Люди поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.
Тема мозгового штурма определяется во время дискуссии на основе группового решения, требующего воплощения.
Подготовка мозгового штурма:
1. Прежде, чем вы приступили к подготовке мозгового штурма, ответьте для себя на следующие вопросы, касающиеся его цели, аудитории, проблемы и времени:
Кого я хочу пригласить для участия в мозговом штурме? ( Будет полезным, если в мозговом штурме примет участие большинство родителей, принимавших участие в дискуссии).
Чего я хочу для решения проблемы? ( Например, я хочу, чтобы родители предложили возможные решения, чтобы они выбрали наиболее оптимальные решения из предложенных и выработали общий план действий в решении проблемы).
Чего я хочу для всей группы участников? ( Например, я хочу, чтобы группа сплотилась для решения проблемы, пришла к согласованному решению проблемы, чтобы группа была готова принять ответственность за согласованное решение…Я хочу, чтобы в группе долго сохранялись теплые, дружеские, творческие отношения, которые необходимы для создания родительского объединения).
Чего я хочу для каждого участника мозгового штурма? ( Например, я хочу, чтобы участники штурма реализовали свое право голоса, чтобы каждый внес свой вклад в общее дело, чтобы каждый был готов к принятию ответственности….Я хочу, чтобы проявили себя родители с лидерскими качествами.)
Чего я ожидаю в результате работы? ( Например, я ожидаю, что участники выберут оптимальный способ решения проблемы и будут знать «Что именно делать…. Как делать…..Когда делать…. Кто именно будет делать» и будут осознавать, как результаты решения этой проблемы повлияют на общую цель…..Я ожидаю, что участники захотят активно действовать, привлекать к осуществлению действий других родителей, детей, поддерживающие организации….)
2.Подготовка условий работы:
Известите участников заблаговременно о месте и времени встречи (обычно мозговой штурм занимает 1,5 – 2 часа).
Заранее пригласите в помощники активных родителей, которые помогут вам запасти для участников штурма необходимое количество бумаги (в том числе, большие листы ватмана, для рисования схем), карандашей и ручек.
Выберите достаточно просторное помещение, если вы ожидаете большое число участников, поставьте достаточное количество стульев.
Для создания дружеской, неформальной атмосферы вместе с активными родителями организуйте чайный стол.
Этапы мозгового штурма:
Этап I. «Разогрев» аудитории.
Ø Убедитесь в том, что все знакомы. Если нет – дайте возможность представиться.
Ø Чтобы создать непринужденную и творческую атмосферу проведите «разогрев», предложив участникам в кругу поделиться своим эмоциональным состоянием («Сводка эмоциональной погоды»): Например, кто-то может сказать:»Внутри меня такая погода – солнечно и ветренно», а другой – «Внутри меня прохладно, идет дождь»…..
Другой вариант «разогрева»: Дайте участникам, сидящим кругом, групповое задание придумать максимальное количество способов использования какого-то обычного (бесполезного) предмета, например – перегоревшей лампочки, оторванного каблука и пр.
Этап II. Введение в курс дела.
Ø Расскажите коротко о том, что такое мозговой штурм, при этом можете использовать смешную историю его изобретения (Первый мозговой штурм был проведен стихийно на одном из военных кораблей американского флота в 40-е годы. Проблема заключалась в том, что скорость британских кораблей уступала немецким. Руководство собрало офицеров для того, чтобы как-то решить эту проблему и предложило всем поделиться идеями. Один из офицеров, который в этот момент испытывал сильную потребность облегчить мочевой пузырь, предложил для ускорения хода корабля всей команде встать на корму и дружно помочиться за борт….. Так был изобретен водометный двигатель). Мозговой штурм позволяет за короткий срок решать разные проблемы самыми неожиданными способами.
Ø Изложите порядок работы: «Наша работа будет проходить пошагово, для каждого шага предусмотрены свои правила, с которыми я буду вас знакомить в начале каждого шага. В промежутках между работой вы можете сделать паузу, попить чаю…».
