Пойманный мяч (Номера в воде).
Команды выстраиваются на берегу и рассчитываются по прядку номеров. Ведущий, называя номер, бросает мяч в воду. Названные номера (можно, выполняя задания) бегут в воду и завладев мячом, приносят и отдают ведущему. За это соответствующая команда получает очко. Играют или за время или на очки.
Морской бой
Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.
Рыцарский турнир.
Игроки в команде распределяются по парам, учитывая подготовленность и возраст. Одни выполняют роль коней, другие – верховых рыцарей. Хвататься можно только за руки. Игра идёт попарно. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Можно запускать сразу три или четыре команды.
Водобол
Два больших обруча закрепляются на плаву в разных сторонах. Необходимо забросить туда мяч. Правила понятны. Игроки должны находиться по грудь в воде.
ОФП. Занятие 18
Атлетическая гимнастика. Наклон к ногам из положения лёжа.
Место проведения: Озеро, берег озера.
Инвентарь: 8 фишек;
два флажка оцепления;
мяч волейбольный;
рулетка;
свисток.
Содержание занятия.
1. Разминка на берегу.
Бег. Прыжки на месте и в движении. Разминка суставов рук и ног, плечевого пояса. Работа по диагонали. (Между играми проводятся упражнения атлетической гимнастики.)
2. Инструктаж по наклонам к ногам.
Объяснение правил выполнения норматива.
Все делятся по парам и одни выполняют упражнение, другие считают. Либо по командам.
Участники одной команды считают участников другой.
3. Подведение итогов с занесением в протокол и личные карточки.
4. Знакомство с полосой препятствий и пробное прохождение на время.
Упражнение 1. Комплекс вольных упражнений № 1 (рис. 1).
Выполняется на 16 счетов.
Исходное положение – строевая стойка.
«Раз-два» - поднимаясь на носки, пальцы сжать в кулак, медленно поднять руки вперед, затем вверх, ладони внутрь, смотреть вверх, потянуться.
«Три» - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, локти прижать к туловищу, кулаки к плечам, лопатки соединить, смотреть прямо.
«Четыре» - разогнуть руки вверх, пальцы сжаты в кулак, ладони внутрь, прогнуться, смотреть вверх.
«Пять» - соединяя носки ног, присесть до отказа на обе ступни, колени вместе, ладони на бедрах, локти в стороны.
«Шесть» - встать (носки ног не разводить), поднимая руки вперед, развести их в стороны и назад до отказа (с рывком в конце движения), ладони вперед пальцы сжаты в кулак, прогнуться.
«Семь» - присесть до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны.
«Восемь» - прыжком встать, ноги врозь на широкий шаг, руки на пояс.
«Девять» - разгибая левую руку и одновременно с поворотом туловища налево отвести руку в сторону и назад до отказа, ладонь вперед пальцы сжаты в кулак, смотреть на кисть левой руки (ноги не сдвигать).
«Десять» - повернуть туловище прямо, руки на пояс.
«Одиннадцать» - разгибая правую руку и одновременно с поворотом туловища налево отвести руку в сторону и назад до отказа, ладонь вперед пальцы сжаты в кулак, смотреть на кисть правой руки (ноги не сдвигать).
«Двенадцать» - повернуть туловище прямо, руки на пояс.
«Тринадцать» - резко наклониться вперед до касания пола пальцами рук, ладони назад (ноги не сгибать).
«Четырнадцать» - выпрямиться, поднимая руки вперед, отвести их в стороны и назад до отказа (с рывком в конце движения), ладони вперед пальцы сжаты в кулак.
«Пятнадцать» - резко наклониться вперед до касания пола руками, пальцы сжаты в кулак, ладони назад (ноги не сгибать).
«Шестнадцать» - прыжком строевая стойка.
Рис. 1. Комплекс вольных упражнений № 1 |
Упражнение 2 Комплекс вольных упражнений № 2 (рис. 2).
Выполняется на 16 счетов.
Исходное положение – строевая стойка.
«Раз-два» - с силой отвести руки назад до отказа, пальцы разжать, ладони вперед и поднимаясь на носки медленно поднять руки в стороны, затем вверх, ладони внутрь, потянуться, смотреть вверх.
