Процесс воспроизведения информации.
Воспроизведение в своей основе имеет процесс активации следов, оставленных в головном мозге человека при отражении им действительности. Воспроизводится именно то, что соответствует установкам человека, потребностям конкретной ситуации. Остальной мнестический материал остается до поры до времени в «кладовых» нашей памяти. Воспроизводится то, что было хорошо закреплено. Способность воспроизведения зависит от состояния организма и, в частности, психики.
Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей называется припоминанием.
Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями.
Подобно запоминанию, различают воспроизведение произвольное и непроизвольное.
Непроизвольному воспроизведению может способствовать сравнительно малозначащий факт, штрих (освещение, какой-то звук, сходные ситуации и т. д.). При непроизвольном воспроизведении одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой цепь так или иначе сопряженных с ней других связей.
Произвольное воспроизведение имеет в жизни и деятельности человека основное значение. Обязательным является при этом определенный комплекс волевых усилий. Легкость, скорость, точность воспроизведения тесно связаны с рядом факторов: применялся ли смысловой метод запоминания, систематизирован ли был материал, имелись ли положительные эмоции и др.
В психологии часто применяется термин «реминисценция» – непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено.
Из-за реминисценции запечатленные чужие мысли могут восприниматься как свои. Установление факта реминисценции важно при судебно-психиатрической экспертизе случаев плагиата. Скорости воспроизведения (эксфорирование) способствует процесс узнавания, тесно связанный с процессом воспроизведения.
Процесс узнавания – это объединение по тем или иным признакам непосредственно воспринимаемого в настоящее время, с воспринятым ранее.
Различают образный и словесно-логический типы памяти. Первую чаще можно наблюдать у деятелей искусства. Смысловая память Свойственна ученым. Наиболее часто встречается сочетание этих видов памяти.
Своеобразную форму памяти представляет память эмоциональная, связанная с определенными переживаниями человека. Среди других типов памяти можно отметить зрительную, слуховую, в частности музыкальную, а также обонятельную, осязательную, вкусовую.
Особый вид представляет собой двигательная память. Высокого уровня совершенства она достигает у балерин, людей, выполняющих сложные физические действия. Без этого вида памяти вообще невозможна целенаправленная деятельность.
Перечисленные типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека.
Нарушения памяти
Расстройства памяти – снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию.
При различных заболеваниях могут страдать отдельные -компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение. Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое – снижение, второе – выпадение памяти, третье – ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия – повышенная способность к запоминанию.
Гипомнезия – ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях в мозговой паренхиме резко ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.
Кроме расстройств запоминания и воспроизведения при травматических, интоксикационных и других поражениях мозга встречается полное выпадение из памяти определенных периодов жизни, называемое амнезиями.
Амнезия – отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.
Амнезии по динамике протекания расстройств распределяются следующим образом:
1) Антероградная – забывается то, что было после заболевания, травмы. Больной не помнит ничего, начиная с того момента, когда развилось данное расстройство, антероградная амнезия может охватывать различные по длительности периоды.
2) Ретроградная – утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др., когда забыаются события, происходившие в течении нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Иногда больной человек забывает все, что предшествовало заболеванию.
3) Ретардированная – запаздывающая амнезия, когда некоторый период времени, события выпадают из памяти не сразу, лишь спустя время после болезненного состояния.
4) Фиксационная – резкое ослабление или отсутствие способности запоминать текущие события, однако при этом сохраняется способность воспоминать приобретенный ранее опыт.
5) Прогрессирующая – вначале исчезает память на наиболее поздно запечатленные события, факты, а на более ранние в последнюю очередь.
При антероградной амнезии большую роль может играть патология процесса запоминания, в связи с чем некоторые авторы называют эту форму амнезии – амнезией фиксации. Такие амнезии, как отмечал С. С. Корсаков, возникают при остро протекающих заболеваниях, например при травмах головы и пр. В такого рода случаях после выздоровления, полного или относительного, соответствующий период жизни выпадает из памяти – это лакунарная амнезия.
Выделяются также формы амнезии, соответствующие функциональным нарушения памяти. Например: постгипнотическая амнезия – забывание событий происходивших во время гипнотического сеанса; защитная амнезия – забывание(вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта, событий.
С.С. Корсаков описал синдром, возникающий при хроническом алкоголизме и названный его именем.
Корсаковский синдром. При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий, утрачивается память на события недавнего прошлого.
Больной человек не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.
Парамнезии. К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии – конфабуляции, псевдореминисценции и криптомнезии.
Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Ложные обширные воспоминания с более или менее богатым сюжетом. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.
Псевдореминисценции – искаженные воспоминания. Более простые ошибочные воспоминания обыденного характера типа: «вернул тебе долг». В литературе иногда называется «иллюзия памяти». Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.
Криптомнезии. К криптомнезиям относят искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение запоминаний. Например, услышанное, прочитаное, увиденное в кино, театре, во сне вспоминается как имевшее место в действительности; реальные события в воспоминаниях предстают происшедшее с кем-то другим или как где-то прочитанное, увиденное во сне, кино и т. д.
Гипермнезия – усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.
К расстройствам памяти относят и ошибки узнавания. Дело в том, что при восприятии, которое включает в себя осмысление воспринятого, возникают по ассоциации воспоминания о таких же или только похожих восприятиях в прошлом, в связи с этим возникает чувство знакомости воспринятого и происходит отождествление данного предмета с прежними – узнавание. Ошибки узнавания происходят при неточности памяти или затрудненном восприятии. А при психических заболеваниях, связанных с расстройством сознания и других функций, имеют место ложные узнавания.
Для психологии представляет интерес ошибочные воспоминания, зависящие от смешения сновидений с явью. Существующая четкая грань между переживаниями наяву и в сновидениях, может стираться, при этом происходит перенос содержания сновидений полностью или частично в сознание, как реально происшедшее событие. Здесь наблюдаются следующие варианты ошибочных воспоминаний: обыденные по содержанию переживания сновидений кажутся происшедшими наяву; реальные события ошибочно относятся человеком к сновидению.
Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.
Мышление и интеллект