Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи

У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи от­мечается, как правило, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Повышению эффективности коррекционного воздействия, оптимизации сроков реабилитации способствует интеграция медицинс­ких и педагогических методик в комплексной системе реа­билитации лиц с выраженной речевой патологией.

В последние годы в комплексе лечебно-профилактичес­кого воздействия на организм человека широко исполь­зуются многие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, массаж, аурикулотерапия, лазеро- и электропунктура, микроволновая резонансная терапия и др. Проведенные ис­следования показали, что достаточно эффективным оказа­лось использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной системе реабилитации лиц с тяжелыми нару­шениями речи (заиканием, дизартрией, ринолалией, афа­зией, нарушениями голоса). В частности, доказано, что це­ленаправленное дозированное воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (аппа­ратноевоздействие микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на весь организм человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует пре­одолению артикуляторных, дыхательных и голосовых рас­стройств; восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки коррекции тя­желых нарушений речи у детей и подростков (31).

Примером эффективного использования указанных ме­тодов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи может служить способ коррекции заика­ния у детей и подростков, разработанный и апробирован­ный С.А. Игнатьевой, Ю.А. Блинковым (32). Суть его зак­лючается в следующем: с каждым заикающимся ребенком или подростком после тщательного медико-психолого-лого­педического обследования проводится три курса рефлексо­терапии (точечный массаж и аурикулоэлектропунктура), разработанных индивидуально для каждого с учетом резуль­татов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежеднев-

Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи

ных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом; 3-6 месяцев между II и III курсом — во избежание рецидивов заикания и в целях закрепления эффекта рефлексотерапии.

Во время сеансов успокаивающим (тормозным) спосо­бом проводится пальцевой точечный массаж 3-4 биоло­гически активных точек (БАТ) на голове и теле пациен­та, после чего осуществляется безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 акупун-ктурных точек ушных раковин при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и терапии. Каждый сеанс совместного воздействия точечным массажем и аурику-лоэлектропунктурой длится 50-60 минут. При разработ­ке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются дан­ные обследования заикающихся, их речевая и неречевая симптоматика, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии.

В процессе точечного массажа используются различные сочетания биологически активных точек (обозначения БАТ по Г. Лувсан, 1990):

БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14 — точки широко­го спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовос­палительное, нормализующее действие на весь организм, положительный эффект на функциональное состояние не­рвной системы;

БАТ: Р7, VC23, VC24, РСЗ, TR17, VG26, GI19, Е4, Е5, Е6, Е9, IG18, IG19 — точки, снимающие или облегчающие спаз­мы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, повышен­ную возбудимость речевых центров;

БАТ: RP6, С4, С9, IG7, V10, МСб, МС7, TRIO, VB20, VB21, VG15, VG20, VG27, F3 — точки, регулирующие со­стояние центральной и вегетативной нервной системы, ус­траняющие фобии, неврогенные расстройства, нарушения сна, восстанавливающие нарушенную при заикании не­рвную регуляцию речи;

БАТ: Р5, V15, TR18, VG27, VC15, VC17, VG22, VC22, МС5, R1 — точки, регулирующие речевое дыхание, устра­няющие спазмы, судороги гортани, голосовых складок.





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воз­действие на AT ушных раковин:

— 2, 3, 4, 5, 6, 11, 15, 55, 84 — AT, связанные с органами периферического речевого аппарата, где обычно лока­лизуются речевые судороги (язык, челюсти, скулы, гор­ло, гортань и др.);

— 22а, 25, 28, 29, 33, 55, 87, 95 — AT, оказывающие успо­каивающее действие на центральную нервную систему, устраняющие нервное напряжение, фобии;

— 29, 34, 51, 55, 78, 97, 98, 100, 121 — AT, оказывающие противосудорожное действие;

— 13, 31, 82, 101,104 — AT, регулирующие речевое дыха­ние;

— 51, 55, 82 — AT, регулирующие деятельность вегета­тивной нервной системы.

Использовать рефлексотерапевтическое воздействие ме­тодами точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулоэлектропунктуры в случаях сложной речевой па­тологии могут как медицинские работники, так и логопе­ды-практики после прохождения соответствующих курсов обучения. Следует учитывать, что методы рефлексотерапии целесообразно применять как один из компонентов комп­лексной медико-педагогической программы реабилитации лиц с тяжелыми нарушениями речи.

Дети школьного возраста в зависимости от тяжести ре­чевого нарушения получают логопедическую помощь на ло­гопедических пунктах при общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с тяжелыми наруше­ниями речи. В задачи логопеда школьного логопункта вхо­дит коррекция недостатков устной и письменной речи уча­щихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление на­рушений и предупреждение возможных вторичных откло­нений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющим­ся нарушением речи. Чрезвычайно важным является развитие речевой активности школьников с нарушениями речи, которые в большинстве своем отличаются понижен­ной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедичес­ких занятиях создаются разные ситуации общения, акти-

Основные направления ... реабилитации детей с ... нарушениями речи

визирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звень­ями процесса возникновения речевого высказывания: у уча­щихся развивается мотивированность речевого действия, формируется способность к прогнозированию его конечно­го результата. Коррекционная работа на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях проводится в те­чение всего учебного года. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематичес­кое восприятие, ведется работа над словарем и граммати­ческим строем, над связной речью, чтением, письмом.

В случаях, когда нарушение речи носит более выражен­ный характер и не может быть преодолено в условиях школь­ного логопункта, а ребенок в силу имеющихся речевых на­рушений не может учиться в общеобразовательной школе, обучение продолжается в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В таких школах функциони­руют два отделения: для детей с выраженными нарушения­ми речи (общее недоразвитие речи различного характера: ала­лия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания. В этих школах обучение ведется в более продолжительные сроки, по специальным программам с вы­раженной коррекционной направленностью, с использова­нием специфических методов и приемов коррекционно-вос­питательного воздействия, направленного одновременно на нормализацию речевых и неречевых процессов.



Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

I

Наши рекомендации