Различные подходы к оценке эффективности психотерапии: ее продолжительность, виды психотерапии, универсальные факторы, обеспечивающие позитивный процесс

Вопрос № 1

Question# 1

Вопрос № 2

Основные характеристики эффективного консультанта согласно результатам исследований

Некоторых характеристик, как правило, разделяют эффективных советников. Исследование Дженнингс и Сковхольт предполагает девять качеств выдающихся психотерапевтов: •

(1). Они охотно учат. •

(2). в значительной степени опираться на опыт. •

(3). Они обрабатывают неоднозначность и сложность хорошо. •

(4). Они могут признать и принять эмоции. •

(5). Они эмоционально здоровыми. •

(6). Они обладают самосознанием. •

(7). Они имеют сильные навыки межличностного общения. •

(8). Они считают, что в отношениях консультирования. •

(9). Они могут использовать свои навыки межличностного общения, чтобы развивать эти отношения консультирования.

По данным исследования (Norcoss,2011, Scovholt & Jenning, 2004, Кори, 2013) есть некоторые личностные характеристики, которые очень важны для вносит существенную разницу в жизни других людей. Мы не можем ожидать, что любой терапевт в полной мере демонстрируют все черты, описанные в списке ниже. Скорее, о готовности к борьбе, чтобы стать более терапевтический человека является критическим фактором.

1. Эффективные терапевты имеют удостоверение. Они знают, кто они, что они способны стать, чего они хотят от жизни, и, что очень важно. 

2. Эффективные терапевты уважать и ценить себя. Они могут давать и получать помощь и любовь из собственного чувства собственного достоинства и сила. Они чувствуют адекватные с другими людьми и позволяет другим чувствовать себя мощным с ними. 

3. Эффективные терапевты открыты для перемен. Они проявляют готовность и мужество не покинет безопасности известны, если они не удовлетворены тем, как они. Они принимают решения о том, как бы они хотели изменить, и они работают над тем, чтобы стать человеком, которого они хотят стать. 

4. Эффективные терапевты делают выбор жизни ориентирован. Они известны ранние решения, которые они сделали о себе, других и мире. Они не являются жертвами этих ранних решений, и они готовы пересмотреть их в случае необходимости. Они полны решимости жить полностью, а не довольствоваться существованием. 

5. Эффективные терапевты являются подлинными, искренними и честными. Они не прячутся за жесткой роли или фасадов. Кто они в своей личной жизни и в своей профессиональной деятельности согласуется.

6. Эффективные терапевты есть чувство юмора. Они способны поставить событиями жизнь в перспективе. Они не забыли, как смеяться, особенно на свои собственные слабости и противоречия. 

7. Эффективные терапевты делают ошибки и готовы признать их. Они не увольняют слегка их ошибки, пока они не захотят останавливаться на них, либо. 

8. Эффективные терапевты, как правило, живут в настоящем. Они не прикован к прошлому, и они не зациклены на будущем. Они способны переживать и присутствовать с другими в “сейчас”. 

9. Эффективные терапевты оценят влияние культуры. Они известны способы, в которых своя культура влияет на них, и они уважают многообразие ценностей других культур. Они чувствительны к уникальным различия, вытекающие из социального класса, расы, сексуальной ориентации и пола. 

10. Эффективные терапевты искреннюю заинтересованность в благополучии других. Эта озабоченность основывается на уважении, заботе, доверии, и реальные оценки другим. 

11. Эффективные терапевты обладают эффективные навыки межличностного общения. Они способны войти в мир других, не заблудиться в этом мире, и они стремятся создать отношения сотрудничества с другими. Они с готовностью развлечь точки зрения другого человека и смогут работать вместе в направлении консенсусной цели. 

12. Эффективные терапевты становятся глубоко вовлечены в свою работу и извлечь из них смысл. Они могут принять награды, вытекающих из их работы, но они не являются рабами своей работы. 

13. Эффективные терапевты запальчиво. У них есть мужество, чтобы преследовать свои мечты и страсти, и они излучают чувство энергии.

14. Эффективные терапевты способны поддерживать здоровые границы. Хотя они стремятся полностью присутствовать для своих клиентов, они не несут в себе проблемы своим клиентам с ними в часы досуга. Они знают, как сказать нет, что позволяет им поддерживать баланс в своей жизни.

Question # 2

Билет № 3

Positive and negative factors, reflecting the individual qualities of the psychologist-consultant.

