Возникновение и развитие психологической науки. Зарубежные школы и концепции
Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.
Путь развития и утверждения психологии и медицинской психологии как самостоятельной дисциплины был сложным и длительным.
В XVII-XVIII вв. от философии начинают отделяться различные естественные науки: химия, физика, социология. Психологии, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдельной науки и отделиться от философии. В конце XVIII века психология все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.
Огромное влияние на развитие психологии оказало эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Ведущая роль в динамике эволюционного развития психических процессов стала отдаваться окружающей среде.
В процессе становления и развития психологии как науки возникало много различных концепций. Примером может быть учение о психоанализе 3. Фрейда (1856-1939). Фрейд отмечал, что его учение не может быть основано ни на физиологии, ни на научной психологии. Свое психологическое учение он назвал метапсихологией, т. е. находящимся за пределами психологии.
Научная психология родилась лишь в конце XIX в.
В 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы. Вундт и его сотрудники считали, что основным материалом для сознания служат ощущения, образы и чувства.
Примерно в это же время, в 1881 г., в ПИТА Уильям Джеймс приступил к изучению сознания с других позиций. Он положил начало новому подходу – функциональному.
Научное понимание психики было неразрывно связано с развитием материалистической философии, потому что материалистический подход в науке опирается на объективные законы в познании действительности.
В XIX в. психология стала самостоятельной наукой, чему в значительной степени способствовало богатство экспериментального материала, и вскоре получила широкое распространение.
В XX в. появились различные направления и концепции в области психологии. Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии.
Для понимания тенденций развития и становления психологии как науки, необходимо вкратце познакомиться с основными школами и концепциями зарубежной психологии XX в.
Ассоциативная психология. Одно из основных направлений мировой психологической мысли. Данное направление объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации; в основе лежит условный рефлекс; три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту.
Бихевиоризм. Направление в американской психологии. Отрицает сознание как предмет научного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Дж. Уотсон, исключив сознание из психологии, получил психологию без психики. Предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного познания о поведении.
Гештальтпсихология. Основные представители – К. Кофка, К. Левин и др. Функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов. Изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры. Предметом исследования (К. Левин) стали потребности, аффекты (эмоции), воля.
Когнитивная психология. Основной представитель – У. Найссер. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти конкретного субъекта. Решающая роль знания в поведении человека. Главной задачей исследования являются проблемы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования составляют: познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Человек – активный преобразователь информации.
Гуманистическая психология. Представители – Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не заранее данное нечто, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Основные положения: каждый человек уникален; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, творческое существо.
Психоанализ. Психоаналитики определяют поведение человека прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Общая цель души – поддерживать и восстанавливать приемлемый уровень равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управляют инстинкты. Сначала он дает описание двух основных инстинктов, двух противоположных сил – сексуальной и агрессивной. В 1914 г. им вводится представление о двух влечениях: «эросе» (либидо), поддерживающем жизнь, и «танатосе», зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникают разнообразие и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоления противоречат друг другу; весь этот хаос – в душе человека.
Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, подсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми контролировались цензурой. С начала 20-х гг. прошлого столетия Фрейдом выделяются иные инстанции: «Я» (Эго), «Оно» (Ид) и «Сверх-Я» (Супер-эго).
Большинство процессов бессознательно, так как «Оно» полностью бессознательно, а «Я» и «Супер-Я» – частично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить «Я», сделать его более независимым от «Супер-Я», расширить поле его восприятия, усовершенствовать его организацию.
В многочисленных спорах внутри и вне психоанализа Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять понятие либидо за пределы сексуального до понятия психической энергии вообще, как это делал К. Юнг. В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все больше ограничивал притязания сексуальности на всевластие в сфере психической, в частности, влечением смерти. И все же, несмотря на все ограничения, психоаналитическая теория души базируется на понятии либидо.
Либидо, аналогично физическим энергиям, имеет количество и способно менять направление движения. Оно, по Фрейду, присуще человеку с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную.
Понятие бессознательного имеет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.
Бессознательное – это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Даже никогда не раскрыв книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «основные» идеи психоанализа – выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психической жизни.
Следует отметить, что психоанализ как направление совершенно утвердил себя в области психологии. Психоанализ – это совокупность способов выявления в терапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
Неофрейдизм. Известные представители этого направления – К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан. Сторонники неофрейдизма пытались преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его положения в социальный контекст. Согласно К. Хорни, причина неврозов – тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром, усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих. Г. С. Салливан – истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, ибо эта структура формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывает невротические способы избавления от этого чувства.
Неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему. Общество же рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.
Выбор направления в области психологии зависит часто от собственных методологических установок специалиста, с одной стороны, и от знаний концепций, развиваемых различными школами, – с другой.