Условия для развития слухового восприятия в семье.

Вбольшинстве своем у детей с нарушением слуха есть остатки слуха, которые становятся базой формирования их речи, позволяют им относительно свободно воспринимать речь окружающих с помощью двух каналов — зрительного и слухового, т.е. путем чтения речи с лица говорящего и од­новременного слушания с помощью слухового аппарата. Индивидуальный слуховой аппарат должен быть обязатель­ной принадлежностью, «частью тела» ребенка с нарушен-

Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха

ным слухом — и неслышащего, и слабослышащего. Сохран­ный слух слабослышащих детей позволяет им под влиянием обучения с помощью электроакустической аппаратуры на­учиться слышать: понимать на слух с аппаратом (или без него, но на ограниченном расстоянии) речь и в диалоге, и в тематической групповой беседе, и из речевого потока.

Если дети не попадают в систему слухового воспитания, то их возможности для развития слухового восприятия, ре­чевого слуха остаются нереализованными, и мы имеем дело с прогрессирующей функциональной глухотой. К развитию слухового восприятия детей подходят по-разному, от этого зависит дальнейшее социальное самосознание человека и его положение в обществе. Два подхода являются бесперспек­тивными и дискредитирующими саму идею о возможности и необходимости развития речевого слуха. Это, во-первых, распространенное мнение, что достаточно «надеть» на ребен­ка слуховой аппарат, и его развитие пойдет естественным путем. Во-вторых, развитие слухового восприятия отожде­ствляется с механическим тренингом — повторением наго­вариваемого взрослым речевого материала без систематичес­кой работы над пониманием услышанного.

Слуховое восприятие детей с нарушением слуха должно стать предметом специальной заботы взрослых. Условия для его развития необходимо создавать в семье с того момен­та, когда у ребенка обнаруживается этот дефект. Чем раньше установлен факт нарушения, чем раньше начинается воздей­ствие на всю слухоречевую систему, тем эффективнее оказы­вается результат воспитания и обучения ребенка, возможно­сти его социальной адаптации. Оптимальным условием психического и слухо-речевого развития детей является обеспечение бинаурального (обоими ушами) восприятия, что достигается наличием двух слуховых аппаратов (заушных, карманных) или одного карманного аппарата с двумя микро­фонами для каждого уха.

Независимо от того, с какого возраста начинается обу­чение каждого ребенка, он должен пройти те же стадии доречевого развития устной речи, через которые прохо­дитслышащий ребенок. Известно, что вокализации мла­денцев сопровождаются теми или иными движениями —






10—1329



Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

ножек, ручек, тела. Эта же модель применяется при фор­мировании речи у детей с нарушениями слуха с первых дней их обучения и на протяжении многих лет. Взрослые начинают создавать новый для глухих и неговорящих сла­бослышащих детей комплекс связей — макродвижений тела, микродвижений рече-голосового аппарата и глаз, слуховых ощущений. Находясь перед глазами ребенка, имеющего слуховой аппарат, взрослый сам энергично приводит в ритмичные движения руки или ноги малыша синхронно своему говорению. Детей более старшего возра­ста наряду с этими приемами учат самих подражать дви­жениям и речи взрослых (фонетическая ритмика). Такие «разговоры» с детьми должны быть очень непродолжи­тельными, но регулярными — в течение дня их можно повторять не менее трех-четырех раз.

С детьми следует много говорить, причем тон взрослых должен быть неизменно доброжелательным, мягким, разно­образно окрашенным. Родителям и близким ребенка нужно сопровождать речью, оречевлять те действия, которые взрослые помогают осуществлять ребенку или которые ребе­нок осуществляет сам в данный момент. Многочасовое пре­бывание ребенка в атмосфере звучащей речи ведет к посте­пенному увеличению объема речевого дыхания детей, так как под влиянием общения ребенка с взрослым работа дыха­тельной системы ребенка подстраивается к работе дыхатель­ной системы взрослого. Родителям надо петь для детей — на­певать простые мелодии с ритмично повторяющимися частями, колыбельные, песенки. Этот начальный период обучения имеет принципиальное значение для дальнейшего речевого развития детей, способствует возникновению у де­тей «комплекса речевого оживления».

В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько ста­дий, начиная с ощущения речевых звучаний, различения материала и кончая восприятием на слух незнакомого рече­вого материала. Сначала дети должны научиться по нерече­вому сигналу, воспринятому только на слух, прерывать свою деятельность и переходить к выполнению других дей­ствий. В качестве неречевых звуковых раздражителей мож-

Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха

но использовать крышки от кастрюль, ложки, музыкальные инструменты.

Затем взрослые переходят к речевым сигналам:много­кратным произнесениям слогов, словосочетаний. Поначалу дети воспринимают сигналы слухо-зрительно, а позже — только на слух, в дальнейшем они прослушивают разные слова и их звучания на разном расстоянии, которое регуляр­но фиксируется для контроля динамики развития слухово­го ощущения речи.

На следующей стадии — слухового различения речевых и неречевых звучаний, дети должны на слух отличить зву­чание одного комплекса звуков от звучания другого и соот­нести каждый комплекс с объектом, им обозначаемым. Очень важно, чтобы они сами смогли пройти сложный инди­видуальный путь проб и ошибок, найти ориентиры, которые помогают им идентифицировать услышанное и сказанное. Если эти ориентиры даются детям «сверху», представляя собой правила узнавания слов на слух, путь развития слухо­вого восприятия является формальным. Искусственное про­изнесение слов не свойственно нормальному общению лю­дей, поэтому таким способом дети не научатся понимать естественную речь ни на слух, ни слухо-зрительно. Необхо­димо из речевого потока, речевого шума, в котором уже жи­вут дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, отобрать отдельные слова, звучание которых дети учатся слушать, легкие для устного воспроизведения, но интересные и значи­мые для детей («Ав-ав, мяу, Ляля» и др.) Взрослые должны вести «слуховые словари», куда заносится любое слово, фра­за, текст, прослушиваемые на занятиях.

Слуховое восприятие обеспечивается работой речевого аппарата. Чтобы сформировать слухо-речевые связи, необ­ходимо воспитывать у детей умение сразу после прослуши­вания реагировать голосом, речевой реакцией на любой ре­чевой сигнал, стимулируя повторение сказанного. Таким образом, на занятиях по развитию слухового восприятия и речевого слуха действия каждого ребенка имеют такую пос­ледовательность: услышал — повторил - обнаружил свое по­нимание услышанного и сказанного. Восприятие речи не­разрывно связано с проблемой понимания речи, поэтому





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения



мирования и развития речевого слуха и речевого общения (причем от образовательного уровня родителей результаты обучения и уровень социальной адаптации не зависят). Ро­дители должны сделать все для обеспечения полноценного развития ребенка, чтобы он мог вырасти свободным челове­ком, не чувствующим себя зависимым от другого человека (в частности, переводчика) (20).

Социальная адаптация детей и подростков с нарушением слуха во многом зависит от отношения и поведения людей из их ближайшего окружения. И в этом смысле главным тор­мозом в ее реализации является типичная ошибка в воспита­нии больного ребенка — излишняя опека, которая мешает ему самостоятельно принимать решения, проявлять иници­ативу. Наиболее высокой степенью общественной адаптации обладают дети с внутренним динамизмом, умением преодо­левать трудности, умением «властвовать собой» в ситуациях неуместной реакции на дефект здоровых людей. Выдаю­щийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал: «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрыва­ет его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи лич­ности» (7, с. 77).


Наши рекомендации