Negative factors

1) Indifference towards the outside world. Interest in others minimal. Formalism. The response of ignoring the customer experience. 2) Unformed active listening skills. The consultant often interrupts the client, makes it difficult to formulate and express customer experiences. 3) Difficulties in maintaining a conversation. Lack of pleasure from dialogue with the client. 4) The low level of empathy. Difficulties in understanding the picture of another world, understanding his feelings and emotions. 5) Alexithymia. Difficulties in expressing and understanding of their own feelings. The tendency to suppress and ignore your own feelings. The manifestation of his passion react spontaneously. Lack of ability to "containment" of the client senses. 6) The low level of self-observation, self-reflection. Excessive extroversion. 7) Egocentrism, narcissism. The tendency to put their needs above the needs of another, ignoring the other person's needs. 8) The fear of emotional intimacy. The inability to establish a close emotional contacts. 9) The ability to dominate, authoritarian, suppressing another manifestation of power in relation to the client. The trend towards the formation of addictive behavior at the client (dependent on the consultant). 10) Feelings of self-importance and pride. The inflexibility of thinking, pessimism. Lack of emotional health. The presence of mental disorders.

Negative factors that reflect the qualities of the person Consultant psychologist, lead to the formation of dysfunctional relationships with the client, which does not allow to study the client's request, but only increase the maladjustment. An important aspect of the work of the psychologist-consultant is ready to work, which reflects a certain level of social maturity of the individual. Only a mature individual with social responsibility, can help realize customer resources in relationships with others. Thus, the personal qualities of psychologist-consultant, reflecting the low level of professionalism, are serious difficulties in the work. Warn factor on the way to the formation of low-skilled specialists is the professional selection of future students of psychology.

Вопрос № 4

Question # 4

Вопрос №5

Question # 5

Вопрос № 6

Question # 6

Вопрос № 7

Question # 7

Вопрос № 8

Question #8

Вопрос № 9

Question #9

Вопрос № 10

Русский язык

◆Когнитивная терапия (КТ) является одной из форм психотерапии, основанная на концепции, что эмоциональные и поведенческие проблемы человека, по крайней мере частично, результатом неадекватных или ошибочных способов мышления и искаженное отношение к себе и другим.

Когнитивная психотерапия основана на убеждении, что если человек может изменить свои искаженные представления о себе и мире, они также могут изменить их проблемного поведения и сделать свою жизнь более приятной. Задача, стоящая перед когнитивные терапевты-выявить такие ошибочные способы мышления и исправить их.

Это сосредоточиться на изучении новых способов мышления имеет много общего с поведением терапии, которая также сосредоточиться на обучении.В самом деле, многие профессионалы считают себя когнитивно-поведенческая врачи – терапевты, которые сочетают в себе как познавательный, так и поведение терапии.

◆Когнитивное искажение— понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными предубеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.

Люди склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность», зависимую от их восприятия и эта их субъективная реальность может определять их поведение в социуме. Таким образом, когнитивные искажения могут приводить к неточности суждений, нелогичным интерпретациям, или к иррациональности в поведении в широком смысле слова.

Метод изменения когнитивных искажений : стресс-инокуляция терапия, рационально-эмотивая терапия и Аарон Бек когнитивный подход.

Стресс-инокуляция терапия – это вид когнитивной терапии, которая обучает клиентов справляться со стрессовыми ситуациями, изучая более полезный шаблон разговор с самим собой.

Рационально-эмотивная терапия– это директива когнитивная терапия основана на идее, что клиентов психологический дистресс вызвано иррациональными и деструктивными убеждениями, и что работа терапевта заключается в том, чтобы оспаривать такие дисфункциональные убеждения.

Когнитивный подход Аарона Бека очень похож на РЭТ, но гораздо менее сложным и агрессивным, чем РЕТ.

Question # 10

English

◆Cognitive therapy (CT) is a form of psychotherapy based on the concept that emotional and behavioral problems in an individual are, at least in part, the result of maladaptive or faulty ways of thinking and distorted attitudes toward oneself and others.

Cognitive therapies are based on the belief that if people can change their distorted ideas about themselves and the world, they can also change their problem behaviors and make their lives more enjoyable. The task facing cognitive therapists is to identify such erroneous ways of thinking and to correct them.

This focus on learning new ways of thinking shares many similarities with behavior therapies, which also focus on learning.In fact, many professionals consider themselves to be cognitive behavior therapists – therapists who combine both cognitive and behavior therapies.

◆Cognitive distortion, the concept of cognitive science, meaning systematic deviations in behavior, perception and thinking due to the subjective prejudices and stereotypes, social, moral and emotional reasons, failures in the processing and analysis of information, as well as the physical limitations and characteristics of the structure of the human brain.

