Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи
У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи отмечается, как правило, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Повышению эффективности коррекционного воздействия, оптимизации сроков реабилитации способствует интеграция медицинских и педагогических методик в комплексной системе реабилитации лиц с выраженной речевой патологией.
В последние годы в комплексе лечебно-профилактического воздействия на организм человека широко используются многие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, массаж, аурикулотерапия, лазеро- и электропунктура, микроволновая резонансная терапия и др. Проведенные исследования показали, что достаточно эффективным оказалось использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной системе реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи (заиканием, дизартрией, ринолалией, афазией, нарушениями голоса). В частности, доказано, что целенаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (аппаратноевоздействие микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на весь организм человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков (31).
Примером эффективного использования указанных методов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи может служить способ коррекции заикания у детей и подростков, разработанный и апробированный С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинковым (32). Суть его заключается в следующем: с каждым заикающимся ребенком или подростком после тщательного медико-психолого-логопедического обследования проводится три курса рефлексотерапии (точечный массаж и аурикулоэлектропунктура), разработанных индивидуально для каждого с учетом результатов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежеднев-
Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи
ных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом; 3-6 месяцев между II и III курсом — во избежание рецидивов заикания и в целях закрепления эффекта рефлексотерапии.
Во время сеансов успокаивающим (тормозным) способом проводится пальцевой точечный массаж 3-4 биологически активных точек (БАТ) на голове и теле пациента, после чего осуществляется безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 акупун-ктурных точек ушных раковин при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и терапии. Каждый сеанс совместного воздействия точечным массажем и аурику-лоэлектропунктурой длится 50-60 минут. При разработке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются данные обследования заикающихся, их речевая и неречевая симптоматика, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии.
В процессе точечного массажа используются различные сочетания биологически активных точек (обозначения БАТ по Г. Лувсан, 1990):
БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14 — точки широкого спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовоспалительное, нормализующее действие на весь организм, положительный эффект на функциональное состояние нервной системы;
БАТ: Р7, VC23, VC24, РСЗ, TR17, VG26, GI19, Е4, Е5, Е6, Е9, IG18, IG19 — точки, снимающие или облегчающие спазмы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, повышенную возбудимость речевых центров;
БАТ: RP6, С4, С9, IG7, V10, МСб, МС7, TRIO, VB20, VB21, VG15, VG20, VG27, F3 — точки, регулирующие состояние центральной и вегетативной нервной системы, устраняющие фобии, неврогенные расстройства, нарушения сна, восстанавливающие нарушенную при заикании нервную регуляцию речи;
БАТ: Р5, V15, TR18, VG27, VC15, VC17, VG22, VC22, МС5, R1 — точки, регулирующие речевое дыхание, устраняющие спазмы, судороги гортани, голосовых складок.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воздействие на AT ушных раковин:
— 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 55, 84 — AT, связанные с органами периферического речевого аппарата, где обычно локализуются речевые судороги (язык, челюсти, скулы, горло, гортань и др.);
— 22а, 25, 28, 29, 33, 55, 87, 95 — AT, оказывающие успокаивающее действие на центральную нервную систему, устраняющие нервное напряжение, фобии;
— 29, 34, 51, 55, 78, 97, 98, 100, 121 — AT, оказывающие противосудорожное действие;
— 13, 31, 82, 101,104 — AT, регулирующие речевое дыхание;
— 51, 55, 82 — AT, регулирующие деятельность вегетативной нервной системы.
Использовать рефлексотерапевтическое воздействие методами точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулоэлектропунктуры в случаях сложной речевой патологии могут как медицинские работники, так и логопеды-практики после прохождения соответствующих курсов обучения. Следует учитывать, что методы рефлексотерапии целесообразно применять как один из компонентов комплексной медико-педагогической программы реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи.
Дети школьного возраста в зависимости от тяжести речевого нарушения получают логопедическую помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В задачи логопеда школьного логопункта входит коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных отклонений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи. Чрезвычайно важным является развитие речевой активности школьников с нарушениями речи, которые в большинстве своем отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, акти-
Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи
визирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса возникновения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется способность к прогнозированию его конечного результата. Коррекционная работа на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях проводится в течение всего учебного года. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом.
В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющихся речевых нарушений не может учиться в общеобразовательной школе, обучение продолжается в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких школах функционируют два отделения: для детей с выраженными нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания. В этих школах обучение ведется в более продолжительные сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия, направленного одновременно на нормализацию речевых и неречевых процессов.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
I |