Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения:Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

Качественный анализ результатов:

1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

Бланк ответов

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо   Печальное лицо  
1. Игра с младшими детьми      
2. Ребенок и мать с младенцем      
3. Объект агрессии      
4. Одевание      
5. Игра со старшими детьми      
6. Укладывание спать в одиночестве      
7. Умывание      
8. Выговор      
9. Игнорирование      
10. Агрессивность      
11. собирание игрушек      
12. Изоляция      
13. Ребенок с родителями      
14. Еда в одиночестве      

Тест изучения школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Описание: опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.

2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

№фак- тора Наименование фактора Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45;
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26;
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22;
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47.
1. 11. + 21. 31. 41. + 51.
2. 12. 22. + 32. 42. 52.
3. 13. 23. 33. 43. + 53.
4. 14. 24. + 34. 44. + 54.
5. 15. 25. + 35. + 45. 55.
6. 16. 26. 36. + 46. 56.
7. 17. 27. 37. 47. 57.
8. 18. 28. 38. + 48. 58.
9. 19. 29. 39. + 49.    
10. 20. + 30. + 40. 50.    

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Бланк ответов

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Утверждение Да Нет
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?    
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?    
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?    
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?    
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?    
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?    
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?    
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?    
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?    
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?    
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?    
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?    
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?    
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?    
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?    
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?    
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?    
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?    
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?    
Похож ли ты на своих одноклассников?    
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?    
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?    
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?    
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?    
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?    
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?    
Боишься ли ты временами вступать в спор?    
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?    
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?    
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?    
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?    
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?    
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?    
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?    
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?    
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?    
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?    
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?    
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?    
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?    
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?    
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?    
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?    
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?    
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?    
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?    
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?    
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?    
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?    
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?    
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?    
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?    
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?    
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?    
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?    
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?    
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?    
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?    

Наши рекомендации