Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии
Семья — своеобразный микросоциум, испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций семьи особо выделяется функция социализации,направленная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере.
В Конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в нашей стране в 1990 году, подчеркивается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть предоставлена необходимая защита и содействие.
Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии сразу ставит ее на уровень семей, испытывающих серьезные социальные затруднения, приводит к возникновению или обострению внутренних проблем, реформирует межличностные отношения между членами семьи, нарушает ее социальные связи. Многолетние настойчивые усилия родителей по устранению или компенсации того или иного первичного нарушения в развитии своего ребенка и по профилактике его последствий, их терпение и выдержка, стимулируемые любовью к ребенку, помимо непосредственного результата — улучшения состояния ребенка — имеют и социально значимый результат — социальную адаптацию ребенка и его интеграцию в общество.
Сегодня дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической. Только взаимосогласованные действия семьи и общества могут способствовать реабилитации
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
и адаптации детей с проблемами в развитии к своему социальному окружению.
Узнав о рождении ребенка с каким-либо отклонением, родители испытывают подчас противоречивые чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. То, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, способна ли она запросить и получить помощь, определяет в значительной мере выбранный ею путь. Стратегия поведения, которую семья избирает в ситуации кризиса, связана с ее жизненной философией. Например, «Мы владеем ситуацией, несмотря ни на что» или «Будь, что будет, все равно от судьбы не уйдешь». Такой фатализм может сформировать пассивность в отношении лечения, образования и включения ребенка в общество, но может быть и следствием стрессовой ситуации, когда сил у семьи оказывается недостаточно. Сохранить здоровую атмосферу семьи поможет достойное принятие особенностей жизни в семье, связанных с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, недопустимость семейной атмосферы отчаяния, пессимизма, безнадежности, приводящей к ущербности всех членов семьи, к ее распаду и отдалению родственников.
У семьи, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребенка, страх за его дальнейшую судьбу; психологическая дезадаптация родителей; поиски ответов на вопросы: кто виноват в рождении такого ребенка?; отказываться ли от больного ребенка и помещать ли его в стационарное учреждение?— и др. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями нарушает процесс разви-тия семьи, дестабилизирует внутрисемейные отношения, со-здает угрозу распада семьи. С появлением ребенка-инвали-да возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества.
Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность со-циальной и морально-психологической поддержки таких семей, хотя в последние годы в стране наметилась тенден-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
ция к улучшению. Совершенствуется нормативно-правовая база социальной поддержки семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограничениями жизнедеятельности, вводятся в систему социальной защиты работники социальных служб, готовятся социальные работники для осуществления различных видов поддержки семей, имеющих детей с проблемами в развитии, и др.
Очевидна необходимость действенного просвещения родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы, привлечение благотворительных организаций, расширение сети негосударственных учреждений в помощь государственным для более полного охвата детей с проблемами в развитии реабилитационными мероприятиями. Только правильное отношение общества к проблемам такой семьи, развитая сеть социальной помощи могут обеспечить нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Установлено, что семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений(12).
Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, эмоциональной адаптацией, информированием других членов семьи о случившемся. Некоторые отклонения становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, другие диагностируются в более старшем возрасте. Первой реакцией семьи на диагноз врачей может быть шок, невроз, отчаяние, депрессия, поиски виновных в происшедшем, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации.
Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребенка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь опреде-
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
ляющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребенку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами проблемных семей.
Третий период испытаний для семьи — поступление ребенка в школу, уточнение формы обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), хлопоты по устройству внешкольной деятельности. Семья как бы «выходит на публику», проблемы возрастают. Характер и степень затруднений, переживаемых родителями, зависят от типа и степени выраженности отклонений в развитии ребенка и готовности школьной системы обеспечить адекватное образование и адаптацию детей с проблемами в развитии.
Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с изоляцией от сверстников и одиночеством, с профориентацией, планированием будущей занятости ребенка, сексуальные проблемы. Это время болезненных переживаний и размышлений подростка о своем положении в семье, обществе.
Пятый этап семейных сложностей — начало взрослой жизни; семья озабочена дезадаптацией ребенка-инвалида, дефицитом возможностей для его социализации; поисками подходящего места обучения или проживания повзрослевшего ребенка. Проблемы занятости инвалидов и финансового обеспечения их самостоятельного проживания создают в семье атмосферу глубокой озабоченности и тревоги в этот период.
