Организация жизни ребенка с аутизмом в семье
Аутичные дети, как правило, в силу своих психических особенностей не могут посещать специальных детских учреждений, в связи с этим на родителей возлагается большая
Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом
ответственность по организации и проведению коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.
Первая и очень важная задача семьи — установление эмоционального контакта с больным ребенком. Взрослый должен избегать прямого взгляда в глаза ребенка, громкой речи, резких движений, не следует проявлять настойчивости при предъявлении требований, взаимоотношения с аутич-ным ребенком лучше строить с опорой на его интересы. Вступлению в эмоциональный контакт способствуют необычные действия взрослого (например, подбрасывание вверх опилок пенопласта как имитации снега, игра с воздушными шарами, пускание мыльных пузырей, корабликов в тазу, складывание досок Сегена, пирамидок, игра на детских музыкальных инструментах). Так как дети избегают прямого речевого контакта, в процессе опосредованного общения могут использоваться зеркало, в котором видят себя участники игры, или трубка, сделанная из бумаги, которая позволяет общаться с ребенком не впрямую. Слова взрослого, обращенные к ребенку, должны быть доброжелательными, нельзя оказывать давление при установлении контакта с ребенком.
Организации жизни ребенка в семье помогает четко составленное расписание на день (режим). При склонности кстереотипному поведению ребенку легко дается его выполнение, при этом он стремится к точности. Расписание составляется в соответствии с его уровнем развития и психического состояния. Если для ребенка более полезны двигательные упражнения, то в режим дня включаются короткие занятия по развитию общей моторики на спортивных снарядах, помощь по хозяйству.
При наличии определенных навыков следует больше использовать работу с бумагой, пластилином, клеем, способствующей организации внимания, усидчивости, развитию тонкой моторики. Каждый час жизни ребенка должен быть продуман, отражен в расписании, а занятия нацелены на приобретение новых наблюдений, знаний, умений. Обязательно в режим дня входят целевые прогулки для ознакомления с окружающим миром, для наблюдения изменений, происходящих в природе, занятия спортом, музыкальные занятия. Правильно организованный режим дня имеет важ-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
ное значение для развития навыков самообслуживания. Первостепенной задачей является проведение — с участием взрослых — утренней гимнастики. Хорошо стимулирует ребенка ритмическая негромкая музыка. Если он плохо включается в упражнения по развитию моторики, то вначале используются игры с перевоплощением (ребенок ходит, подражая петуху, цапле, лисе и т.д.). Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, дрели. Родители должны по возможности исключить все то, что может травмировать психику ребенка.
С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним нужно теплым, ровным тоном, «воркуя», голосом, интонацией регулируя поведение ребенка. Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, искупать сначала в красивой, подкрашенной экстрактами воде резиновую игрушку. Аутичные дети не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах, чаще всего они предпочитают спокойных, уравновешенных людей.
Прививая навыки самообслуживания, нужно стараться создавать атмосферу спокойствия, исключать травмирующие предметы, избегать резких звуков и движений, постоянно подбадривать ребенка, вселять чувство уверенности. Обучая ребенка навыкам одевания и раздевания, взрослые должны проявлять большое терпение. В особо тяжелых случаях, когда ребенок оказывает сопротивление одевающему его, можно использовать тихое пение. Прививая навыки приема пищи, родителям необходимо соблюдать режим питания, давать пищу ребенку в одни и те же часы за одним и тем же столом, использовать любимую им посуду. К новому блюду ребенка нужно приучать исподволь, без принуждения, после еды желательно привлекать к уборке посуды. Особо важным моментом являются специальные занятия, развивающие познавательную сферу ребенка: ручной труд, изобразительная деятельность, развитие речи, счет, чтение художественной литературы (35).
Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом
Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть в перспективе ребенка социально защищенным, хоть в малой степени социально адаптированным — большой стимул. Взрослые не только учат ребенка, они многое постигают сами: учатся терпеливо ждать результата, находить новые приемы, способы обучения, новые стимулы.
Развитие речи у детей с аутизмом в семье
Для детей с РДА характерны следующие особенности речевого развития: нарушение коммуникативной функции речи, эхолалии (чаще отсроченные), отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений, неразвитость диалога, своеобразное нарушение просодики, неологизмы, склонность к автономной речи.
Основные задачи работы по развитию речи у детей сРДА таковы: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре, развитие речи в обучающей ситуации.
При установлении контакта с аутичным ребенком необходимо соблюдать следующие правила: обращаться к ребенку на доступном ему эмоциональном уровне; не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы; необходимо создать комфортную, эмоционально и сенсорно щадящую обстановку, исключить ситуации, требующие каких-либо запретов; обращаться к ребенку лучше опосредованно, используя комментирующую речь.