People tend to create their own "subjective social reality", according to their perception and their subjective reality may determine their behavior in society. Thus, cognitive biases may lead to inaccurate judgment, illogical interpretation, or irrationality in the behavior in the broad sense of the word.

The method for changing cognitive distortions : stress inoculation therapy, rational-emotive therapy, and Aaron Beck’s cognitive approach.

Stress inoculation therapy – is a type of cognitive therapy that trains clients to cope with stressful situations by learning a more useful pattern of self-talk.

Rational-emotive therapy –is a directive cognitive therapy based on the idea that clients’ psychological distress is caused by irrational and self-defeating beliefs and that the therapist’s job is to challenge such dysfunctional beliefs.

Aaron Beck’s cognitive approach is very similar to RET but much less challenging and confrontational than RET.

Вопрос № 11

Question No. 11

Вопрос № 12

Question # 12

Вопрос № 13

Question # 13

Вопрос № 1

Различные подходы к оценке эффективности психотерапии: ее продолжительность, виды психотерапии, универсальные факторы, обеспечивающие позитивный процесс

Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) - область практического применения психических средств и методов с целью лечения и коррекции души, психики, разных форм психологических проблем, психических отклонений, патологий характера и психосоматических недугов.

Психотерапия предполагает лечение словом, т.е. посредством процесса словесного взаимодействия между психологом и пациентом. В современном мире психотерапия занимает важное место в общественной жизни, тесно соприкасаясь с психиатрией, консультированием, образованием, религией. Она может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно, в консультациях.

Психотерапия может быть индивидуальной, семейной и групповой (в зависимости от задач и условий проведения), а также поверхностной или глубинной, поддерживающей, суггестивной, интерпретативной, обучающей, телесно- или вербально-ориентированной.

Главными задачами психотерапии являются поиск и выявление внутренних скрытых смыслов, лежащих в основе тех или иных психологических проблем (путем расширения сферы сознания или осознания психического материала и корректировки отношения человека к нему), а также помощь в самоактуализации, в раскрытии своего внутреннего потенциала.

Психотерапия имеет широкий арсенал средств и приемов работы. Современные взгляды на психотерапию различают в ней несколько важных разделов:

- теорию - представление о природе человеческой психики и внутренних движущих силах, механизмах разных форм нарушений;

- технические приемы и методы работы;

- сам процесс и искусство психотерапии;

- проблемы личности самого психотерапевта и его профессиональная подготовка;

- вопросы психологической диагностики;

- проблемы научного исследования психотерапии.

Теоретические представления в общем философском плане отвечают на вопросы о том, что есть человек, какие врожденные тенденции ему свойственны, свободен ли его жизненный выбор, может ли он изменить себя и свою жизнь. Более конкретно теория психотерапии рассматривает следующие вопросы:

- характера внутреннего мира;

- механизмов его функционирования (сознательных и бессознательных);

- причин возникновения и развития внутреннего конфликта;

- структуры защитных механизмов;

- процесс формирования, психических отклонений, болезней и различных патологий характера;

- что и как происходит во внутреннем мире человека в результате тех или иных событий его жизни.

Ценность теории для психотерапии состоит в том, что она является основой для создания рабочих гипотез, постановки психологического диагноза и соответственного выбора приемов работы. Она объясняет сложные явления и помогает предсказывать возможные следствия тех или иных действий психотерапевта. Позволяет строить тактику и стратегию работы с клиентом.

Теоретических подходов существует несколько, и исторически они связаны с определенными философскими традициями. Условно можно выделить наиболее крупные.

К ним относятся:

- психоаналитический;

- гуманистический;

- экзистенциальный;

- поведенческий;

- рационально-когнитивный;

- трансперсональный.

Исторически все они возникли более или менее независимо друг от друга, в отличие от более поздних и более эклектических, объединяющих в себе разнородные теории и взгляды. При этом следует различать школы психотерапии и теоретические подходы.

Последние различаются по тому, какие процессы являются наиболее важными - рациональное мышление человека или бессознательные процессы, поведение или вопросы свободного выбора и ответственности.

Школы психотерапии больше различаются по приемам и формам работы и скорее отвечают на вопросы о том, как лучше работать.

