Принципы и методы логопедического воздействия
Принципы логопедической работы — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательной работы, направления и содержание которой определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В процессе коррекции речи следует иметь в виду общие и специфические закономерности развития детей с ограниченными возможностями. В логопедической работе по коррекции нарушений речи у различных категорий детей с отклонениями в развитии (умственно отсталых, с задержкой психического развития, с церебральными параличами, с сенсорными нарушениями и др.) есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и психического развития (уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка).
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
Основными формами логопедического воздействия являются: воспитание, обучение, коррекция, компенса-
ция, адаптация, реабилитация. Вдошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение и коррекция.
Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации логопеда и воспитателя. Работая со сложной категорией детей, педагог должен обладать профессиональными знаниями в области логопедии и коррекционной педагогики, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать гражданскую ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни и труду.
Принципы анализа речевых нарушений(развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка) помогают установить закономерную взаимосвязь между различными речевыми и неречевыми процессами: нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигатель-ной сфере, между дефектами произносительной деятельности и фонемообразованием, между активной и пассивной речью; раскрывают системное взаимодействие и взаимообусловленность нарушенных компонентов речи в процессе патологического развития устной и письменной речи детей.
В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам:воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловлива-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
ющих их возникновение, (внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы).
Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляционной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направлена на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия.
Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы. Например, замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слухового различения, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляционной моторики.
Принцип системного подхода предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичного и вторичного. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы может вызвать расстройство речевой деятельности в целом даже при нарушении ее отдельных звеньев, что определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром вцелом. Особо значимо комплексное воздействие при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.
Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа с учетом закономерностей и после-
Принципы и методы логопедического воздействия________________
довательности формирования различных форм и функций речи, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной и т.д.
Большое значение в реализации логопедической работы имеет коррекция и воспитание личности в целом, где учитываются особенности формирования личности у детей с различными нарушениями речи, а также возрастные особенности. Логопедическое воздействие на ребенка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
Особенно важен учет личностных особенностей при коррекции расстройств речи, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия и др.). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности как первичного характера, обусловленного органическим поражением мозга, так и характера вторичных наслоений.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У дошкольников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
ний, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные.Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов. Например, при устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. В школьном возрасте преимущественно используются словесные методы, сочетающиеся с наглядными.
К практическим методамлогопедического воздействия относятся: упражнения, игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику); конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв); творческие, предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
В логопедической работе используются широко речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:
— осознание ребенком цели упражнения;
— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
Принципы и методы логопедического воздействия______________
— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
— осознанное выполнение практических и речевых действий;
— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе коррекции;
— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы — это формы усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофильмов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые вряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Наглядные средства должны соответствовать следующим требованиям: быть хорошо видны всем детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью.
Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Принципы и методы логопедического воздействия
фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения звука; для развития лексико-грамматического строя речи; совершенствования связной речи.
Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ — это форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
— опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка;
— учитывать особенности мышления ребенка;
— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
— необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;
— характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.
Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эф-
фективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности.
Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие, урок.
Основными задачами логопедического воздействия являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: моторики, особенно речевой моторики, познавательной деятельности, внимания, памяти, формирование личности ребенка с одновременной регуляцией или коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
— уровнем развития логопедии как науки;
— связью теории и практики;
— характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики;
— возрастом человека, состоянием его здоровья;
— психическими особенностями человека, его активностью в процессе логопедической коррекции;
— сроками начала и продолжительностью логопедической работы;
— реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы;
— мастерством и личностными качествами логопеда (11).
Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией определяют перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Принципы и методы логопедического воздействия
Вопросы и задания для самоконтроля_____________
1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте значение логопедии.
2. Что является предметом логопедии?
3. Каковы цель и задачи логопедии?
4. Чем отличаются истинно речевые нарушения от временных недостатков речи?
5. Раскройте методологические основы логопедии.
6. Охарактеризуйте принципы и методы логопедии.
7. С какими науками связана логопедия?
8. Обоснуйте необходимость знания закономерностей речевого развития детей.
9. Каковы особенности подготовительного этапа к овладению детьми речью?
10. Определите особенности становления активной речи у детей в преддошкольный период.
11. Каковы особенности развития речи детей в дошкольном возрасте?
12. Охарактеризуйте особенности развития речи детей на этапе школьного обучения.
13. Какие гиперсензитивные фазы речевого развития отмечаются в дошкольном возрасте?
14. Сравните понятия «речь» и «язык».
15. Кратко охарактеризуйте механизмы речи.
16. Опишите строение центрального отдела речевого аппарата.
17. Определите строение и функции периферического речевого аппарата.
18. Каковы особенности строения и функционирования речевого аппарата детей?
19. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи детей?
20. Раскройте понятие этиологии.
21. Какие причины речевых нарушений выделял М.Е. Хват-
22. Дайте характеристику экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений.
23. Раскройте роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств.
24. Каковы функциональные причины возникновения нарушений речи у детей?
25. Какие социально-бытовые условия могут привести к нарушениям в формировании речи у детей?
26. Какие критерии положены в основание существующих классификаций речевых нарушений?
27. Охарактеризуйте виды нарушений речи, выделяемые в клинико-педагогической классификации.
28. Дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений речи.
29. Дайте краткую характеристику видам речевых нарушений, выделяемым в рамках психолого-педагогической классификации.
30. Какие виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации, можно отнести к Группе фонетического недоразвития речи, фонетико-фо-нематического недоразвития речи, общего недоразвития речи?
31. Какими признаками характеризуется логопедическое воздействие как педагогический процесс?
32. Раскройте содержание специальных принципов логопедической работы.
33. Охарактеризуйте особенности использования в логопедической работе практических методов обучения.
34. Сравните особенности использования в логопедической работе наглядных и словесных методов обучения.
Литература__________________________________
1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000.
2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
3. Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Основные механизмы устной речи // Заикание. — М., 1998. — С. 7-49.
4. Власенко ИТ. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1968.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
7. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пу-занова. — М., 1996.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2000.
12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей. — М., 1975.
13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.
15. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
17. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — 1-2 ч.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...