«Три» - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, локти прижать к туловищу, кулаки к плечам, лопатки соединить, смотреть прямо.
«Четыре» - сделать широкий выпад влево с резким разгибанием рук в стороны, ладони вниз и поворотом головы налево.
«Пять» - толчком приставить левую ногу к правой, с силой согнуть руки, локти прижать к туловищу, кулаки к плечам, лопатки соединить, смотреть прямо.
«Шесть» - сделать широкий выпад вправо с резким разгибанием рук в стороны, ладони вниз и поворотом головы направо.
«Семь» - толчком приставить правую ногу к левой, с силой согнуть руки, локти прижать к туловищу, ладони к плечам, лопатки соединить, смотреть прямо.
«Восемь» - прыжком встать ноги врозь на широкий шаг, руки вверх, ладони с хлопком соединить над головой, туловище отклонить назад.
«Девять» - резко наклониться вперед до отказа, руки между ног, ладони вместе (ноги не сгибать).
«Десять» - не останавливаясь, выпрямиться, поднимая руки вперед повернуть туловище налево и резким движением развести руки в стороны и назад до отказа, ладони вперед пальцы сжаты в кулак (ноги с места не сдвигать).
«Одиннадцать» - не останавливаясь, повернуть туловище прямо, ладони рук соединить и резко наклониться вперед до отказа, руки между ног, ладони вместе (ноги не сгибать).
«Двенадцать» - не останавливаясь, выпрямиться, поднимая руки вперед повернуть туловище направо и резким движением развести руки в стороны и назад до отказа, ладони вперед пальцы сжаты в кулак (ноги с места не сдвигать).
«Тринадцать» - не останавливаясь, повернуть туловище прямо, ладони рук соединить и резко наклониться вперед до отказа, руки между ног, ладони вместе (ноги не сгибать).
«Четырнадцать» - выпрямляясь, прыжком свести ноги на ширину плеч (ступни ног параллельно) присесть до отказа, руки вперед, ладони вниз.
«Пятнадцать» - прыжком поставить ноги врозь на широкий шаг, руки вверх в стороны, ладони внутрь.
«Шестнадцать» - прыжком строевая стойка.
Рис. 2. Комплекс вольных упражнений № 2 |
Упражнение 3. Комплекс вольных упражнений № 3 (рис. 3).
Выполняется на 16 счетов.
Исходное положение – строевая стойка.
«Раз-два» - поднимаясь на носки, пальцы разжать и медленно поднять руки вперед, затем вверх в стороны, ладони внутрь, смотреть вверх, потянуться.
«Три» - опуская руки вперед принять упор присев, колени и носки соединить, ладони параллельно.
«Четыре» - толчком, выпрямляя ноги назад, принять упор лежа.
«Пять» - согнуть руки, поднять левую ногу до отказа, голову повернуть налево.
«Шесть» - разогнуть руки, принять упор лежа, голову повернуть прямо.
«Семь» - согнуть руки, поднять правую ногу до отказа, голову повернуть направо.
«Восемь» - разогнуть руки, принять упор лежа, голову повернуть прямо.
«Девять» - толчком ног принять упор присев, колени и носки соединить, ладони параллельно.
«Десять» - прыжком вверх выпрямиться и встать ноги врозь на широкий шаг, согнуть руки за голову, ладони прижать к затылку (правая сверху), локти в стороны и назад до отказа, смотреть прямо.
«Одиннадцать» - наклонить туловище влево (ноги не сгибать).
«Двенадцать» - не останавливаясь, наклонить туловище вправо (ноги не сгибать).
«Тринадцать» - не останавливаясь, выпрямиться и отклонить туловище назад, руки в стороны и назад до отказа, ладони вперед (ноги не сгибать).
«Четырнадцать» - не останавливаясь, наклонить туловище вперед до касания земли пальцами рук ладонями назад (ноги не сгибать).
«Пятнадцать» - выпрямляясь, выполнить прыжок вверх прогнувшись ноги вместе, руки в стороны, ладони вперед и принять положение «Доскок» (положение полуприседа на обе ступни, пятки вместе, носки и колени врозь, руки вперед в стороны, ладони внутрь, смотреть прямо).
«Шестнадцать» - строевая стойка.