Разные подходы акцентируют важность различных аспектов в человеке. Так:

психоанализ - важность бессознательного;

поведенческий - поведения и его изменения посредством обучения;

рационально-когнитивный - важность построения правильного мышления и принятия правильных решений;

гуманистический - врожденного положительного начала в человеке и его способности к самоизменениям при определенных условиях (принятия его другим человеком);

экзистенциальный - важность свободы выбора, ответственности и переживания своей экзистенции (существования) в мире;

трансперсональный - важность "надличностного" существования человека, его духовной жизни.

При всей разнице в воззрениях все эти подходы объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами поведения психотерапевта в процессе работы, его подготовленности, с закономерностями построения психотерапевтической сессии, этическими нормами взаимоотношений с клиентами.

Вне зависимости от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования (или переформулирования) проблемы, установления эмоционального контакта, доверия, определенных временных рамок совместной работы и т.д.

Одной из задач психотерапии, одновременно этической и профессиональной, является помощь клиенту в достижении независимости от терапевта и способности к дальнейшей самостоятельной жизни. Обязательным в профессии психотерапевта является сохранение конфиденциальности, уважение пациента и его жизненных ценностей, а также неиспользование работы с пациентом для решения своих собственных психологических проблем.

Если раньше считалось, что главным фактором лечения было понимание клиентом причин своих проблем, то научные исследования последнего времени показывают - основным фактором психотерапевтического процесса и результата являются прежде всего отношения между терапевтом и клиентом. Чем эмоционально интенсивнее отношения, тем эффективнее психотерапия независимо от подхода, школы, приемов работы. Это контрастирует с воззрениями на психотерапию начала века, когда она считалась профессией медицинской, пациент воспринимался как больной, а взаимоотношения между врачом и пациентом считались не главными.

Основателем психотерапии справедливо считается австрийский врач Зигмунд Фрейд, разработавший новый метод работы с неврозами и создавший целостный системный подход в понимании природы психического и личности. По мере развития психоаналитической концепции лечения Фрейдом была одновременно создана теория личности и, главное, раскрыта важность бессознательного, наличия определенной динамики внутрипсихической жизни человека, введено понятие внутреннего конфликта и психологических защит.

Он выделил три компонента психического - эго, ид и супер-эго соответственно: сознательное регулирующее и контролирующее начало, бессознательное динамическое и наполненное страстями, совесть или моральный императив. Эти компоненты находятся в сложных динамических отношениях, направленных на компромисс между удовлетворением принципов удовольствия и реальности, что порождает конфликт, тревогу, страхи и соответственно новые компромиссные образования в виде неврозов, психозов патологий характера и других психологических проблем.

Исторически психоанализ был первой школой и первым подходом в истории психотерапии, задавшим определенную парадигму рассмотрения человека в динамике его жизни и попытавшимся выстроить не только теорию личности, но и соответствующий ей метод лечения психических нарушений.

Этот метод лечения совершенствовался и прошел путь развития от гипноза до метода свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретаций. В сущности, он не изменился с тех пор и существует в современном психоанализе и психоаналитической психотерапии по сей день.

Параллельно З. Фрейд начал понимать и выявлять значимость отношений между психотерапевтом и клиентом, поскольку эти отношения оказывались значительно более интенсивными, сложными и влияющими на процесс лечения.

В любой психотерапии происходит перенос клиентом на терапевта собственных отношений, чувств, страхов и желаний. Ныне перенос является одним из краеугольных факторов психотерапии, хотя различные подходы (в зависимости от исходных позиций) работают с ним по-разному. Например, в классическом психоанализе основная работа проводится именно с переносом, в динамической психотерапии он исследуется только по мере необходимости, а в других школах с ним работают как с любым рядовым материалом жизненных проблем пациента.

Главным направлением развития современной психоаналитической или психодинамической психотерапии является расширение возможностей метода. Если раньше круг пациентов составляли в основном невротики, то к настоящему времени существует широкий спектр форм психических нарушений, включая психозы, шизофрению и тяжелые формы патологии характера. Это, безусловно, влияет на теорию личности и ее развития, дающую основание для понимания факторов, участвующих в возникновении патологии, и механизма психологических защит, лежащих в основе формирования патологических компромиссных образований, выражающихся в разных клинических формах и симптомах.

Многие годы психоаналитическая традиция обладала значительным влиянием в западной клинической практике, пока в ранние послевоенные годы не получили бурное развитие другие направления и, в первую очередь, гуманистическое. Книга Карла Роджерса "Консультирование и психотерапия" (1942) произвела переворот в сознании психотерапевтического сообщества. Главной идеей в ней, стала ответственность психотерапевта за качество отношений между ним и клиентом. Здесь эмоциональные расстройства личности были не показателем болезни, а отображением того, что потребность человека в любви и принятии не была удовлетворена. Поэтому перед психотерапевтом ставилась задача передать страдающему человеку опыт любви и понимания. Главными условиями такой терапии были искренность, эмпатия и безусловно положительное отношение.

