Проблемы семейной педагогики, социальной адаптации и реабилитации детей с церебральным параличом

В настоящее время особую важность и актуальность при­обретают проблемы социальной адаптации детей с ДЦП всвете происходящих перемен в обществе, гуманизации обра­зования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможно­стями. В контексте этой личностно ориентированной кон­цепции человек с ограниченными возможностями или спе­цифическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентиро-



Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Особенности развития

... речи у детей с церебральным параличом



ванных на создание ему условий (в том числе и педагогичес­ких) для максимально полной самоактуализации его лично­сти, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество.

Физические недостатки, глубина осознания и пережива­ния своего недуга, отношения с окружающими, семейный статус обычно вызывают нарушения всей системы соци­альных отношений. У ребенка с церебральным параличом возникают серьезные трудности приспособления к обычным требованиям окружающей среды, т.е. дезадаптация. Деза­даптация или неприспособленность определяется как «зат­руднения, с которыми сталкивается индивид, не получаю­щий специальной помощи, при включении в среду, где он живет, или, под другим углом зрения, затруднения, мешаю­щие ребенку проявить себя как другие» (Ж. Нере).

Высокий уровень эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе и при ДЦП, возможен при организации комплексной медико-психоло­го-педагогической системы реабилитации, внедрении но­вейших достижений научно-практической работы с этими детьми, а также изменении общественного мнения и осо­бенно — мнения людей, непосредственно взаимодействую­щих с детьми (родителей, учителей, воспитателей и др.), в сторону гуманного, нацеленного на помощь и поддержку, но не на изоляцию и пренебрежение нуждами и без того страдающих детей.

В стране недостаточно разработаны правовые нормы, нет гарантированных прав для ребенка с церебральным парали­чом и его семьи на социальную защиту и реабилитацию. Да­леко не все семьи могут обеспечить полноценные условия жизни, лечение, необходимые в разной мере ребенку с нару­шениями опорно-двигательного аппарата. Долголетнее и ежедневное лечение, реабилитация с самого рождения ре­бенка требует дополнительных каждодневных расходов; актуальна проблема подвоза ребенка к месту реабилитации для семьи, не имеющей индивидуального транспорта.

Несчастье, обрушившееся на ребенка, безнадежность положения, невозможность для многих мам работать на­кладывают тяжелый отпечаток на их душевное состояние,

которое усугубляется тем, что в семьях значительно сни­жается материальное обеспечение, а некоторые и вовсе ру­шатся, не выдержав испытаний. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями крайне нуждается в соци­альной защите, в моральной поддержке окружающих лю­дей и общества.

В настоящее время и в нашей стране расширяется сеть ассоциаций родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в том числе и с ДЦП, где осуществляется обмен опытом, устанавливаются контакты с родителями с анало­гичными проблемами, оказывается морально-нравственная помощь и поддержка. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больно­го ребенка, сохраняла активные контакты с друзьями, кол­легами, с миром, что способствует как социальной адапта­ции ребенка с церебральным параличом, так и гуманизации общества, формируя у его членов правильное отношение к ребенку с ограниченными возможностями и его семье, со­чувствие и желание оказывать помощь.

Основными задачами родителей при реализации инди­видуальной программы комплексной реабилитации ребенка с церебральным параличом являются:

— создание дома спокойной, доброжелательной по отно­шению к ребенку внутрисемейной атмосферы с режим­ными ограничениями и особенностями, рекомендован­ными ребенку специалистами;

— обеспечение режима питания, своевременного приема предписанных ребенку медикаментозных средств;

— овладение техникой различных видов массажа, специ­альных упражнений лечебной физкультуры, специаль­ных физиотерапевтических процедур и ее применение по медицинским предписаниям;

— освоение технологии применения и использования по медицинским предписаниям специальных приспособле­ний (укладок, шин и т.п.);

— овладение основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях заня­тий по развитию у ребенка необходимых психомотор­ных функций;





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

— участие в деятельности общественных объединений ро­дителей детей-инвалидов.

Основными направлениями развития личности ребенка с ДЦП в семье являются: максимально возможное развитие двигательных функций, навыков самообслуживания, гиги­ены, передвижения, труда; развитие речи, мелкой и общей моторики, умственное развитие с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей ребенка; формиро­вание активной жизненной позиции; подготовка к школе; ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности; психологическая подготовка и осозна­ние своего будущего места в обществе, значения своей лич­ности (19).

