Историческое развитие психологической мысли
Многие авторы полагают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Материалистическому учению Демокрита (460-370 до н. э.) противостояло идеалистическое учение Платона (427-347 до н. э.). Демокрит считал, что существует только материя, состоящая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключительной подвижностью.
Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела – это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа – вечно существующая идея, временно воплощенная в тело человека и животных.
По Аристотелю (384-322 до н. э.), наши ощущения – это копии реальных вещей, С другой стороны, он признавал существование души как не зависимой от материи субстанции.
В средние века психологическое понятие души приобрело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и не зависимая от материи сущность.
На позиции платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской, психологии стояли восточные и западные мыслители: из первых – Немезий (в начале V в.), Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых – Клавдий Мамертинец (около середины V в.) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они принимали бессмертие души. Все они были богословами.
Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Аскеты и подвижники, глубоко погрузившиеся в себя, тщательно изучали тайные изгибы сердца и желаний. Исаак и Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Марк-подвижник, Варсонофий, Иоанн, ученик его, Иоанн Лествичник и др. христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за «корнями и гнездами» греховных наклонностей, помыслов и искали способы борьбы с ними. Аскетическая литература представляет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения.
Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Августин Блаженный (354-430). Именно он заметил, что самонаблюдение является важным источником психологических знаний.
Августин Блаженный, как преданный сын Церкви воспринял большую часть ее догматов и считал первоисточником психологического знания Божественное Откровение. Он первым живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Психологии не существует без самосознания. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут наблюдаться только субъективно. Если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.
Августин, пессимистично настроенный относительно природы человека, видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.
Его труд «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа, основанного на воспоминаниях раннего детства. Наблюдая за детьми, он даже пытается реконструировать то, что подверглось инфантильной амнезии.
Мир культуры, по Августину Блаженному, создал три «органа» постижения человека и его души:
1) религия (строится на мифе);
2) искусство (строится на художественном образе);
3) наука (строится на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте).
Психология Августина Блаженного опирается на чувства, конфликты и муки человека величайшей искренности и недюжинной силы. Августина можно справедливо считать предтечей психоанализа.
Около двух веков психология пережживает нечто вроде застоя. В XII в. среди мистиков возобновились психологические наблюдения и исследования.
Мистик, глава сервикторской школы, Гуго (ок. 1096-1141) стремился разработать мистическую психологию. Конечная цель – созерцание Бога – достигается через постепенное поднятие разумной стороны человека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение, простое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышлении о сущности и
отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непосредственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушается, лицо продолжает существовать. В таком направлении рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).
По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совершенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятельность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII в.
Среди них можно выделить взгляды Иоганна Экгарта (ок. 1260-1327). По Экхарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чувства, низшие и высшие силы. К низшим силам он относил эмпирический рассудок, сердце, желание, к высшим – память, разум и волю.
Значительная роль в развитии психологии Средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274), который следует принципам Аристотеля. Души не существует от века, но она творится Богом в тот момент, когда тело уже готово принять ее.
В учении об «уме» Аквинский также следует Аристотелю. Существует ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, у нее есть свобода выбора. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Мир – система, состоящая из нескольких иерархических ступеней.
Самая низкая ступень – неживая природа, над ней – мир растений и животных, высшая ступень – мир людей, который является переходным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.
К четырем традиционно греческим добродетелям – мудрости, отваге, умеренности и справедливости – Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился к достижению счастья, понимаемого как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения.
В эпоху Возрождения происходит дальнейшая эволюция психологической мысли. Характерная черта эпохи – возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.
В творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) воплотились основные идеи гуманизма, в них чувственное созерцание и практическое действие сливаются воедино. Например, слово «живопись» означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком благодаря союзу кисти и руки. С древних времен на лидирующую роль претендовала философия. Леонардо передает эту роль «божественной науке живописи». Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а исследованием мира с воссозданием его картины.
Посредником между сознанием и реальностью выступают не слова, как это было в эпоху Античности и Средние века, а творения живописи, построенные на основе подражания природе, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и орудием познания самого человека, не только внешнего, чувственно воспринимаемого, но и его внутренней сущности. Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех «всеобщих человеческих состояний» – радости, плача, распри и физического усилия.
Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели определенное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции. Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его «Трактате о живописи» содержится множество положений, принятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды.
Интересны поиске Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила тренировки воображения, утверждая, что даже пятна на старых стенах показывают художнику контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой работе души, не привязывая ее к конкретным вещам.
