Ших детей о «домовых» стала пугливой, не оставалась в ком-

>, нате одна, не выходила вечером на улицу. Когда ей было 6

лет, однажды ночью показалось, что к ней в комнату через окно лезет человек в черном. В тот момент была «скована» ужасом, закричала тогда, когда поняла, что никого нет. С этого времени стала плохо спать ночью. Вскоре испугалась своего деда, входящего ночью в комнату. Закрылась одея­лом с головой, долго лежала, затаив дыхание. На следую­щий день после этих переживаний появилось заикание. На­чала испытывать ночные страхи, часто просыпалась в сле­зах. В школу пошла в 7 лет. Училась средне, трудно давалась математика. К школьному коллективу привыкла не сразу, всегда держалась застенчиво. К подругам была очень при­вязана, переживала их размолвки между собой, стремилась уладить споры между ними. В первых классах школы заи­канием не тяготилась. В 5-м классе стала стесняться своей речи, с волнением ждала вызова к доске, хотя знала урок. Иногда страх речи был так силен, что отказывалась отве-



чать устно и прибегала к письменным ответам. Стало труд­но обращаться к кому-нибудь первой и отвечать на вопро­сы старших. С малознакомыми людьми говорила лучше, чем со знакомыми, которые знали о ее «недостатке». С подрос­ткового возраста (12-13 лет) она стала, по ее словам, «мни­тельной», иногда казалось, что улыбки окружающих явля­ются насмешками над ней, безобидные слова могла принять как обидный намек на ее дефект речи. Стала постоянно ана­лизировать отношение к ней окружающих людей. В то же время старалась убедить себя, что ее обиды напрасны, что ей кажется многое, чего нет на самом деле. Из-за трудностей речевого общения после 8-го класса пере­шла в вечернюю школу, затем окончила техучилище по спе­циальности мастера дамского платья. Работала портнихой, затем закройщицей. С возрастом стала несколько смелее, свободнее держалась с незнакомыми людьми, легче заводи­ла знакомства. С 19 лет жила в общежитии, с соседками по комнате дружила, вместе с ними занималась спортом. Несмотря на то, что имела близких подруг, хорошие отно­шения на работе и удовлетворение своим трудом, заика­ние все же оставалось для нее «бедствием». Постоянно испытывала чувство стыда за свою речь. Если в процессе разговора речь была с судорожными запинками, надолго портилось настроение, мучительно потом вспоминала не­приятные минуты, подробно анализировала реакцию со­беседника. В такие моменты появлялось чувство собствен­ной неполноценности и безвыходности положения. Обращалась за помощью к логопеду в течение жизни не­сколько раз, начиная с 8-летнего возраста. Всякий раз вскоре после начала занятий речь становилась плавной, однако эффективность была непродолжительной, и через некоторое время после окончания занятий заикание начи­нало проявляться вновь.

Обследование: в физическом и неврологическом состоя­ниях никаких отклонений от нормы не выявляется. Движе­ния несколько замедленны, но хорошо координированны, плавные и достаточно точные. Чувства ритма и темпа раз­виты хорошо. Установленный ритм и темп может удержи­вать длительно, легко переходит из одних ритмических и темповых установок на другие, хотя индивидуальные уп­ражнения в присутствии других заикающихся вызывают чувство стеснения и неловкости. Двигательные упражне­ния выполняет правильно, свободно включается в коллек­тивные занятия в процессе ритмики. Музыкальный слух и

память — хорошие, охотно поет в хоре. При музыкальном сопровождении речь становится плавной, судорожные за­пинки отсутствуют.

Психическое состояние: на приеме у врача держится при­ветливо, с готовностью рассказывает о себе, не теряя при этом чувства дистанции. О заикании говорит, как о тяже­лом страдании. Высказывает опасение, что окружающие также расценивают ее как неполноценную. Себя считает обидчивой, склонной к постоянному самоанализу и пони­женной самооценке. По ее словам, ей иногда кажется, что улыбки, жесты и слова окружающих касаются ее речи, пе­реживает возможную насмешку, хотя всякий раз потом себя успокаивает, убеждаясь, что к ней эти высказывания отношения не имели. Жалуется на сильный страх речи и резкое утяжеление заикания при малейшем волнении. Это мешает ей обращаться первой, вести ответственный раз­говор. Перед речевым общением всякий раз заранее пе­реживает, боится, что будет заикаться, и не сможет выс­казать все, что необходимо сообщить. В процессе беседы стоит только вдруг вспомнить о своей речи или кому-ни­будь обратить внимание на нее, как речь начинает изоби­ловать запинками.

Сон поверхностный. Утром часто встает, не ощущая ноч­ного отдыха. Отмечает быструю утомляемость при любой деятельности. Психотерапевтическая беседа всегда дей­ствует на нее благотворно: речь становится без запинок, волнение в процессе речевого общения исчезает. Речевое состояние: органы артикуляции без видимой па­тологии. Артикуляция звуков правильная. Словарный за­пас достаточный, аграмматизмов в речи не отмечается. Темп речи неровный, склонный к убыстрению. Голос ти­хий, но модулированный. Интонация несколько бедна. Речевое дыхание характеризуется резко выраженной экс­пираторной судорогой. В процессе речи ощущает общее мышечное напряжение, спазмы за грудиной и в области ди­афрагмы. Отмечаются также судороги артикуляционного аппарата . Шепотная речь и автоматизированные ряды — без заикания. Сопряженный и отраженный виды речи ха­рактеризуются непостоянным заиканием. При чтении тек­ста вслух количество пароксизмов заикания увеличивает­ся. Спонтанная речь сопровождается использованием боль­шого числа эмболов (ну, это самое, в общем и т.п.). Наибольшие затруднения вызывает речевое общение в при­сутствии незнакомых лиц, при большом стечении людей, при

обращении к продавцам и кассирам в магазине, при теле­фонных разговорах. Необходимость длительного речево­го общения сопровождается эмоциональным напряжением и утяжелением дефекта речи. В процессе речевой деятель­ности наблюдаются обильные сопутствующие движения в виде раскачивания туловища, притоптывания ногами, при­щелкивания пальцами. Речь сопровождается ярко выражен­ными вегетативными реакциями: покраснением лица, уси­ленной потливостью ладоней рук и лица, ускоренным серд­цебиением (до 140 в мин.).

Курс интенсивного медико-педагогического воздействия, проведенный в стационаре в течение 45 дней, имел отчет­ливый, но непродолжительный эффект.

Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления
нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой
патологии (психическая острая или хроническая травма-
тизация).

4. Большая зависимость степени судорожных запи­
нок от эмоционального состояния заикающегося и усло­
вий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных ус­
ловиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционально­
го комфорта, при отвлечении активного внимания от про­
цесса говорения и пр.).

2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая

Наши рекомендации