Рис. 3. Комплекс вольных упражнений № 3 |
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
РАЗДЕЛА ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ИГРЫ
Занятие 1
Игра «Уничтожь вражеский склад!»
Место проведения: территория лагеря и лесистая местность.
Инвентарь: Рации 2 шт.
Петарды или хлопушки 4 шт..
Компас 1 шт.
Кегли, кубики, свисток.
Блокнот 4 шт., карандаш.
Мишени 4 шт. (пенопласт, фанера и бумажная мишень для лука)
Описание.
Отделение делится на две команды. Одна команда – разведчики во главе с командиром вместе со связным и разведчиками отводятся на место склада в лесу вне территории лагеря. Возвращаясь, они должны используя компас, кегли, кубики и прочие условные обозначения и приметы на местности азимуты и расстояния, принести информацию группе диверсантов. Говорить запрещается.
Диверсанты по свистку, используя блокнот, приступают к поиску склада. Одновременно включается секундомер. Рацией можно пользоваться только вне территории лагеря.
Найдя склад, диверсионная группа выстреливает из хлопушки. Склад уничтожен.
Занятие 2
Игра «Кукушка»
Место проведения: территория лагеря и лесистая местность.
Инвентарь: Рации 2 шт.
Петарды или хлопушки 4 шт.
Свисток 2 шт.
Описание.
Сначала играют два отделения между собой. Потом два других. Потом за первое и третье места.
Команда разведчиков ждёт связного с той стороны. Она должна доставить его в штаб. Но на перехват направлена другая группа. Связной «Кукушка» затаился. Из первого отделения выбирается «Кукушка». Она отводится в укромное место в лесу и там прячется. Ей даётся рация. Рядом с ней лежит хлопушка. Оставшиеся члены команды во главе с командиром имеют рацию и свисток. Они должны спасти связного и доставить в штаб. По сигналу эта группа и второе отделение (группа перехвата) начинают поиск кукушки. Вариант: группа захвата начинает поиск с первым свистком. Если группа захвата обнаруживает кукушку первая, то она выстреливает из хлопушки. Кукушка погибла. Если разведчики первые обнаружили связного, они доставляют его вместе с хлопушкой в лагерь и там выстреливают. Операция для них закончилась успешно.
Можно засекать время. Либо играть на победителя.
Занятие 3
Игра «Поиск артефактов»
Место проведения: лесная дорога с кустами или подлеском.
Инвентарь: Пронумерованные карточки 100 шт.
Свисток 2 шт.
Описание.
Руководитель заранее прячет карточки вдоль дороги в полосе до 5 м. так, чтобы были видны уголки карточек. Проходя по дороге, играющие должны найти возможно большее число карточек. За каждую карточку команда получает одно очко.
Затем проверяется, сколько карточек недостаёт и поиск продолжается. За каждую карточку, найденную при повторном поиске начисляется три очка.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Вариант: руководитель прячет карточки на глазах у играющих проходя по дороге. Последние стараются запомнить.
После того, как играющие отошли на определённое расстояние, по сигналу все бегут обратно и стараются отыскать как можно больше карточек. Играют на победителя.
Занятие 4
Игра «Борьба за флажки»
Место проведения: лесистая местность.
Инвентарь: 4 флажка, 4 обруча
Повязки или платки по числу играющих.
Описание.
4 отделения получают по 1 флажку, 1 обручу и у каждого должна быть повязка или платок.
По первому свистку все расходятся, пока не окажутся вне зоны видимости. Тогда по второму свистку каждое отделение втыкает флажок в землю и кладёт на него обруч. Это штаб. После этого засовывают за пояс сзади или за погон повязки или платки. По второму свистку. Третий свисток означает начало игры. Каждая группа старается захватить все флажки и доставить их в свой штаб, а также завладеть повязками (платками) соперника. Нельзя завязывать платки или их удерживать. Их крепление должно позволять их вырвать. Можно их закрепить перед началом игры и проверить.
Потерявший платок становится пленником или убитым и выбывает из игры, возвращаясь в условное место. Если отобрали платок у того, кто нёс флажок, то он втыкает его в землю и идёт в условное место. Принесённые флажки, также, можно похищать.
Игра продолжается до сигнала.
Вариант: флажки приносят на базу руководителю.
Итоги подводятся, когда все флажки будут на базе. Тогда складываются все флажки и повязки. Флажок стоит 8 (10) очков, а повязка одно очко.
