Обучение письму и чтению детей с ЗПР
Низкий уровень анализа звукового состава слова, с которым дети с ЗПР приходят в школу, сказывается на со-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
стоянии их письма и чтения. Первоклассники с ЗПР, обучавшиеся год в общеобразовательной школе, на письме допускают ошибки, которые условно можно распределить по 5 группам: 1) ошибки, связанные с недостаточным фонети-ко-фонематическим анализом слов (пропуск букв, слогов, замены по акустическому и артикуляционному сходству, добавление и перестановки букв); 2) ошибки, связанные с недостаточным анализом графического изображения букв (замены по графическому сходству); 3) грамматические ошибки; 4) синтаксические ошибки, связанные с неумением выделить слово из предложения и предложение из текста; 5) неверные написания, связанные с правилами, которые не изучаются в 1 классе.
Нарушены у детей с ЗПР и графические навыки письма. Отмечаются частые отклонения от линии письма, ошибки и неточности в написании букв, их размера, плохой почерк, что связано с недостаточным развитием моторики кистей и пальцев рук.
Коррекция выявленных нарушений процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с учетом характера и степени выраженности нарушений письма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР.
Трудности овладения навыком чтения детьми с ЗПР связаны с особенностями их познавательной деятельности и являются следствием недостаточной готовности к усвоению учебных знаний в школе. Темп чтения младших школьников с ЗПР медленный, оно монотонное, невыразительное, с множеством ошибок (замены и перестановки букв, пропуск букв и слогов, неправильные ударения и др.).
Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения, которые включают: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по формированию фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Плохая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью
Особенности речевого развития и ... логопедической коррекции ...
словаря, ограниченностью общего речевого развития, приводят к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом.
В начале обучения дети с трудом понимают смысл простых образных выражений, не могут использовать контекст, не могут составить собственные предложения с трудными словами и словосочетаниями даже с предварительным их разбором и объяснением. Детям трудно передать главную мысль, содержащуюся в прочитанном тексте, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
Для формирования навыка чтения большое значение имеет длительная работа по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений,совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза. Практикуются упражнения в чтении столбиков слогов, на дифференциацию букв, используется усиленная работа с разрезной азбукой, упражнения в слогоизменении и словоизменении способом подстановки или замены букв, способом наращивания букв, слогов. Распространенным видом помощи является анализ текста по вопросам, придумывание окончания к прочитанному рассказу, ситуации, не описанной, в рассказе и т. д. (72).
Таким образом, работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития.
Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического развития осложнена речевыми нарушениями, осуществляется с учетом следующих факторов.
1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна проводиться
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).
4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей).
6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР.
Логопедическая коррекция ... детей с церебральным параличом_____