Ø Попросите участников разместиться в круге, как им удобно, при этом, если число участников больше 12 – сделайте 2 – 3 круга. Оптимальное число участников каждого круга – 7-9 человек.
Ø Коротко, ясно, четко изложите суть проблемы.
Например: «Во время дискуссии все пришли к выводу, что родители должны быть вовлечены в организацию безопасной жизни своего ребенка. Мы с вами видим, что здесь – 2 проблемы: 1 – как вовлечь всех родителей в организацию безопасности детей, 2- как обеспечить родителю безопасность своего ребенка. Для того, чтобы решить обе этих проблемы, предлагаю поделиться на 2 круга, при этом каждая группа будет решать только одну проблему».
Этап III. Пошаговая работа.
Шаг 1: «Генерация идей»:
Ø Ведущий знакомит участников с правилами работы 1 шага.
Правила 1 шага:
Каждый круг работает самостоятельно.
Для решения проблемы все выдвигают любые идеи – или по-очереди, или по-желанию, но высказаться должен каждый.
Принимаются любые предложения решения данной проблемы, включая и самые невыполнимые.
Все предложения выслушиваются и записываются.
На 1-м шаге предложения не обсуждаются и не критикуются.
Распределите роли: кто-то будет вести запись идей, кто-то следит за временем, кто-то ответствен за то, чтобы высказывались все.
1-й шаг занимает 20 минут.
Ø Ведущий наблюдает за исполнением правил в группах, не вмешиваясь в процесс генерации идей, но не позволяет монополизировать процесс выдвижения идей кем-то одним. Следит за ходом обсуждения, не допуская критики, советов, высмеивания или ухода от решения проблемы. Стимулирует активное выдвижение идей участниками в течение всех 20 минут: «Подумайте еще…Наверное, вы можете придумать еще что-то…и т.д.»
Ø По окончании 1-го шага ведущий устраивает короткий перерыв (5 мин). В этот момент он может спросить участников: «Что изменилось в эмоциональной погоде?» (разрядка, снятие напряжения, информация о состоянии участников – перемены «погоды» к лучшему или к худшему должны учитываться ведущим).
Шаг 2: «Обсуждение банка идей».
Ø Ведущий знакомит участников с правилами работы 2 шага.
Правила 2 шага:
По-прежнему, каждый круг работает самостоятельно.
Все накопленные идеи зачитываются, обсуждаются участниками.
Группа анализирует идеи, для того, чтобы обобщить их, объединить, аргументировать и выбрать 1-2 идеи как оптимальные.
Группа должна достигать группового решения не голосованием, а путем достижения консенсуса.
Допускается только конструктивная критика, например: Вместо «Это идея плохая…» – «Лучше сделать так-то…».
Распределение ролей – как в 1-м шаге, но исполнители ролей могут поменяться.
2-й шаг занимает 10 минут.
Ø Ведущий продолжает обеспечивать безопасную рабочую атмосферу, не вмешиваясь в процесс обсуждения.
Ø По окончании 2-го шага ведущий может устроить короткий перерыв (5 мин) с активным отдыхом – несколько двигательных упражнений.
Шаг 3: «Презентация лучших идей».
Ø Ведущий знакомит участников с правилами работы 3 шага.
Правила 3 шага:
Каждая группа выбирает спикера (тот, кто будет говорить за всю группу).
Спикер каждой группы выступает перед всеми участниками, презентируя 1-2 оптимальных идеи группы, обосновывая выбор (Например: «Наша группа предложила 40 идей, после обсуждения мы выбрали 2, потому что….»)
Остальные участники выслушивают каждого спикера, критика и споры не допускаются.
3-й шаг занимает 5-10 минут в зависимости от количества групп.
Ø Во время презентации участники могут попить чай.
Шаг 4: «Превращение прожекта в проект».
Ø Ведущий знакомит участников с правилами работы 4 шага.
Правила 4 шага:
Каждая группа продолжает работать самостоятельно.
Группа решает, какая из оптимальных идей должна быть выбрана для первоочередного воплощения (реальна, приемлема).
