результатов мож­но представить следующей схемой:

Анкетные данные:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Домашний адрес, телефон.

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специаль­ной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, про­фессия, место работы.

Состав семьи.

Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателя­ми, учителями или самими заикающимися).

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность

— Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких
родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близ­
ких родственников.

— Заикание у родителей.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

— Обстановка в семье.

— Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери

— От какой беременности родился обследуемый (ая).

— Чем закончились предыдущие и последующие бе­
ременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физи­
ческие травмы в 1-й, 2-й половине беременности;
другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевре­
менные, со стимуляцией и пр.).

— Особенности течения послеродового периода (зак­
ричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, ро­
довые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на...... сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до

Период до 1-го года

— Семейные условия.

— Сон, аппетит.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Спокойный, беспокойный.

— Формирование навыка опрятности.

— Время формирования моторных навыков: сидение,
стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

— Семейные условия.

•— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучи­
вания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбуж­
денный, подвижный — замедленный, уравновешен­
ный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезли­
вость, тревожность, негативизм, истощаемость, рас-
торможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез

— Время появления гуления и лепета.

— Особенности гуления и лепета (активность, мно­
гообразие звуковых комплексов, характеристика го­
лосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи.
Какие наблюдались затруднения при переходе к фра­
зовой речи.

-— Наличие и выраженность итераций.

— Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония
и пр.).

Условия воспитания ребенка

— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в
доме ребенка, детских яслях или детском саду с днев-

ным или круглосуточным пребыванием, дома с ма­терью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикаю­
щимися или лицами с другой речевой патологией;
при наличии двуязычия — какой язык преобладает в
общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недо­
статочность речевого общения, стимуляция речево­
го развития ребенка (в каком объеме читалась детс-

< кая литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколь­ко быстро запоминал, в каком объеме).

— Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания

ч л — Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникно-
:ш вения заикания (остро, психогенно, без видимой при-
-ч»с чины и пр.).

— Наличие периода мутизма.

— Как протекает заикание: постоянно присутствует
в речи или нет.

<-,нз

В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента по­
явления заикания и в чем это выразилось (состояние
аппетита, сна, настроения, появление капризов, не­
гативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речево­
го дефекта (лечение у врача, посещение логопедичес­
ких занятий, пребывание в специальных учреждени­
ях системы здравоохранения или системы народно­
го образования — детский сад, школа).

— Продолжительность и результативность лечения
и обучения.


Наши рекомендации