Определенный возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в подавляю­щем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избиратель-

ность появления заикания связана с тем, что формирующи­еся в дошкольном возрасте координаторные механизмы ре­чевой деятельности находятся в стадии интенсивного фор­мирования. Физиологические исследования свидетельству­ют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Состояние центральной нервной системы

Нередко у заикающихся отмечается органическое по­ражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном перио­дах развития. Это поражение, как правило, бывает диффуз­ным, в то же время обычно отмечаются те или иные откло­нения в состоянии моторных структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет вы­сокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостнос­ти и степени зрелости центральной нервной системы.

У части заикающихся исследования не обнаружива­ют органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повы­шенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об осо­бом, более ранимом состоянии центральной нервной сис­темы, чем в норме.

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, ког­да их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период ин­тенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психи­ческой возможностью произнесения сложных фраз.

Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несфор-мированность процесса внутреннеречевого программиро­вания. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения сло­гов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматичес-ком структурировании контекстного высказывания.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразо­вой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.

Аналогичная ситуация возникает при некоторой за­держке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фра­зовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствать появлению заикания.

В этот период речевого развития имеет большое зна­чение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фикса­ция внимания ребенка на итерациях может провоциро­вать появление заикания. Вредным также является и пси­хологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

Особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значитель­но превышающий процент левшества в популяции.

Заикание



Есть указания также на то, что заикание нередко воз­никает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может по­явиться заикание.

Следует учесть, что при левшестве у детей наблюда­ются высокая общая эмоциональность, боязливость, тре­вожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различ­ных патогенных раздражителей.

Электрофизиологические исследования свидетель­ствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И.В. Дани­лов, И.П. Черепанов, 1970).

Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Наши рекомендации