Особенности развития речи детей, страдающих ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром и более всего — с человеком. Основной признак аутизма, не­контактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного кризиса.

Отсутствие общения, а следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социаль­ной адаптации. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значи­тельной степени зависит от времени начала психолого-педа­гогической коррекции и лечения.

Аутизм у детей дошкольного возраста проявляется как нарушение общения с окружающими. Иногда у них может проявляться избирательный интерес к отдельным людям, за­частую констатируется большая зависимость от матери. Но в целом дети мало доступны контактам. Все их поведение нео­бычно, часто неадекватно ситуации, у многих из них наблю­даются страхи, специфические нарушения моторики и речи.

У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смот­рит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взя­ли на руки. На всех этапах своего развития ребенок с РДА в общении с окружающими не пользуется мимикой и жеста­ми, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи. Он стремится избегать контак­та с другими людьми, ни на кого не смотрит, не общается с окружающими, отличаясь повышенной ранимостью, впе­чатлительностью, неадекватной реакцией на окружающее.

Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом

Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников, зато чрезмерно болезненно и воз­бужденно реагирует даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате. Характерной особенно­стью всех детей с аутизмом является склонность к однооб­разным формам поведения, привязанность к одним и тем же предметам, обстановке. Для них свойственны разнооб­разные нарушения психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, неловкости, а с другой — в появлении однообразных, стереотипных движе­ний в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягива­ний, подпрыгивании, вращающих движений кистями рук около наружных углов глаз, усиливающихся при волнении, при попытках взрослого вступить в контакт с ребенком. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливос­тью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривает­ся как болезненно обостренный инстинкт самосохранения.

Интеллектуальное развитие этих детей крайне разно­образно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускорен­ным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается как частичная или общая одарен­ность, так и умственная отсталость. У аутичных детей на­блюдается снижение психического тонуса. Они не выдержи­вают даже небольшого напряжения, быстро истощаются, пресыщаются, что крайне затрудняет с ними работу.

Среди характерных признаков РДА большое место зани­мают нарушения речи, которые отражают основную специ­фику аутизма, а именно — несформированность коммуника­тивного поведения. Вне зависимости от срока появления речи и уровня ее развития ребенок не использует речь как средство общения, редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих, и в том числе близких для него людей. В то же время у него может интенсивно раз­виваться «автономная речь», «речь для себя». Обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя во втором или в третьем





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких людей, предметы, к которым ребенок испытывает страх, навязчивый интерес и т.п.

В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизме на самых ранних этапах может развивать­ся нормально иди даже ускоренно. Затем (обычно до 30 меся­цев) она начинает постепенно утрачиваться: ребенок пере­стает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне.

При РДА в доречевом периоде часто отсутствует лепет и слабо развито подражание. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя понимает обращенную речь. В на­чале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте.

Различные варианты аутистического поведения могут формироваться вторично у детей с тяжелыми формами на­рушений речи и слуха. Важность своевременной дифферен­циации объясняется еще и тем, что дети с РДА составляют группу риска развития тяжелого психического заболева­ния — детской шизофрении.

Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варь­ируются: в более легких случаях ребенок может быть изби­рательно контактен в привычной для него ситуации и край­не заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних. В наиболее тяжелых случаях он полностью иг­норирует окружающих, не замечает их. Типичными для де­тей с аутизмом являются эхолалии, при этом дети предпочи­тают повторять абстрактные, мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием. Иногда речь аутичного ребенка напоминает речь радио- или телекомментатора, наблюдает­ся синдром «попугайной речи». Голос обычно монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться от­дельными выкриками, визгом. Ребенок говорит как бы для себя или сам с собой. Фонетическая сторона речи может быть относительно сохранна (23).

Наши рекомендации