Условия для развития слухового восприятия в семье.
Вбольшинстве своем у детей с нарушением слуха есть остатки слуха, которые становятся базой формирования их речи, позволяют им относительно свободно воспринимать речь окружающих с помощью двух каналов — зрительного и слухового, т.е. путем чтения речи с лица говорящего и одновременного слушания с помощью слухового аппарата. Индивидуальный слуховой аппарат должен быть обязательной принадлежностью, «частью тела» ребенка с нарушен-
Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха
ным слухом — и неслышащего, и слабослышащего. Сохранный слух слабослышащих детей позволяет им под влиянием обучения с помощью электроакустической аппаратуры научиться слышать: понимать на слух с аппаратом (или без него, но на ограниченном расстоянии) речь и в диалоге, и в тематической групповой беседе, и из речевого потока.
Если дети не попадают в систему слухового воспитания, то их возможности для развития слухового восприятия, речевого слуха остаются нереализованными, и мы имеем дело с прогрессирующей функциональной глухотой. К развитию слухового восприятия детей подходят по-разному, от этого зависит дальнейшее социальное самосознание человека и его положение в обществе. Два подхода являются бесперспективными и дискредитирующими саму идею о возможности и необходимости развития речевого слуха. Это, во-первых, распространенное мнение, что достаточно «надеть» на ребенка слуховой аппарат, и его развитие пойдет естественным путем. Во-вторых, развитие слухового восприятия отождествляется с механическим тренингом — повторением наговариваемого взрослым речевого материала без систематической работы над пониманием услышанного.
Слуховое восприятие детей с нарушением слуха должно стать предметом специальной заботы взрослых. Условия для его развития необходимо создавать в семье с того момента, когда у ребенка обнаруживается этот дефект. Чем раньше установлен факт нарушения, чем раньше начинается воздействие на всю слухоречевую систему, тем эффективнее оказывается результат воспитания и обучения ребенка, возможности его социальной адаптации. Оптимальным условием психического и слухо-речевого развития детей является обеспечение бинаурального (обоими ушами) восприятия, что достигается наличием двух слуховых аппаратов (заушных, карманных) или одного карманного аппарата с двумя микрофонами для каждого уха.
Независимо от того, с какого возраста начинается обучение каждого ребенка, он должен пройти те же стадии доречевого развития устной речи, через которые проходитслышащий ребенок. Известно, что вокализации младенцев сопровождаются теми или иными движениями —
10—1329
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
ножек, ручек, тела. Эта же модель применяется при формировании речи у детей с нарушениями слуха с первых дней их обучения и на протяжении многих лет. Взрослые начинают создавать новый для глухих и неговорящих слабослышащих детей комплекс связей — макродвижений тела, микродвижений рече-голосового аппарата и глаз, слуховых ощущений. Находясь перед глазами ребенка, имеющего слуховой аппарат, взрослый сам энергично приводит в ритмичные движения руки или ноги малыша синхронно своему говорению. Детей более старшего возраста наряду с этими приемами учат самих подражать движениям и речи взрослых (фонетическая ритмика). Такие «разговоры» с детьми должны быть очень непродолжительными, но регулярными — в течение дня их можно повторять не менее трех-четырех раз.
С детьми следует много говорить, причем тон взрослых должен быть неизменно доброжелательным, мягким, разнообразно окрашенным. Родителям и близким ребенка нужно сопровождать речью, оречевлять те действия, которые взрослые помогают осуществлять ребенку или которые ребенок осуществляет сам в данный момент. Многочасовое пребывание ребенка в атмосфере звучащей речи ведет к постепенному увеличению объема речевого дыхания детей, так как под влиянием общения ребенка с взрослым работа дыхательной системы ребенка подстраивается к работе дыхательной системы взрослого. Родителям надо петь для детей — напевать простые мелодии с ритмично повторяющимися частями, колыбельные, песенки. Этот начальный период обучения имеет принципиальное значение для дальнейшего речевого развития детей, способствует возникновению у детей «комплекса речевого оживления».
В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, различения материала и кончая восприятием на слух незнакомого речевого материала. Сначала дети должны научиться по неречевому сигналу, воспринятому только на слух, прерывать свою деятельность и переходить к выполнению других действий. В качестве неречевых звуковых раздражителей мож-
Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха
но использовать крышки от кастрюль, ложки, музыкальные инструменты.
Затем взрослые переходят к речевым сигналам:многократным произнесениям слогов, словосочетаний. Поначалу дети воспринимают сигналы слухо-зрительно, а позже — только на слух, в дальнейшем они прослушивают разные слова и их звучания на разном расстоянии, которое регулярно фиксируется для контроля динамики развития слухового ощущения речи.
На следующей стадии — слухового различения речевых и неречевых звучаний, дети должны на слух отличить звучание одного комплекса звуков от звучания другого и соотнести каждый комплекс с объектом, им обозначаемым. Очень важно, чтобы они сами смогли пройти сложный индивидуальный путь проб и ошибок, найти ориентиры, которые помогают им идентифицировать услышанное и сказанное. Если эти ориентиры даются детям «сверху», представляя собой правила узнавания слов на слух, путь развития слухового восприятия является формальным. Искусственное произнесение слов не свойственно нормальному общению людей, поэтому таким способом дети не научатся понимать естественную речь ни на слух, ни слухо-зрительно. Необходимо из речевого потока, речевого шума, в котором уже живут дети, пользующиеся слуховыми аппаратами, отобрать отдельные слова, звучание которых дети учатся слушать, легкие для устного воспроизведения, но интересные и значимые для детей («Ав-ав, мяу, Ляля» и др.) Взрослые должны вести «слуховые словари», куда заносится любое слово, фраза, текст, прослушиваемые на занятиях.
Слуховое восприятие обеспечивается работой речевого аппарата. Чтобы сформировать слухо-речевые связи, необходимо воспитывать у детей умение сразу после прослушивания реагировать голосом, речевой реакцией на любой речевой сигнал, стимулируя повторение сказанного. Таким образом, на занятиях по развитию слухового восприятия и речевого слуха действия каждого ребенка имеют такую последовательность: услышал — повторил - обнаружил свое понимание услышанного и сказанного. Восприятие речи неразрывно связано с проблемой понимания речи, поэтому
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
мирования и развития речевого слуха и речевого общения (причем от образовательного уровня родителей результаты обучения и уровень социальной адаптации не зависят). Родители должны сделать все для обеспечения полноценного развития ребенка, чтобы он мог вырасти свободным человеком, не чувствующим себя зависимым от другого человека (в частности, переводчика) (20).
Социальная адаптация детей и подростков с нарушением слуха во многом зависит от отношения и поведения людей из их ближайшего окружения. И в этом смысле главным тормозом в ее реализации является типичная ошибка в воспитании больного ребенка — излишняя опека, которая мешает ему самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. Наиболее высокой степенью общественной адаптации обладают дети с внутренним динамизмом, умением преодолевать трудности, умением «властвовать собой» в ситуациях неуместной реакции на дефект здоровых людей. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал: «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» (7, с. 77).
■ |