С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создать моменты эмоционально-аффективного подъема, вовлекать его в речевую деятельность. Содержание этой работы зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Формирование спонтанной речи здоровых детей на ранних этапах происходит в свободном речевом общении при ознакомлении с окружающим миром, в игре, в быту и т.д. У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи следует начинать как можно раньше. При обучении навыкам самообслуживания в процессе посильной
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом
бытовой деятельности взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребенка, что позволяет преодолеть разрыв между практикой и речью. Те же цели преследует проговаривание предстоящих или прошедших событий сучастием ребенка. Особое внимание необходимо обращать на те слова, восклицания и фразы, которые вызывают у аутич-ного ребенка наиболее яркую, живую реакцию.
У детей, страдающих РДА, игра стереотипна, часто носит характер манипуляций с неигровыми предметами. Игроте-panuu отводится центральное место в коррекции речевых расстройств при РДА. Отправной точкой в такой работе являются имеющиеся у ребенка аутистические игры и речь, их сопровождающая. Родителям следует включаться в игру ребенка на речевом уровне; осторожно, без давления взять инициативу в игре на себя; ненавязчиво и строго дозирован-но усложнять речевое оформление игры. Речевую активность в ходе игры могут стимулировать стихи и песни.
Развитие речи в обучающей ситуации предполагает формирование правильной связной речи, особенно диалогической, обогащение словаря, развитие правильных грамматических навыков, звукового оформления речи, отработку интонационно-смысловых оттенков. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от состояния тонкой пальцевой моторики. Поскольку и общая, и тонкая моторика у детей с РДА нарушена, то необходимо вводить занятия по развитию общей и тонкой моторики, например, изобразительную деятельность, физические упражнения. Наиболее многопланово коррекционное воздействие занятий по ручному труду. Для развития речи в обучающей ситуации необходимо также формировать навыки чтения и письма. Как показывает опыт, развитие речи возможно даже у детей, полностью отказывающихся от речевого общения, если работа начинается еще в предшкольном возрасте. Хороший результат дает опосредованное речевоевзаимодействие с ребенком с помощью телефона, пишущей машинки или компьютера.
Развитие речи у детей с РДА требует ранней последовательной коррекционной работы. Начальные этапы работы проводятся индивидуально, втесном взаимодействии ро-
дителей, педагогов, психологов и врачей-психиатров. Важнейшими задачами коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите роль семьи в комплексной программе реабилитации детей с ограниченными возможностями.
2. Перечислите основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
3. Каковы основные направления психотерапевтической работы с семьей ребенка с проблемами в развитии?
4. Обоснуйте необходимость и направленность этапов развития речи у ребенка с различными отклонениями в развитии.
5. Определите направленность коррекционного семейного воспитания при формировании и коррекции речи и речевого общения у детей с различными отклонениями в развитии.
6. Дайте сравнительный анализ возможностей оказания логопедической помощи детям с различными ограничениями жизнедеятельности в условиях семейного воспитания.
7. Определите роль семьи в социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.
8. Раскройте возможности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии на дому и в специальных образовательных учреждениях.
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Литература_________________________________
1. Акош, М. Акош. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей. — М., 1997.
2. Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. — М., 1993.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.
4. Буянов М.И. Нервный ребенок. — М., 1997.
5. Венгер АА., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
6. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. — 1982. — № 5. — С. 64-68.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.— Собр. соч.: В 6 т. — Т.5. — М., 1983.
8. Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.
9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992.
10. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. — М., 1996.
11. Ермаков В. П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990.
12. Если ваш ребенок не такой, как другие... Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И.Волжиной. — М., 1997.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
14. Забрамная С Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. — М., 1993.
15. Игнатьева С А. Социально-логопедический аспект семейного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124.
Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом
16. Ипполитова МЛ., Мастюкова ЕМ., Бабенкова РД. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1981.
17. Катаева АА., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.
18. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. — М., 1989.
19. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — НВТ «БИМК-Д», 1998.
20.Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать! — М., 1990.
21.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
22.МаллаевД.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. — М., 1992.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М., 1997.
24.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., 1991.
25.Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.
26. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990.— № 5. — С. 59-66.
27.Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999.
28.Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. — М., 1988.
29.Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. A.M. Панова. — М., 1997.
30.Российская энциклопедия социальной работы. В2-х т. — М., 1997.
31.Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
32.Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994.
33.Солнцева Л.И., Хорош. СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1988.
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Словарь логопедических терминов
34. СпиваковскаяА.С. Трудно быть родителем. — М., 1986.
35. Ульянова Р.К. Организация поведения ребенка, страдающего ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 81-83.
36. ФурутанАЛ. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. — М., 1992.
37. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3.-
С.88-93.
38. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития
речи. — М., 1988.
39. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965.
40. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
41. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.
■ |