Шестой период развития семейных отношений — взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильем, работой, медицинской помощью, организация его досуга, социальное обслуживание — круг проблем и интересов родителей на этом этапе. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своем ребенке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим чле-ом семьи (12).
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Важной задачей полноценной интеграции детей и подростков с выраженными отклонениями развития в общество является изменение и формирование нового общественного сознания по отношению к инвалидам и детям с проблемами в развитии, воспитание общества в духе гуманного, равноправного отношения ко всем его членам.
Чтобы справиться с испытаниями, семье нетипичного ребенка недостаточно медицинских, образовательных и социальных услуг, оказываемых обществом. Контакты с широким окружением (соседями, детьми во дворе, сотрудниками, профессиональными работниками различного рода), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, семейное совместное творчество, организация семейных праздников, спортивных занятий и игр могут сыграть позитивную роль в жизни семьи, содействовать преодолению социальной недостаточности и адаптации в обществе.
Комплексная реабилитация с ее социальными, медицинскими, психологическими, педагогическими, профориента-ционными элементами, направленная как на ребенка с отклонениями в развитии, так и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.
При воспитании ребенка с нарушением физического или психического развития родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как поражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, а также с трудностями в семейных взаимоотношениях, семейном укладе.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром.
Немаловажно в воспитании больного ребенка сохранить разумное равновесие. С одной стороны, он не должен чувствовать себя исключительным. Нередко в проблемных семьях здоровому ребенку уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.
С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя обделенным, обиженным, чтобы родители травмировали его несправедливыми наказаниями, замечаниями.
Родители должны суметь найти естественно-непринужденную линию поведения, тон общения. Каков бы ни был дефект у ребенка, они должны постоянно помнить, что лечение ребенка с ограниченными возможностями — это длительный процесс, осуществляющийся с проведением специальных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой.
Особое значение для воспитания ребенка с ограниченными возможностями имеет характер его взаимоотношений с матерью. Мать ребенка или лицо, ее заменяющее, необходимо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, приемам речевой терапии. Ребенок с отклонениями в развитии должен чувствовать, что близкие его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Еще раз оговоримся — разумеется,
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему «потакать», приспосабливать всю жизнедеятельность семьи к специальным потребностям ребенка, особенно если он единственный в семье. Необходимо стремиться к созданию атмосферы общности, в которой интересы всех членов семьи будут уважаться (24).
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный тип отношений, который впоследствии в основном проецируется и на отношения с ребенком, и на тип его воспитания. Многими авторами изучалась проблема влияния конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-ро-дительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Характерные ошибки в семейном воспитании фиксируются в сфере взаимоотношений родителей и ребенка и могут выражаться в виде таких проявлений, как: неприятие ребенка как такового или его индивидуальности, своеобразия; непонимание личностного развития ребенка и неадекватная оценка его действий и поступков; негибкость родителей в отношениях с детьми; непоследовательность в обращении с детьми; несогласованность требований родителей и др.
Ошибочными типами воспитания являются: воспитание ребенка с отклонениями в развитии по типу гипоопеки с дефицитом внимания к ребенку, контроля за его поведением (по сути, предоставление его самому себе); по типу гиперопеки в форме чрезмерного потворствования, стремления освободить ребенка от малейших трудностей и проблем; воспитание с эмоциональной отверженностью ребенка; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание.
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями.
За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения:
эмоциональное общение — первое полугодие жизни;
общение на основе понимания — со второго полугодия жизни;
общение на основе речи — с 1,5-2 лет.
При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека. Речь ребенка является главным орудием общения и обобщения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенап-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
равленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная — ее назначение быть средством общения.
Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие (А.В. Запорожец) в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освоении окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть.
Обучать ребенка речи — значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечить понимание смысла знаков языка - лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства), облегчать запоминание литературной нормы, т.е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаимозаменяемости) языковых знаков, их звукового и графического оформления, тренировать память.
Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи его окружения. Речь родителей должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения детей, так как речь детей рассматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности.
