Роль медицинского работника в обучении пациентов.
· Оказывает помощь пациенту в осознании сути происходящего, показывает связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений.
· Знания – важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям индивидуальны, и врач должен помочь в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать те факторы риска, на которые он должен повлиять. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичны, точно сформулированы, определенны во времени и иметь возможность оценки их выполнения.
· В процессе проведения ТОП медицинский работник должен:
ü – узнавать и приспосабливаться к представлениям пациента о здоровье, хроническом заболевании и его лечении;
ü – адаптировать обучение к уровню подготовленности, прошлому опыту и пониманию пациента;
ü – учитывать готовность пациента к восприятию информации;
ü – практиковать активное слушание пациента;
ü – вовлекать его в процесс обучения;
ü – поощрять к установлению собственных целей и самооценке;
ü – определить способы пациента справляться со своим заболеванием и лечением;
ü – оценивать навыки и поведение больного на основании личного опыта пациента;
ü – разъяснять и инструктировать больного по поводу прописанного лечения;
ü – обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением пациентом режима питания;
ü – выявлять препятствия на пути к эффективному долгосрочному лечению и уходу;
ü – смоделировать и разрешить различные проблемные ситуации;
ü – председательствовать на групповом обсуждении вопросов управления лечением, групповой дискуссии;
ü – индивидуально проводить с пациентом поддерживающие его разговоры;
ü – оценивать степень усвоения пациентом объяснений и инструкций по поводу прописанного лечения.
Роль больного
Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса. Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать «готовностью к изменениям в поведении». В 1983 – 86 гг. И.Прочаска и К.Ди Клементе обосновали так называемую «спиральную модель» процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:
Безразличие.
Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.
Обдумывание изменений.
Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет стояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.
Подготовка к изменениям.
Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.
Стадия действия.
Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.
Поддержание адекватного заболеванию поведения.
Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.
Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, «неправильному» поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.
Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс «продвижения» вверх по спирали.
Школы пациентов
Терапевтическое обучение пациентов может проводиться в виде так называемых « Школ пациентов» (ШП).
С формальной точки зрения ШП - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение точности выполнения пациентом схемы назначенного лечения для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни
Цели обучения
Целями обучения в Школах пациентов являются:
ü повышение информированности пациента , причем цель не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом;
ü обеспечение качества и полноты выполнения врачебных рекомендаций;
ü повышение приверженности к выполнению врачебных назначений;
ü мотивирование пациента к изменению поведения, привычек, отношения к своему заболеванию в пользу активного подхода.
ü формирование навыков самоконтроля
В итоге пациент должен обрести навыки управлять течением заболевания и лечебным процессом в активном сотрудничестве с врачом.
Одна из целей ТОП - формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы они смогли взять на себя большую часть ответственности за грамотное, самостоятельное лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения, связанного с заболеванием.
Поэтому направленность программ обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу "разумной достаточности ".
Не следует углубляться в детали биохимии, патогенеза , в медицинскую терминологию. Их затрагивают в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.
Обучение пациентов не имеет ничего общего с простым чтением лекций. Ведь читая лекцию, специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения, нет обратной связи от пациентов, лекции как правило сопровождаются пассивностью и эмоциональной не включенностью слушателей. В обучении пациентов для обеспечения когнитивной, эмоциональной и поведенческой активности лучше применять интерактивные метода обучения (мозговой штурм, ролевое моделирование, тренинг).