Тема 18. Гражданская оборона в современных условиях
РСЧС, задачи, структура, режим функционирования.
История создания ГО. Структура, задачи, организация ГО. Своевременное оповещение населения. Организация эвакуации населения. Организация ГО на объектах, в том числе в учебных заведениях.
Тема 19. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения ГО, классификация. Убежища: оборудование, функционирование, правила размещения и пребывания в них людей. Противорадиационные укрытия. Укрытия простейшего типа.
Средства индивидуальной защиты, классификация. Средства индивидуальной защиты органов дыхания: фильтрующие гражданские и промышленные, изолирующие противогазы, детские противогазы, камера защитная детская, респираторы, самоспасатели. Простейшие средства защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства защиты.
Содержание семинарских и практических занятий
Занятие 1.
Раздел 2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
ТЕМА 6. Ионизирующее излучение. Аварии на радиационно-опасных объектах
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: определить опасности для человека, связанные с воздействием ионизирующего излучения и способы защиты от его действия
Понятия:Ионизирующее излучение. Радиоактивность. Естественный радиационный фон. Техногенно измененный радиационный фон. Доза облучения. Радиационно-опасный объект. Радиационная авария. Санитарно-защитная зона. Зона наблюдения. Радиационная безопасность населения.
Вопросы для обсуждения
1. Радиоактивность, источники и единицы её измерения. Виды излучений, их повреждающая и проникающая способность. Биологическое действие ионизирующих излучений, лучевая болезнь. Дозы радиационного облучения (решение задач).
2. Классификация аварий на РОО. Фазы развития аварии на РОО и формирования радиационной обстановки. Нормы радиационной безопасности. Приборы дозиметрического контроля для населения.
3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности (правовые, организационные, инженерно-технические, медико-профилактические).
4. Мероприятия, проводимые при возникновении и ликвидации аварий на РОО в чрезвычайном режиме. Основные рекомендации по поведению населения в условиях радиоактивного загрязнения среды.
Базовый учебник
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – С. 90-158.
Дополнительная литература
1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Экзаменационные ответы / Хван Т. А., П. А. Хван. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 416 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / авт.: Михайлов Л. А. и др. ; под ред. Михайлова Л. А. - СПб. : Питер, 2007. - 302 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / под ред. Михайлова Л. А. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студентов вузов / под ред. Михайлова Л. А. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / авт.: Я.Д.Вишняков и др. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 304 с.
6. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов вузов / Репин Ю. В. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.
7. Михайлов, Л. А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учеб. для студентов вузов / Михайлов Л. А., В. П. Соломин ; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2008. - 235 с.
8. Старастенко А. Безопасность в ЧС техногенного характера. Явление радиоактивности // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №7.
9. Старостенко А. Безопасность в ЧС техногенного характера. Аварии на АЭС // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №8.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит опасность радиоактивного облучения людей? Назовите
основные источники радиации.
2. Какие виды радиоактивного облучения наиболее опасны при внешнем
облучении человека?
3. Каков основной механизм взаимодействия ионизирующих излучений с
веществом? Что понимается под ионизирующей и проникающей
способностью излучений?
4. Какими единицами характеризуется действие радиации на любые
вещества, в том числе на биологическую ткань?
5. Понятия поглощенной и экспозиционной доз облучения и мощностей
этих доз.
6.Понятия эквивалентной и эффективной доз облучения и мощностей этих доз.
7. Какие радионуклиды являются наиболее опасным источником
внутреннего облучения человека? Какими единицами измеряется
активность радионуклидов?
8. Понятие критического органа, группы критических органов.
9. Каковы особенности биологического действия ионизирующих
излучений?
10. В чем различие детерминированных и стохастических эффектов
биологического действия излучений?
11.Что такое острая лучевая болезнь? Перечислите степени тяжести, периоды течения.
Темы рефератов/ докладов
1. Ликвидация радиоактивных отходов: глобальный и национальный аспект проблемы.
2. Чрезвычайные происшествия и аварии на объектах экономики, опасных в радиологическом отношении.
3. Прогнозирование и ликвидация последствий радиационных аварий и катастроф.
Занятие 2.
ТЕМА 7. Химические опасности. Аварии на химически опасных объектах
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: изучить особенности очагов химического заражения при авариях на химически опасных объектах
Понятия:Химически опасный объект (ХОО). Аварийно химически опасное вещество (АХОВ). Химическое заражение. Токсичность. Пороговая и смертельная токсодоза. Предельно допустимая концентрация (ПДК). Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО).