Со времен Аристотеля понятие «фантазия» несло в себе негативный оттенок, считалось «дурным» проявлением. Полагали, что появляющиеся в фантазии образы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался «божественный разум». Теперь же высшая ценность признавалась за теми созданиями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом.
Однако предметом психологического изучения человека в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько изменяется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится как субстанция не исключительно внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая.
Дальнейшее развитие психологических воззрений приходится на так называемое новое время. Это период открытий и изобретений в науке и технике, анатомии и физиологии.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки новой науки о сознании, заложил основы эмпирического изучения явлений сознания, призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета. Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то Ф. Бэкон впервые отделяет друг от друга «жизненность» и «душевность», хотя и не приводит критериев их отличия.
Фрэнсис Бэкон явился родоначальником сознательного эмпиризма в психологии. Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов.
Науку о человеке Бэкон разделил на философию человека и философию общества. Первая рассматривает человека индивидуума, независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и теле человека и им должна предшествовать наука о природе человека вообще. Исследуя последнюю, наука изучает или индивидуума, т. е. человека как личность, или связь души с телом. Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует ответить на вопрос, врожденные они или нет. Бэкон лишь поставил научный вопрос, предложил план психического исследования.
Ответ на него был дан уже другими философами, прежде всего Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от классических или схоластических предположений.
Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. По его мнению, все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.
Большой вклад в психологию внес Рене Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические – нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов – путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Он считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. По его мнению, все движения мышц и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы тонкие нити или узкие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством животных духов; она «раскачивает железу» и заставляет животные духи идти по соответствующим путям. Декарт говорил о постоянном взаимодействии души и тела, решал психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия. Сущность души заключается в мышлении. Мышление состоит из ощущений, представлений, воли. Душа выступает как мыслящая деятельность. Следовательно, сущность души в сознании.
XVIII век отмечен попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том, каково значение органов чувств в явлениях психологии.
Этьен Бонна де Кондильяк (1715-80) пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными. Инстинкт, по мнению Кондильяка, – элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления.
Жан Батист Ламарк (1744-1829) признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость, чувствительность, сознательность. Первым, по его мнению, обладают простейшие животные. Вторым – более совершенно организованные животные. Третьим – только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности, лишь степенью сознательности, разумности.
Следует отметить, что начиная с XVII в. в связи с общим социально-экономическим развитием западноевропейских государств наблюдаются заметные сдвиги в развитии психологических взглядов.
С XVII по XIX в. включительно широкое распространение получила эмпирическая психология, - родоначальником которой считается английский философ Джон Локк (1632-1704). Отвлеченным рассуждениям о душе эмпирическая психология противопоставила изучение внутреннего опыта человека, под которым она понимала отдельные психические процессы («явление сознания») – ощущение, восприятие, мышление, чувства и т. п. Это был определенный шаг вперед, тем более, что для детального изучения явлений психики широко применялся экспериментальный метод, заимствованный из естествознания.
Главным методом изучения психики эмпирическая психология признавала метод самонаблюдения, т. е. человек наблюдает собственные переживания, мысли и описывает их.
Вопрос об отношении сознания, психики к мозгу эмпирическая психология решала с позиций психофизического параллелизма. Представители психофизического параллелизма (Вундт и Эббингауз – в Германии, Спенсер и Бэн – в Англии, Бинэ – во Франции, Титчнер – в Америке и др.) считали, что человек воплощает в себе два начала: телесное и духовное. Поэтому физиологические и психические явления у него протекают параллельно и лишь совпадают во времени, но не влияют друг на друга и не
могут быть причиной друг друга. Согласно этой теории, получается, что если, например, человек видит предмет, называет его (мысленно или вслух), то это явление психического порядка. Соответственно этому работа зрительного и речевого аппаратов – явление физиологического порядка. Вопрос, в чем же причина такого соответствия, не находил научного объяснения. Представители психофизического параллелизма вынуждены были прибегать к признанию какой-то таинственной силы, которая будто бы установила изначально такое совпадение.
Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается: 1) отсутствие прирожденных идей; 2) источник развития души – опыт и рефлексия; 3) исключительное значение языка в развитии человека.
Джон Локк – родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т. е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека.
Вследствие работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.
В английской эмпирической психологии появляется течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. XVIII в. отмечен становлением эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.
От Античности до Нового времени попытки понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.