Предмет, задачи, методы логопедии
Логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Логопедия является одним из разделов коррекционной педагогики (дефектологии).
Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Структуру современной логопедии составляют дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Основные задачи логопедии заключаются в следующем:
— определение распространенности и симптоматики нарушений речи;
— исследование структуры речевых нарушений и влияния речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
— разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии нарушений речи;
— разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
— изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
— изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
— организация логопедической помощи.
Теоретическим аспектом логопедии является изучение речевых нарушений и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении нарушений речи (11).
Логопедическое воздействиепредставляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, а также на развитие сенсорных функций, моторики, познавательной деятельности, формирование личности ребенка, воздействие на его социальное окружение.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка. В психическом развитии ребенка речь имеет особое значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Термин «речь»используется в двух значениях: 1) речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека — использование речи (языка) для общения с другими людьми; 2) результат деятельности — текст (сообщение, статья и т. д.).
Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования и формулирования мыслей и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека.
Отклонения в развитииречи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, поведение детей. Под воздействием речевого дефекта часто возникают вторичные отклонения, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом (психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, характерологические изменения, такие как застенчивость, замкнутость, негативизм, комплекс неполноценности и др.). Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются пси-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Предмет, задачи, методы логопедии
холого-педагогическими средствами, и эффективность их устранения непосредственно связана с ранним выявлением структуры дефекта.
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, под недостатками развития речи понимают отклонения от нормального форми-рования языковых средств общения.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствуют возрасту говорящего; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; они связаны с отклонениями в психофизиологических механизмах речи; самостоятельно не исчезают, а, напротив, закрепляются; требуют дифференцированного логопедического воздействия в зависимости от их характера; часто отрицательно влияют на дальнейшее психическое развитие ребенка.
Естественно-научными основами логопедии являются учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, учение П.К. Анохина о функциональ-ных системах, современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.
Основы логопедии как педагогической науки базируются на учении Л.СВыготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности, о соотношении общих ■ специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, о связи речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития и др.
В основе методов логопедической науки лежат следующие принципы анализа речевых нарушений, разработанные профессором Р.Е. Левиной: принципы развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, т.е. помимо фиксации и описания речевых нарушений, имеющихся у ребенка в данный момент, необходимо установить, в результате каких патологических факторов эти изменения возникли, и проследить динамику их развития. Для осуществления генетического причинно-следственного анализа важно представлять все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.
Принцип системного подхода отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую, т.е. произносительную сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Наиболее сложные речевые нарушения приводят к общему недоразвитию речи — от полного ее отсутствия или лепетного состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамма-тического недоразвития. Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи, предупреждать их с помощью педагогических приемов.
Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфере. Раскрытие индивидуального своеобразия в протекании тех или иных психических процессов у ребенка позволяет понять аномальное протекание того или иного речевого нарушения.
Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности. Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка. При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социаль-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Предмет, задачи, методы логопедии
ное и семейное окружение, возможные этиопатогенети-ческие факторы возникновения речевых расстройств.
Логопедия опирается также на принципы: комплексности (медико-психолого-педагогический подход при изучении и устранении тяжелых речевых расстройств); деятельностно-го подхода; онтогенетический (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе); этиопатогенетический; учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена); общедидактические и другие.
Методы логопедии как науки можно условно разделить:
1) на организационные (сравнительный, лонгитюдинальный — изучение в динамике, комплексный);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, тесты, анкеты, беседы, анализ результатов деятельности, сбор и анализ анамнестических данных и др.);
3) количественный и качественный анализ полученных данных;
4) интерпретационные.
Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным связям относятся связи с педагогикой; с различными отраслями коррекционной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; с методиками обучения родному языку, математике; с общей и специальной психологией; с логопедической ритмикой. К межсистемным связямотносятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.
Знание закономерностей психического развития ребенка, владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста способствуют дифференци-
ации различных форм речевых нарушений, отграничению их от нарушений речи, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает специалисту видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, уяснить взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом, установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Необходимостью как можно более точно определять причины, механизмы и симптоматику нарушений речи, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. продиктована связь логопедии с медицинскими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика и коррекция возможны только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Данные медицинских наук используются в комплексном изучении этиологии, механизмов речевых нарушений, при решении вопросов диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений (11).
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Развитие речи в онтогенезе
■ РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза(индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы выявить патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.).
