Особенности развития речи детей, страдающих ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм (РДА) — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром и более всего — с человеком. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного кризиса.
Отсутствие общения, а следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.
Аутизм у детей дошкольного возраста проявляется как нарушение общения с окружающими. Иногда у них может проявляться избирательный интерес к отдельным людям, зачастую констатируется большая зависимость от матери. Но в целом дети мало доступны контактам. Все их поведение необычно, часто неадекватно ситуации, у многих из них наблюдаются страхи, специфические нарушения моторики и речи.
У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. На всех этапах своего развития ребенок с РДА в общении с окружающими не пользуется мимикой и жестами, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи. Он стремится избегать контакта с другими людьми, ни на кого не смотрит, не общается с окружающими, отличаясь повышенной ранимостью, впечатлительностью, неадекватной реакцией на окружающее.
Особенности развития речи детей, страдающих ... детским аутизмом
Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников, зато чрезмерно болезненно и возбужденно реагирует даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате. Характерной особенностью всех детей с аутизмом является склонность к однообразным формам поведения, привязанность к одним и тем же предметам, обстановке. Для них свойственны разнообразные нарушения психомоторики, которые проявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, неловкости, а с другой — в появлении однообразных, стереотипных движений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, подпрыгивании, вращающих движений кистями рук около наружных углов глаз, усиливающихся при волнении, при попытках взрослого вступить в контакт с ребенком. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость. У аутичных детей наблюдается снижение психического тонуса. Они не выдерживают даже небольшого напряжения, быстро истощаются, пресыщаются, что крайне затрудняет с ними работу.
Среди характерных признаков РДА большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Вне зависимости от срока появления речи и уровня ее развития ребенок не использует речь как средство общения, редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих, и в том числе близких для него людей. В то же время у него может интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя». Обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце слова или фразы, длительное называние себя во втором или в третьем
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких людей, предметы, к которым ребенок испытывает страх, навязчивый интерес и т.п.
В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизме на самых ранних этапах может развиваться нормально иди даже ускоренно. Затем (обычно до 30 месяцев) она начинает постепенно утрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне.
При РДА в доречевом периоде часто отсутствует лепет и слабо развито подражание. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя понимает обращенную речь. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте.
Различные варианты аутистического поведения могут формироваться вторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важность своевременной дифференциации объясняется еще и тем, что дети с РДА составляют группу риска развития тяжелого психического заболевания — детской шизофрении.
Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируются: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их. Типичными для детей с аутизмом являются эхолалии, при этом дети предпочитают повторять абстрактные, мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием. Иногда речь аутичного ребенка напоминает речь радио- или телекомментатора, наблюдается синдром «попугайной речи». Голос обычно монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться отдельными выкриками, визгом. Ребенок говорит как бы для себя или сам с собой. Фонетическая сторона речи может быть относительно сохранна (23).