Различия взглядов медицинского работника и больного
Различия точек зрения медицинского работника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез до определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т. д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен также постараться прочуствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать их причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.
Различия же во взглядах и точках зрения врача (медицинской сестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными социальными ролями. Однако врачу (медицинской сестре) может быть необходимым следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медицинского персонала и больного, и тем самым затрудняли бы оказание помощи больному, затрудняли лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах медицискому работнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медицинского работника должна быть резонансом на услышанное.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медицинской сестры. При этом, результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы, заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несет с собой определенную опасность суженого взгляда врача на больного.
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определения доверия больного к врачу, данное Гладким: «Доверие к врачу – это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия к медицинскому работнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде, пациенты склонны прощать только тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.
Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его, для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности. Особые требования к медицинскому работнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением со стороны больного, если состояние здоровья пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако это требует определенных психологический усилий, работы над собой, определенного критического отношения к себе, которая для медицинского работника есть, и должна быть само собой разумеющейся.
Отметим, что медицинский работник – молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.
Несмотря на развитие положительных взаимоотношений врача к больному, эти отношения могут осложнять некоторые неблагоприятные черты темперамента врача, о влиянии которого говорилось выше. Например, невыдержанные психологические проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или наоборот, замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность. Так или иначе, но основой положительных взаимотношений являются свойства личности врача. Пациент теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют в обиходе «плохой человек». Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений пациента. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, наблюдает недоступность критике, болтливость и т. д. Тщеславность может проявляться, например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или даже преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большее признание и восхищение, психологические дивиденды.
Следует отметить, что личные недостатки медицинского работника могут привести пациента к мысли, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.
Вообще, уравновешенная личность медицинского работника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления, реабилитации.
Медицинский работник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег. Да и он сам также может помогать своим коллегам направлять их поведение, в сторону более эффективного психологического взамодействия с пациентами.
Следует отметить, что при установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников, то есть вспомогательного персонала, административных работников, регистратуры и т. д. При первом контакте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Значение первого впечатления в развитии отношений между врачом и больным подчеркивают различные авторы.
Эмпатия – это свойство, имеющее значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения. Это способность к совпадению с больным, проникновению через его поверхностные проявления, передачи его чувств, потребностей и интересов.
Эмпатию следует отличать от симпатии, т. е. положительного эмоционального отношения. Эмпатия это в сущности процесс эмоционально нейтральный, ее можно применять с пользой (помочь больному), но и во вред, как свидетельствуют манипуляции рекламы, пропаганды, в сетевом маркетинге и т. д.
Одной из предпосылок для развития положительного отношения является предоставление больному возможности свободного, не прерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. И даже если врач имеет ограниченное время для этого, он не должен показать, что очень занят. Врач должен своей личностью «резонировать на высказывания больного». Если больному не будет в необходимой мере предоставлена возможность высказаться, больной часто жалуется, что врач его «вообще не выслушал», а иногда уходит от него с ощущением, что не был обследован по всем правилам, хотя в действительности с соматической стороны и было сделано все небходимое. Со стороны больного при этом проявляется недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. При этом, говорливый больной легче добивается возможности высказаться, более того, он может заинтересовать врача своим занимательным рассказом. Но фактически большую необходимость в том, чтобы высказаться испытывает скрытный, интровертированный тип, который в результате несмелости, стыда или преувеличенной скромности скрывает свои проблемы, жалобы, а иногда и симптомы заболевания. В результате этого может случиться так, что врач обследует и лечит на основе поверхностной информации.
Основным компонентом отношения больного к врачу является доверие. Однако, приобретение доверия не вытекает только из психологической стороны отношений врача и больного, а имеет также и более широкую, социальную сторону. Врач может приобрести доверие больного и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетворит его, скажем, необоснованное требование об установлении нетрудоспособности. Он может этим способствовать тому, что больные такого типа будут обращаться именно к нему и «доверие» к нему возрастет. Развитие таких отношений обычно вытекает из взаимного удовлетворения интересов, с одной стороны, врача, с другой стороны – больных, которые могут оказать врачу, в свою очередь, какую-нибудь услугу, и др. Если подобных случаев становится слишком много, то от этого страдает действенное и фактически необходимое обследование и лечение всех больных, которое должно проводиться в зависимости от их заболевания, а не общественного положения или возможностей.
Иное положение наблюдается в тех случаях, когда взаимоотношения врача и больного имеют открытый характер «купли – продажи». Правила этих взаимоотношений заранее известны, они опубликованы в прейскурантах медицинских манипуляций и закреплены в письменном или устном контракте, которые заключают врач и больной на время предоставления лечебной помощи. Многие психотерапевты в этих условиях говорят, при этом, о значении больших и регулярно выплачиваемых гонораров для успешного лечения неврозов.
Психологическая же проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и больным развиваются неблагоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и стараться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом создаем коррективный опыт, то есть отрицательные проявления больного корригируются при помощи собственных положительных проявлений, например, терпеливостью, тактом и толерантностью. И, наоборот, стереотипная, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, «естественная» реакция – злобой на злобу, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию, все это только усиливает порочное и проблематичное отношение больного и возможности конфликтов и различных недоразумений возрастают. Такое поведение подходящим образом характеризует выражение: «подливать масло в огонь». При этом именно такая «естественная» реакция представляет напрасную трату времени, в то время как противоположный подход, то есть принимать больного человека таким, какой он есть, на самом деле, экономит время врача и других медицинских работников, хотя и требует большего самообладания и более глубокого знания взаимосвязей и значения коррективного опыта, необходимых знаний в области психологии.
Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия может также вызывать так называемые деформации, деформировать характер человека. Деформации могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное подшучивание, это такие особенности как скажем, профессорская забывчивость, рассеянность, а в других случаях деформации могут быть предметом иронии, сарказма и сатиры, это чиновничество и казенный бюрократизм.
Необходимо отметить, что склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у тех профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. Часто от решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь других людей, как это бывает, например, у педагогов, судей, военнослужащих, работников спецслужб, а также медицинских работников. Отметим, что обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно
в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или они являются недостаточными и формальными, так что критика и выражение недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер.
Врач, медицинский работник тоже обладает определенной властью над больными, следовательно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу, власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.
Большое значение для профессиональной деятельности медицинского работника, да и представителя другой профессии имеет профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявление психических заболеваний и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать.
«Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии» (Р. Конечный, М. Боухал).
И хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима, все же в сознании врачей и медицинских рабочиков навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и уважительно относиться к мертвому телу. Это является необходимой составной частью не только человеческого но и профессионального уровня врача. Например, профессор патологической анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь появлялся в прозекторской в головном уборе и вел себя так, что это можно было расценивать как неуважение к мертвым. М. Боухал приводит этот пример в качестве контраста с теми случаями, когда и живым не оказывается необходимое и соответствующие уважение и не всегда щадится их достоинство.
Многие отмечают, что поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По В. Вондрачеку, уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов. Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не связанных с медициной создается впечатление бездушности и даже цинизма.
Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диагноз хотя и точно, но при помощи различного диагностического оборудования, вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.
Следует отметить, что имеются и некоторые организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Сложный механизм планирования и управления медицинскими учреждениями, необходимость капитального ремонта многих больниц и поликлиник затягивают процесс создания необходимых условий. Существуют и другие проблемы.
Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени по существу неосознанная, привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом при больных.