А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года; 3-й — преддошкольный — до 3 лет; 3-й — дошкольный — до 7 лет; 4-й — школьный — от 7 до 17 лет.
Первый этап — подготовительный(с момента рождения ребенка до 1 года). В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тон-
ких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3 месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно, что свидетельствует о начале формирования функции общения. Ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову к говорящему, реагировать на интонацию. К 2-3 месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения; неопределенно артикулируемые звуки, напоминающие гласные, губные и заднеязычные согласные. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми.
Между 4-м и 5-м месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет, который совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
Гуление и первый этап лепета не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются филогенетической речевой памятью вфункциональной системе речи.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций. Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га), при этом сосредоточенно слушая себя (второй этап в развитии лепета).
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Развитие речи в онтогенезе
К 8-му месяцу часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. У ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память, фонетическая система родного языка.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога (ба-ба, ма-ма), которые не соотносятся с реальным предметом. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова.
Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи. Уже в7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с предметом вконкретной ситуации. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести.
Первые слова появляются к концу первого года жизни, когда ребенок начинает делать первые шаги, активно манипулировать руками. У девочек первые слова появляются обычно на 9-10-м месяце жизни, у мальчиков — в 11-12 месяцев.
Второй этап — преддошкольный(от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящим; сам произносит слова, при этом путает, переставляет, искажает звуки.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства (Мама — обращение, указание, просьба, жалоба). Понять малыша можно только вситуации, вкоторой или по поводу которой происходит его общение с взрослым, поэтому такая речь называется ситуационной; она сопровождается жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи, например, приводятся следующие данные: к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов; к концу 2-го года — 300слов; к 3 годам — около 1000 слов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки ее появления зависят от генетической программы развития интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т. д.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, потом примитивными фразами без согласования, затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если у ребенка к 2,5 годам не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается не только на его речевом развитии, но и на общем психическом развитии.
На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов (копатка вместо лопатка, мазелин вместо вазелин и др.).
Третий этап — дошкольный(от 3 до 7 лет).
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4-5 годам жизни. Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. По-
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Развитие речи в онтогенезе
зднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий р. На дошкольном этапе у многих детей еще отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка 5-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются, формируется чувство языка, словотворчество.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, в среднем предложение состоит из 5-6 слов. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.
К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной наглядной опоры. Высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ, без дополнительных вопросов он может пересказать сказку, рассказ. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения .
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи (3).
Четвертый этап — школьный(от 7 до 17лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Вчастности, ребенок должен:
— быть психически и соматически здоровым;
— иметь нормальные умственные способности;
— иметь полноценные слух и зрение;
— обладать достаточной психической активностью;
— обладать потребностью в речевом общении;
— иметь полноценное речевое окружение.
Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими маленький ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.
Потребность ребенка в общениис взрослыми возникает уже в первые месяцы его жизни на основе первичных органических нужд ребенка и стремления к новым впечатлениям. Потребность ребенка в общении с другими детьми отчетливо выявляется на 3-м году жизни. Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении с взрослым.
М.И. Лисина (1980; 1986) выделяет критерии, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении: 1) внимание и интерес ребенка к взрослому; 2) эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого; 4) чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.
Развитие общения — смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.
Каждая форма общения характеризуется рядом параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Развитие речи в онтогенезе
В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общенияпоявляется в возрасте 2-6 месяцев жизни ребенка. В системе общей жизнедеятельности ребенка его общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание и удовлетворение всех его первичных потребностей. Ведущим видом потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании взрослого. Ведущий мотив общения — личностный (взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности). Основными средствами общения в этом периоде развития ребенка являются экспрессивно-мимические операции.
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) форма общенияпоявляется у ребенка к 6 месяцам. Общение развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает. Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ведущий мотив общения - деловой (взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний; помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности). Основные средства общения - предметно-действенные операции.
3. Внеситуативно-познавательная форма общенияпоявляется у детей в возрасте 3-4 лет. Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает. Ребенок ощущает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. Ведущим мотивом общения является познавательный (взрослый как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире). Основными средствами общения являются речевые операции.
4. Внеситуативно-личностная форма общенияпоявляется у детей в 5—6 лет. Общение развертывается на фоне те-
оретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Ведущий мотив общения - личностный (взрослый как целостная личность, строгий и добрый старший друг). Основными средствами общения являются речевые операции (10).
Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги вобщении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.