Воспитание ребенка с церебральным параличом в се­мье представляет нередко большие сложности. Воспитание по типу гиперопеки усиливает у детей с церебральным пара­личом астенодинамический синдром: дети становятся вялы­ми, заторможенными, с трудом начинают выполнять зада­ния, двигаться, говорить. В процессе воспитания необходимо учитывать и корригировать особенности эмоци­онально-волевой сферы детей с ДЦП: эмоциональную неус­тойчивость, напряженность, фрустрированность, недоста­точную общительность, которые снижают социальную адекватность поведения у больных детей.

В микросреде, т.е. в семье и в детском коллективе, необ­ходима нормальная для больного ребенка обстановка с обя­зательным уважительно-требовательным отношением к нему со стороны родителей и обслуживающего персонала.

Система коррекционного воспитания должна начинаться как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Разви­тие сенсомоторных функций ребенка в их взаимосвязи в про­цессе эмоционально-положительного общения ребенка с ма­терью является основой формирования всех психических функций и успешно осуществляется при реализации воз­можностей кондуктивной педагогики, созданной выдаю­щимся венгерским врачом и педагогом А. Пете (1893-1967).

Кондуктивная педагогика — это образ жизни, основан­ный на интенсивной кооперации между ребенком и матерью (или другим близким ребенку человеком), где центральная

Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом

роль отведена мотивации. Основное внимание в кондуктив­ной педагогике отводится медико-педагогической коррек­ции, осуществляемой в процессе повседневной жизни.

Кондуктивная педагогика стремится восстановить поте­рянную «ортофункцию» (нормальную двигательную функ­цию), и человек постепенно социализируется. Авторы кни­ги «Кондуктивная педагогика» М. Акош и К. Акош термин «церебральная дисфункция» объясняют следующим обра­зом: «Человек с нормальной двигательной функцией харак­теризуется общей способностью к адаптации или обучению, что позволяет ему в течение жизни сознательно приспосаб­ливаться во все возрастающей степени к природной и соци­альной среде... У людей с церебральной дисфункцией эта общая способность к адаптации снижена или вообще потеря­на... Они не могут научиться приспосабливаться к новым обстоятельствам» (1, с. 7-8).

Одновременно с самого начала повседневная деятель­ность ребенка адаптируется к «нормальному образу жизни», характерному для его возрастной группы. Главная роль от­водится взаимодействию матери и ребенка. То, что нужноребенку, не является, строго говоря, лечением, прямо на­правленным на уменьшение его дисфункции. Ребенок полу­чает помощь опосредованно через свою мать. В ходе занятий осваиваются различные виды деятельности: подъем, одева­ние, умывание, питание и др.; преодолеваются психологи­ческие проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость и др.).

Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздей­ствия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движений. Методика на­шла свое применение во многих странах мира, с ее помощью осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии мото­рики, речи и произвольной регуляции поведения. При эмо­ционально-положительном взаимодействии взрослого с ре­бенком формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инст­рукциям в знакомых словосочетаниях. Простые инструкции произносятся, одновременно показываются обозначаемые ими действия, помогающие ребенку их выполнять («ладуш-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

ки», «до свидания» и т.п.). Условиями для обучения детей с двигательными нарушениями являются активная деятель­ность детей, их стремление к цели, мотивация и удовлетво­ренность при использовании специального оборудования: погремушек, кружек для питья с двумя ручками, деревян­ных откидных подставок с планками, стульев со спинкой в виде лесенки и др. (2).

При ДЦП частота речевых расстройств составляет 80% , чаще всего у детей возникают тяжелые речевые на­рушения — дизартрии. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от ло­кализации и тяжести поражения мозга, от вторичного не­доразвития или более позднего формирования отделов коры головного мозга, наиболее интенсивно развиваю­щихся уже после рождения. Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограни­чением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами.

Ошибки воспитания (гиперопека и др.) могут еще более усугублять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реак­тивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке со­здают неблагоприятные предпосылки для развития речи.

У детей с церебральным параличом отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К ним относятся ограниченная подвиж­ность мышц языка и губ, насильственные движения, затруд­няющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голо-сообразования.

Стимуляция речевого развития у детей раннего возра­ста в семье тесно связана с развитием предметно-манипуля-тивной и игровой деятельности. Ребенка учат умению мани­пулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений

Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом

слов. Взрослый показывает и кратко комментирует свои дей­ствия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впе­чатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торо­пить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Требования типа «скажи», «по­втори» могут вызвать у детей повышение мышечного тону­са, усиление насильственных движений, способствовать воз­никновению страха речевого общения.

Для развития слухового внимания используют специаль­ные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих звуки игрушках и предметах. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями и по­лученные представления закрепляют в игре. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный мо­мент (13).

Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральным параличом должны быть индивидуализиро­ваны с учетом формы и тяжести заболевания, состояния ин­теллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.




9—1329

Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Коррекционная направленность семейного воспитания...



 

Наши рекомендации