Занятие 5
Игра «Зайцы и собаки»
Место проведения: лесистая ограниченная местность.
Инвентарь: 10 повязок
Описание.
Из каждого отделения выбирается по одному самому быстрому зайцу. Остальные собаки. Зайцы, имея на плечах платки, прячутся на местности. Через 10 минут на поиски отправляются собаки. Выигрывает то отделение, чей заяц оказался самым проворным. Чтобы не было споров, кто остался последним, каждому отделению выдаётся по свистку. Поймав зайца, командир подаёт один свисток. После третьего свистка игра останавливается. Условие: Заяц считается пойманным только в том случае, если его коснулись две собаки одновременно.
Вариант: если время позволяет, то зайцами становится одно из отделений. Другие три собаками. Засекается время, за которое все зайцы будут пойманы. И так по круговой. Либо выигрывают зайцы, если их не переловили собаки за определённое время. А собаки выигрывают, если им удалось за это время переловить всех зайцев. Затем соревнуются два выигравших отделения и два других за третье место.
Занятие 6
Игра «Охота на волков»
Место проведения: лесистая местность.
Инвентарь: Свистки у волков
Платки или повязки у охотников
Номера у волков
Булавки
Описание.
У волков на спине номера. Они должны периодически свистеть в свисток. У охотников платки за поясом или за погоном. Охотник убивает волка, громко выкрикнув его номер. Если волк не поворачивается спиной можно двоим охотникам окружить волка. Волк съедает охотника, вырвав платок. Можно подкрасться незамеченным или вдвоем одновременно выхватить платок. Охотник может, также, незаметно подкрасться к волку и запятнать его.
Побеждает отряд, который вывел из строя больше соперников.
Занятие 7
Игра «Антилопы и тигры»
Место проведения: лесистая местность.
Инвентарь: не нужен.
Описание.
Два отделения выполняют роль антилоп, а два – тигров. Антилопы скрываются в лесу. Тигры их ловят. Антилопа считается пойманной, если сразу три тигра окружили её молча. Если тигры что-нибудь скажут, антилопа может убегать. Пойманных антилоп тигры отводят в стойло. Тигры побеждают, если за пол часа поймают больше половины антилоп.
Если не поймают, то побеждают антилопы.
Занятие 8
Игра «Передай донесение»
Место проведения: Окрестность или территория лагеря.
Инвентарь: Блокнот и ручка.
Описание.
Участники делятся на 4 отделения и становятся рядами так, чтобы расстояние до соседа равнялось расстоянию до рядом стоящего игрока соседней команды.
По сигналу первые игроки бегут ко вторым и шёпотом передают им слово, которое вначале руководитель записывает в блокноте. Все отделения делают это одновременно. Побеждает команда, точнее передавшая слово (донесение).
Если слово услышала другая команда, то эта команда проигрывает и выходит из игры.
Занятие 9
Игра «Выйди к ориентиру».
Место проведения: лесистая местность между 2-х дорог.
Инвентарь: 4 флажка, 1 метка.
4 компаса.
Описание.
4 отделения получают по 1 флажку и 1 компасу и выстраиваются на одной дороге. Получив значение азимута, перебегают лесополосу и выбежав на дорогу втыкают свой флажок. На другой стороне дороге стоит метка, не видная из лесополосы. Например, косынка защитного цвета, привязанная на ветке.
Точность определяется по первому, вышедшему на дорогу, быстрота по последнему.
Занятие 10
Игра «Вернись своевременно»
Место проведения: лесистая местность.
Инвентарь: часы у руководителя
Описание.
4 отделения по сигналу разбегаются. Надо вернуться ровно через пять минут и построиться в колонну по одному.
Если первый игрок прибежал раньше, он встаёт просто, следующий встаёт после него. Следующий за вторым. Руководитель замечает того, кто построился точнее всего к условленному времени. Те, кто прибежал позже, встают после него. Средний игрок не получает штрафных очков. Рядом стоящий получает одно штрафное очко, третий три, четвёртый четыре и т. д.
Затем очки подсчитываются. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков.
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
РАЗДЕЛА
СПЕЦИАЛЬНАЯ БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Огневая подготовка.
Занятие 1