Булгаков Михаил - три загадочные встречи
Жизнь и творчество русского писателя Михаила Булгакова всегда были полны загадок, которые вызывают интерес и у современных ценителей литературы. Судьба его часто была наполнена таинственными и мистическими событиями.
Именно такими были три встречи Булгакова с другим гением Николаем Гоголем.
При жизни писателя факт этих встреч был тайной, о них стало известно только после его смерти. Булгаков сам предсказал свой трагический уход из жизни еще задолго до рокового 1940 года.
1.1917 год – тяжелое голодное время для русского народа. Булгаков тогда работал врачом в одной небольшой земской больнице. Заразившись от ребенка дифтерией, Булгаков ввел себе противодифтерийную сыворотку.
Эффект оказался неожиданным – у молодого доктора возникла сильнейшая аллергическая реакция, которая проявилась жуткой сыпью на коже и нестерпимым зудом. Булгаков мучился всю ночь, после чего не выдержал и попросил жену об инъекции морфия. Повторные инъекции, в течение следующих дней помогли ему справиться с ужасной аллергической реакцией, но вызвали привыкание организма к наркотическому препарату.
Зависимость от препарата развилась очень стремительно, разрушительно влияя на его здоровье, физическое и душевное. Писателя начал преследовать панический страх, что о его болезни узнает общественность, он впал в сильную депрессию. Булгакову казалось, что он на грани сумасшествия. Весной 1918 года он переехал в Киев и несколько раз пытался вылечиться от пагубной привязанности к наркотику, но все попытки были неудачными. Дошло до того, что Булгаков стал пить опий уже прямо из пузырька.
Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна всеми силами пыталась удержать мужа от опасной зависимости, но это лишь вызывало гнев ее супруга. Она вспоминала, что в ярости муж доходил до страшных проявлений агрессии: бросал в нее горящий примус и даже неоднократно целился из револьвера. В борьбе с пагубным пристрастием Булгакова жена стала вместо морфия вводить ему дистиллированную воду. Это вызывало, впоследствии, жуткую ломку у больного.
Осенью 1918 во время одного такого тяжелейшего приступа Булгаков корчился от невыносимой боли, и вдруг в его съемной киевской квартире появился… Гоголь!На страницах своего дневника Михаил Афанасьевич рассказывает, как тот вошел в комнату быстрым шагом и с безумным взглядом склонился над его кроватью и, глядя на Булгакова, пригрозил ему пальцем
Наутро следующего дня, Булгаков уже не мог сказать, был ли приход в его квартиру Гоголя сном, или он на самом деле видел дух великого гения, который явился к нему, чтобы уберечь от большой беды. В любом случаи, с той мучительной ночи Михаил Афанасьевич избавился от страшной наркотической зависимости, которую описал позже в своем рассказе «Морфий». Спасение писателя было поистине удивительным.
2.Вторая встреча Булгакова и Гоголя была связана с загадочной историей его знакомства с третей женой, которая стала для него последней настоящей любовью и музой.
Однажды на Масленицу Булгаков навестил своих знакомых в их московской квартире. Туда же пришла Шкловская Елена Сергеевна, которая была женой крупного советского военачальника, профессора и доктора наук Шкловского Евгения Александровича. Вначале Булгаков как-то даже шутливо принялся ухаживать за красивой дамой. Она же уже совершенно серьёзно ответила ему взаимностью.
С того самого вечера завязался их бурный роман. Длился он более двух лет, и был полон страстной любви, ревности и разлук.
Провожая как-то раз Елену Сергеевну до дома, муж который как раз в то время находился в командировке, Михаил Афанасьевич вдруг замер на пороге дома своей возлюбленной. Он как вкопанный смотрел перед собой и после расспросов Шкловской не раскрыл причины такого странного своего поведения.
Лишь спустя годы, когда великий писатель умирал на руках Елены Сергеевны, которая уже была его женой, он поведал ей о загадочной встрече, произошедшей за несколько лет до их первого знакомства.
Холодной осенью 1927 года Булгаков шагал по вечерним московским улицам. У писателя на душе было очень тяжело: в работе и в семейной жизни не ладилось. За ним пристально следило в то время ОГПУ, беспокойство вызывали денежные проблемы, трудности были и с публикациями его произведений.
Внезапно на Михаила Афанасьевича налетел «низенький остроносый человек» со знакомым взглядом, он уже видел его однажды в своей киевской квартире. И, как тогда, одет он был в старомодное не новое пальто, голову прикрывала шляпа. Человек этот пристально посмотрел Булгакову в глаза и указал ему на один из домов. Это большое каменное здание с лепниной было прежде незнакомо Булгакову. Так же неожиданно как появился, низенький загадочный человек исчез, не проронив слова. У Булгакова не было сомнений – это был Гоголь. Но тогда он не смог понять, что же хотел показать ему Николай Васильевич. И лишь, провожая Елену Сергеевну до дома, он с изумлением осознал, что это был тот самый дом.
3.О последней третьей встрече с великим Гоголем Булгаков поведал весной 1932 года своему хорошему другу Павлу Попову. Писатель тогда, как раз, работал над постановкой «Мертвых душ», принадлежащих перу Гоголя. Булгаков был крайне недоволен, ему не нравилась ни игра актеров, ни декорации, ни режиссура.
В письме Михаил Афанасьевич рассказывает о загадочном сне, в котором к нему в квартиру ворвался Гоголь и гневно спросил: «Что это значит?».
Во сне Булгаков стал оправдываться перед автором пьесы за неудачи в работе. И неожиданно сказал Гоголю необъяснимую фразу, он попросил, чтоб тот укрыл его своей гранитной шинелью. После слов Булгакова Николай Васильевич откланялся и исчез.
Мнительный Булгаков тогда пытался истолковать эти свои слова во сне, но никак не мог.
Смысл их открылся лишь его жене Елене Сергеевне по происшествию двенадцати лет после смерти самого Булгакова.
О продаже души
Известно, что Булгаков часто ходил в Большой театр, чтобы послушать "Фауста". Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста.
Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой "Батум". Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.
...........................
Отсутствующий персонаж
В 1937 году, в годовщину смерти А. С. Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М. А. Булгакова "Александр Пушкин", которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич.
...........................
Клад Михаила Булгакова
Как известно, в романе "Белая гвардия" Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.
...........................
Мало кто знает, что роман «Мастер и Маргарита»был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Нюренберг.
Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим. К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.
Булгаков приступил к написанию «Мастера и Маргариты» в 1929 году, а семью годами ранее ему подарили книгу Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей».
Её главными героями были сатана и студент по фамилии Булгаков, который борется с ним за душу любимой женщины, и в конце влюблённые соединяются. По утверждению жены писателя Любови Белозёрской, повесть Чаянова и послужила творческим толчком для написания романа «Мастер и Маргарита».
...........................
История Воланда
Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме "Фауст" оно звучит
всего один
раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: "Дворянин Воланд идёт!" В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд. Оно возникает и в "Мастере и Маргарите", когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: "...Может быть, Фаланд?"
В первой редакции произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет Воланда, когда он впервые появляется под видом "незнакомца". Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане.
...........................
"Собачье сердце" и русская революция
Традиционно повесть "Собачье сердце" трактуют только в одном политическом ключе: Шариков — аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов.
В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих "железная" вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. д.
...........................
Прототип Бегемота
У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.
...........................