Обучение ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей большого терпения, прежде всего это относится к стимуляции речи ребенка. Речь ребенка можно стимулировать посредством подражания звукам. Во время таких игровых занятий важно, чтобы выражение лица взрослого, его улыбка, голос вызывали у ребенка положительные эмоции, радость от общения. Родителям следует научиться говорить с ребенком громко, четко и уверенно, сопровождая вначале свою речь жестами. Все инструкции должны быть максимально конкретными и основываться на имеющихся у ре-
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
бенка знаниях и представлениях, их выполнение нужно поощрять. При обучении речи важно, чтобы ребенок усвоил значения слов, а для этого в процессе называния предмета ребенок должен видеть его, манипулировать с ним. Родителям необходимо помнить, что ребенок должен заучивать и повторять слова, выражения и действия взрослых не механически, а только осмысленно. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать на его не только интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также на его эмоции. Жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой.
Роль общения в психическом развитии и социальной адаптациидетей. Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, чтобы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую очередь, с родителями. От того, каким было детство человека, во многом зависит его мировоззрение, отношение к действительности, характер и даже дальнейшая судьба.
Общение — процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит развитие личности малыша. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения ребенок получает разнообразную информацию. Самостоятельно постичь суть окружающего мира ребенку невозможно. С помощью взрослого совершаются первые шаги в социализации ребенка. В связи с этим возникает важная проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психологическом развитии детей на разных генетических ступенях. Характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то общения чисто речевого. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.
Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенца в 2 месяца. Ребенок развивает особую активность, объектом которой является взрослый, и стремится привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребенка форму общения со взрослым М.И. Лисина (21) назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный приходит в мир взрослого без потребностей в общении и без умения общаться. С первых дней рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нем одни действия, применяя и оттормаживая другие.
К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность со всеми четырьмя ее признаками: интересом к взрослому; эмоциональным отношением к нему; инициативностью в налаживании контактов со взрослыми и чувствительностью к его оценкам. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, фиксированием взгляда на лице взрослого. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. В полгода возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми. Вторую половину младенчества отличают качественные изменения в отношениях ребенка к окружающему миру — различные формы подражания, появление ненасытной потребности в манипуляциях предметами.
Первый год жизни — становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и признания со стороны взрослого. В младенчестве ребенок относится к сверстнику как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.
От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка - раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в его жизненное пространство, он требует от них участия в своих делах, и предметные действия ребенка становятся совместными действиями ребенка и взрослого — совместной деятельностью, в которой элемент содействия взрослого является ведущим.
В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, детям требуется помощь в предметных действиях. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, копировать его.
В рамках ситуативно-деловой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают и речью. Ситуативно-деловая форма общения имеет важное значение для развития личности ребенка. Задержка на непосредственно эмоциональном этапе общения со взрослым чревата осложнениями в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.
К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность в самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные переживания, ведущие к обострению кризиса 3 лет. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, новых форм общения. Общение взрослого и ребенка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со взрослыми реализуется в общении с другими детьми.
В первой половине дошкольного детства (3-5 лет) у ребенка наблюдается новая форма общения — общение со взрос-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
лым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. М.И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой своих собственных размышлений. На уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к отношению взрослого. Ребенок не уверен, боится, что будут смеяться над ним. Поэтому здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей.
Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка способствует развитию у него самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу и выплескивать свою агрессию на сверстников. Стабильно позитивные взаимоотношения с родителями помогают ребенку скорее вступить в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-роле-вая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться сверстниками, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление правил игры, их соблюдение, распределение ролей, однако регулятором игры еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству — заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.
В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении его други-
ми. Отставание в развитии этой формы общения со сверстниками заметно влияет на развитие личности ребенка. Дети тяжело переживают свои неудачи, становятся пассивными, замкнутыми, агрессивными. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь справиться с ней.
В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми — внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать, «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и другие взрослые становятся для него образцом поведения. Такая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.
К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризису 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появления новой черты в формировании личности ребенка, пересмотреть отношение к нему, всячески поощряя его самостоятельность, культивируя в нем недавно обретенную «внутреннюю позицию», необходимую в дальнейшем на всех этапах его жизненного пути.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.
В разговорах дошкольников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, предметном мире, а дошкольники с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой обще-
8—1329
Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
ния сотрудничество с взрослым тоже носит «теоретический» характер (вопросы, обсуждения, споры) и вплетено в познавательную деятельность, здесь обнаруживается сосредоточенность ребенка на социальном окружении, на так называемом «мире людей», а не предметов.
К 6-7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школьному обучению можно выделить:
1) готовность психических процессов, т.е. определенный уровень их развития;
2) эмоционально-мотивационная готовность;
3) наличие произвольности, волевого поведения;
4) сформированность общения.