Совершив выбор, каждая группа строит «прожект». Для этого каждый из участников старается представить себе в воображении полную реализацию данной идеи, ее результат. «Представьте себе, что идея воплощается – представьте это ярко, во всех деталях, посмотрите, кого вы видите на воображаемой картинке, что они делают, послушайте их разговоры, почувствуйте их настроения…»
Поделитесь с участниками вашего круга своим «прожектом».
Создайте общегрупповой «прожект» – пусть каждый внесет свои детали в общую картину, чтобы «прожект» стал еще привлекательнее.
Напишите своей группой план реализации «прожекта» (проект), ответив на такие вопросы: «Что должно быть сделано? Когда это должно быть сделано? Кто это будет делать? Какие из ресурсов ( и сколько) будут привлекаться? Какие этапы должны быть пройдены, чтобы прожект стал реализованным проектом?»
Определитесь в своей группе, кто и что готов взять на себя в реализации проекта.
Выберите координатора вашего проекта из числа участников вашей группы.
Договоритесь о времени и месте следующей встречи.
4-й шаг займет 30-40 минут.
Ø Ведущий наблюдает за работой, напоминая о правилах и помогая прояснить какие-то вопросы, по-возможности предоставляет необходимую информацию.
Ø По окончании 4-го шага ведущий устраивает перерыв (5 –7 мин) с чаем или активным отдыхом.
Шаг 5: «Презентация проектов»
Ø Ведущий знакомит участников с правилами работы 5 шага.
Правила 5 шага:
Каждая группа выбирает спикера .
Спикер каждой группы выступает перед всеми участниками, презентируя проект решения проблемы.
Все остальные участники могут реагировать эмоционально (аплодисменты, поздравления и т.д.)
5-й шаг занимает 5-10 минут в зависимости от количества групп.
Ø Ведущий предоставляет слово спикерам и побуждает аудиторию к эмоциональному отреагированию.
Шаг 6: «Завершение» (10 мин)
Ø Ведущий побуждает участников к короткому обсуждению чувств, рассказав для начала о своих (что понравилось, что вызвало удивление, что воодушевило, что рассмешило и т.п.)
Ø Ведущий делегирует часть своей ответственности координаторам групп: спрашивает координаторов, когда состоится следующая встреча, где, как координатор будет поддерживать связь с ведущим, нужна ли какая-то дополнительная информация.
Ø Ведущий вносит встречи с координаторами в свой личный план работы.
Ø Ведущий благодарит всех участников.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Это несколько важных активных форм обучения, целью которые является развитие социальной компетентности:
8Проективное моделирование
8Ролевая игра
8Ситуативная игра.
Все эти формы обучения опираются на активность и деятельность каждого участника, вовлекая не только когнитивную, но и эмоциональную часть личности.
Преимущества:
Ø Более других форм обучения способны менять установки.
Ø Оттачивают новые поведенческие навыки, например, воспитательные функции родителя, коммуникативные, организационные умения.
Ø Позволяют участникам группы сплотиться и действовать сообща, потому что тренируют способность участников почувствовать себя на месте другого человека, осознать проблему через чужой опыт.
Ø Дают возможность опробовать «в лабораторной практике» новые решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность.
Проективное моделирование
Это проигрывание в воображении какого-либо действия, своего или чужого, некоего события, какой-то роли («кино внутри»). Если в воображении человека создается яркая, детальная, привлекательная картинка – он легче верит в реальность ее осуществления. Мы скорее верим в то, что мы переживали, чему были очевидцами.
Проективное моделирование не требует большого времени или особых условий, и поэтому легко сочетается с любыми формами обучения.
Проективное моделирование всегда направлено в будущее и используется только в позитивном ключе («хорошая картинка, хорошее кино»).