Одним из выводов роджеровского подхода является то, что главное в подготовке психотерапевта не изучение книг, а опыт непосредственных переживаний, получаемый в тренинге. В нем происходит обучение будущего терапевта сопереживанию, умению быть естественным и искренним, возможности прийти к соглашению со своими скрытыми предубеждениями и обидами и освободиться от них.

Роджерс исходил из того, что человек может сам себя изменить, если захочет. Необходимым условием для этого является лишь присутствие другого человека, способного услышать и принять его (без оценок и с эмпатией). Идеи Роджерса оказали значительное влияние и на психоаналитическую традицию, которая вобрала их в себя и включила в расширившееся видение метода психотерапевтической работы.

Современная психоаналитическая психотерапия и психоанализ существенно обогатились также работами таких авторов, как Г. Кохут и М. Гилл, обосновавшими важность раскрытия человечности психотерапевта, его принципиальной незащищенности от собственных переживаний (связанных с психотерапевтическим процессом) и получившей название контрпереноса.

Традиция западной психотерапии, развиваясь непрерывно и поступательно на протяжении почти всего XX века, пришла к пониманию психотерапии как процесса, происходящего между двумя людьми, в котором в равной мере участвуют сознательное и бессознательное начала (как терапевта, так и пациента), где к личности терапевта предъявляются требования самосознания, рефлексии, открытости к собственному опыту и многие другие.

Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии, но особенно важны в той парадигме психотерапевтического видения человека, которая приобрела название "педагогической", в противовес так называемой "медицинской". Эти два понятия возникли как выражение контроверзы (разногласия, расхождения) между классическим подходом психоанализа и психоаналитической психотерапии с более современными течениями, возникшими в 60-е годы под знаменем гуманистического подхода. Справедливости ради надо отметить, что эти две парадигмы, когда-то выступавшие как непримиримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми.

Многие другие направления психотерапии выросли как результат борьбы с психоанализом, с его ограничениями и недостатками.

В целом в истории психотерапии можно выделить два этапа: до Второй мировой войны - развитие психотерапии как психоанализа, и после войны - развитие психоанализа и возникновение ряда других направлений.

К таким направлениям следует отнести гештальт-терапию, основанную Ф. Перлзом, где главным принципом работы является "здесь и сейчас", а предметом изучения - мысли и переживания человека непосредственно в данную минуту. Этот метод, по существу, отвергает всякую теорию и историю жизни человека как несущественные, но предъявляет высокие требования к самому психотерапевту и его личности.

После войны возникают и развиваются и другие подходы, такие как НЛП (нейролингвистическое программирование), эриксоновский гипноз, семейная психотерапия, психодрама, арттерапия, психосинтез и многие другие расширяющие круг приемов работы, включающие в свой арсенал новые способы и одновременно перерабатывающие и ассимилирующие классические позиции психодинамического подхода.

В современной психотерапии насчитывается большое разнообразие подходов - до 350 и даже более, основными отличиями которых (не считая философских концепций) являются разные приемы работы, зачастую скомпонованные из техник различных направлений.

Исторически главным и центральным методом психотерапии является интерпретация, т.е. указание человеку на внутренний смысл или связь нескольких главных для него вещей. Однако используются и такие методы, как эмпатическое выслушивание, поддержка или конфронтация (прием разговорной терапии, заключающийся в показе человеку определенных несоответствий или противоречий).

В различных подходах используются либо только какой-то один прием (как в гуманистической психотерапии - только метод выслушивания при максимальном молчании терапевта), либо все вышеперечисленные, но с добавлениями, разработанными в данном подходе. К ним относятся:

1) выявление и закрепление внутренних ресурсов;

2) проигрывание определенных жизненных ситуаций;

3) использование "второго стула";

4) персонификация отдельных проблем и выделение так называемых "субличностей" или "голосов" в сознании человека;

5) свободный рисунок;

6) медитации, фокусировка;

7) наведение транса;

8) управляемое воображение;

9) свободная импровизация;

10) диалог с несуществующим человеком;

11) воображаемые диалоги;

12) письма, скульптура;

13) игры в группах;

14) физические упражнения и др.

Но главной задачей всех приемов остается помощь клиенту в осознании и связывании воедино своей психической реальности.

Question# 1

Наши рекомендации