Вопросы для обсуждения
1. Химически опасные объекты, их классификация и характеристика. Причины аварий на химически опасных объектах. Общие сведения об авариях на химически опасных объектах.
2. Мероприятия по защите населения при авариях на химически опасных объектах, проводимые заблаговременно, при возникновении и ликвидации аварий на ХОО в чрезвычайном режиме.
3. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Классификация.
4. Виды воздействия АХОВ на организм человека. Признаки поражения наиболее распространенными химическими веществами и первая неотложная помощь (хлор, аммиак, оксид углерода, фосфорорганические соединения (ФОС), диоксин, ртуть), (решение задач).
Базовый учебник
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – С. 158-215, 452-459.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.
2. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2008.- 461 с.
4. Старастенко А. Безопасность в ЧС. Техногенный характер ЧС, связанных с выбросом АХОВ // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №6.
Контрольные вопросы
1. Что такое ХОО? Приведите классификацию ХОО.
2. Опишите аварии с выбросом химически опасных веществ и меры защиты от них. Причины аварий на ХОО.
3. Что такое АХОВ?
4. Приведите классификацию АХОВ по степени воздействия на организм человека.
5. Приведите классификацию АХОВ по механизму поражающего действия.
6. Дайте краткую характеристику хлора. Как вы будете оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему?
7. Дайте краткую характеристику аммиака. Как вы будете оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему?
8. Дайте краткую характеристику оксида углерода. Как вы будете оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему?
9. Дайте краткую характеристику ртути. Как вы будете оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему?
10. Назовите мероприятия по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности.
11. Назовите мероприятия по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах, проводимые при возникновении и ликвидации аварий на ХОО в чрезвычайном режиме.
Темы рефератов/ докладов
1. Чрезвычайные происшествия и аварии на химически опасных объектах экономики.
2. Экологическая оценка состояния Пермского края. Источники и характеристика загрязнений.
3. Правовое регулирование экологической ситуации в России.
4. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности.
Занятие 3.
ТЕМА 8. Взрывы и пожары. Основы пожарной безопасности. Пожарная безопасность образовательного учреждения
Форма проведения- семинарское занятие
Цель: изучить основы пожарной безопасности и меры ее обеспечения
Понятия: Взрыв. Взрывчатое вещество. Ударная волна. Горение. Горючее вещество. Окислитель. Источник воспламенения. Самовозгорание. Горючесть. Пожар. Опасный фактор пожара. Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Пожарная безопасность. Требования пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности. Пожарная охрана. Противопожарный режим.
Вопросы для обсуждения
1. Классификация взрывов и пожаров. Категории промышленных объектов по взрывной и пожарной опасности. Поражающие факторы пожара и взрыва. Классификация взрывчатых веществ. Стадии развития пожара.
2. Противопожарный режим в образовательном учреждении: содержание территорий, зданий, помещений, план эвакуации. Порядок действий в случае возникновения пожара (решение задач).
3. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.
4. Огнетушащие вещества и технические средства пожаротушения.
Базовый учебник
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2008. – С. 131-147.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.
2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – 480 с.
3. Гражданская оборона и пожарная безопасность (методическое пособие) / Под ред. М.И. Фалеева. – 2-е изд., стер. – М.: Институт риска и безопасности, 2004. – 504 с.
4. Петрова М.С., Петров С.В., Вольхин С. Н. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учеб. пособие. – М.: ЭНАС, 2006. –232 с.
5. Ефимов В. Пожарная безопасность образовательных учреждений // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №7.
6. Мироненко С. Профилактика пожаров в школе // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – №7/8.
7. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-03. – СПб.: ДЕАН, 2003. – 192 с.
8. Старостенко А. Пожарная и промышленная безопасность // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №3.
9. Шарова О. Противопожарная защита // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – №10/11.
Контрольные вопросы
1. Что называется процессом горения? Условия горения.
2. Дайте определение пожара. Как классифицируются пожары?
3. Перечислите основные причины возникновения пожаров.
4. Дайте характеристику опасным факторам пожара.
5. Какова основная причина смерти при пожарах.
6. Назовите стадии пожара.
7. Перечислите требования к содержанию путей эвакуации.
8. Назовите правила поведения во время пожара.
9. Что такое взрыв? Перечислите поражающие факторы взрыва.
10. Какими бывают взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?
Темы рефератов/ докладов
1. Организация и управление пожарной безопасностью.
2. Пожары и взрывы на объектах экономики.
3. Проблемы пожарной безопасности в образовательных учреждениях различного типа.
4. Динамика и причины возникновения пожаров в регионе (стране).
Занятие 4.