Вы можете использовать его во время лекции, например, после чтения притчи аудитории аудитории дается инструкция: «Представьте себе, что же мы, взрослые, делаем, как мы предотвращаем «падение детей в реку». Или после описания детей с высокой самооценкой: «Представьте своего ребенка с высокой самооценкой – как он выглядит, как себя чувствует, какие у него чувства, что он делает….?». Используйте проективное моделирование и при работе с возражениями, когда кто-то из родителей говорит: «Я не знаю….не умею…не могу… у меня нет времени…» - предложите ему представить себе, что бы он делал, если бы он это знал …умел….мог…у него было бы достаточно времени.
Во время фокус-группы обнаружилось, что только 2 родителей заботятся о своем здоровье, попросите остальных представить себе, что они тоже стали заботиться о своем здоровье и произнесите вслух несколько направляющих вопросов: «Как вы выглядите, что вы делаете, кто вас окружает, что вы чувствуете….?»
Во время дискуссии проективное моделирование можно использовать в моменты затруднений, например, когда не достигается консенсус и каждый настаивает на своем – предложите участникам расслабиться, закрыть глаза и представить себе такую картинку, на которой «все согласны, все заодно», задайте направляющие вопросы: «Как мы все сидим, как выглядит группа, вы сами, как вы себя чувствуете, что вам хочется сделать ….?». После этого можно обсудить «картинки» и продолжить работу.
Пример использования проективного моделирования при мозговом штурме – см: МОЗГОВОЙ ШТУРМ («Превращение прожекта в проект»). Во время мозгового штурма проективное моделирование повышает мотивацию на исполнение проекта, снижает сопротивление и буквально «энергизирует» мечту. Обсуждение «внутренних картинок» в группе сплачивает, повышая взаимное доверие участников. Моделирование может использоваться даже в паузах, потому что дает возможность группе передохнуть. Повышение креативности группы – например, когда истощается поток идей, можно сказать участникам штурма: «А сейчас представьте, что у вас бесконечное множество идей….»
В дальнейшем – при практической реализации какого-либо проекта, там где вы столкнулись с сомнениями, колебаниями, неуверенностью, промедлением в деятельности, принятии решений – используйте быструю и эффективную форму проективного моделирования.
А теперь представьте себе сами, что вам предстоит провести мозговой штурм, и, может быть вы думаете: «Вряд ли у меня получится…. а вдруг родители меня не поддержат…вдруг они будут пассивны или будут злиться на меня….». Оставьте немедленно эти «самопоражающие» мысли. Расслабьтесь и представьте себе, что родители собрались, на их лицах – заинтересованность, доброжелательность, они улыбаются вам…. А теперь представьте, что прошло 2 часа работы, во время которых родители подготовили проект – постарайтесь в воображении услышать, как они говорят о нем, может быть даже заглянуть в их записи, увидеть их воодушевленные лица, почувствовать атмосферу сотрудничества, атмосферу команды…..Что вы чувствуете при этом? ……Запомните эти чувства и используйте как ресурс и технику самопомощи при затруднениях.
Проективное моделирование можно использовать и как самостоятельную форму работы – именно тогда, когда требуется мотивация аудитории на активную целенаправленную деятельность. В качестве примера такой мотивационной работы в программе профилактики приводим игру «Футбол».
Игра «Футбол».
Количество участников – не ограничено, продолжительность – от 30 до 60 минут.
Для того, чтобы предупредить у участников установочное («правильное, хорошее») поведение, о мотивационной задаче лучше не упоминать. Игра предлагается как «эксперимент», как «возможность отдыха» и «пример разработки активных форм досуга для детей».
Шаг 1:
- Ведущий дает участникам инструкцию: «Давайте представим себе, что мы сейчас могли бы сыграть в футбол. (Пауза). Что нам для этого могло бы понадобиться? Что обеспечивает игру в футбол?»
- Участникам предоставляется возможность в свободной форме отвечать на эти вопросы. (Обычные ответы: «Нужен мяч, свисток, болельщики, поле, трибуны, игроки, ворота, скорая помощь, судья и т.д. – Этот список лучше сразу записывать на доске вслед за ответом участника)
Шаг 2:
- Ведущий предлагает участникам выбрать для себя роль из этого списка – кем или чем он бы хотел быть в игре.
- Участники выбирают, и каждый называет вслух свой выбор. Например: «Я – мяч… А я – судья….». Количество выборов на одну роль не ограничено, то есть может появиться несколько «мячей», «судей», «болельщиков» и т.д.
- Ведущий подсчитывает на доске количество «мячей», «судей», «игроков» и др.и определяет для себя, сколько участников выбрали активные роли (те, кто выбрал роли «игрока» - «нападающий, защитник, вратарь») и сколько – пассивные (все остальные – т.е. выбравшие неодушевленные или вспомогательные роли).
Шаг 3:
- Участники рассказывают о себе из выбранной роли. Если группа очень большая, то из выбравших одинаковую роль просят высказаться одного желающего. Лучше первыми давать высказаться тем, кто выбрал пассивные роли.
- Во время рассказа о роли ведущий подсказывает вопросы, на которые должен ответить рассказчик: «Кто я…что я делаю…что я чувствую при этом…что получаю в результате игры…Влияю ли я на исход игры…Как влияет мое отсутствие на исход игры…?» Эти вопросы необходимы для того, чтобы прояснить роль и для самого участника и для группы. Ведущий стремится к тому, чтобы участники осознали, насколько их роль пассивна или активна. Например так: если «мяч» говорит: «Я скачу, куда хочу, летаю над полем…» – его «возвращает в реальность» ведущий : «На самом ли деле в игре мяч летает, куда захочет, делает, что хочет?….». Если в ответ следует: «Нет, мяч пинают футболисты» – это свидетельствует о том, что созданы предпосылки к осознанию пассивного выбора. Ведущий может продолжить расспрос «мяча»: «А что чувствует мяч, когда его пинают?» (вряд ли эти чувства приятны), «А что мяч получает в результате игры?….», «Влияет ли мяч на исход игры?», «Если мяча не будет, то состоится ли игра?…». Каждый раз, когда ответ абсурден, ведущий «возвращает к реальности» дополнительными вопросами и комментариями.
В итоге таких диалогов ведущего с «пассивными», а затем с «активными» участниками, группа осознает, что пассивный выбор в игре ассоциируется с негативными эмоциями, возможностью быть жертвой, объектом манипуляций и невозможностью реализации своих интересов. Участники группы понимают, что активные роли «игроков» ассоциируются с положительными эмоциями (радость, гордость, торжество….), возможностью реализовать свои интересы, навыки, знания, получить заслуженные награды.
Шаг 4:
- Ведущий предлагает выбравшим «пассивные» роли попытаться сменить их
на «активные», работая попутно с возражениями.
Шаг 5:
- В заключение ведущий произносит резюме, проводя аналогии полученных результатов обсуждения с жизненными позициями. Например: «Игра похожа на жизнь. В ней мы тоже делаем выборы своих позиций, ролей. Если мы долго остаемся в роли жертвы, объекта манипуляций, получаем негативные эмоции, значит пора сменить роль, позицию в жизни. Это зависит от решения самого человека».
- Далее ведущий может перейти к обсуждению участия родителей в каком-то профилактическом проекте, возвращая к активной позиции просто напоминая иногда: «Кто мы сейчас – игроки или свистки?» или «Вы хотите оставаться судьей, чтобы критиковать и наказывать?».
Ролевая игра (ролевой тренинг)
Ролевая игра – хорошая форма подготовки к какой-либо практической деятельности. Например, если требуется подготовка родителей для выполнения каких-то ролей в совместном проекте после мозгового штурма или если возникают сложные, конфликтные ситуации, которые необходимо немедленно разрешить.
Ролевая игра может служить для исследования и коррекции воспитательной функции родителей (в рамках Школы для родителей)…….
…….ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ. (ДУПЛИЦИРОВАНИЕ)
Это эффективная форма обучения, позволяющая усвоить максимум знаний и навыков. Именно такая форма обучения в большей мере формирует мировоззрение и приверженность обучающегося. Обучение других – самая активная форма передачи и усвоения знаний, навыков, умений, потому что транслируется и сам механизм «передачи-усвоения».