Детей с отклонениями в развитии
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
вузов России по образованию
в области социальной работы Министерства образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальности «Социальная работа»
Москва
ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
ВЛАДОС
УДК .476.36(075.8) ББК 74.3я73 1126
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А. Д. Гонеев;
доктор медицинских наук, профессор Н. К. Горшунова;
доктор медицинских наук, профессор В. А. Иванов
Игнатьева С.А., Блинков Ю.А.
Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд.
цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика). I8BN 5-691-01242-8.
АгентствоСЛРРГБ.
И учебном пособии освещаются теоретические и практические ос-
новы логопедии; определяются основные направления и технологии
логопедической реабилитации детей и подростков с различными от-
клонениями в развитии; в социально-логопедическом аспекте
рассматтриваются проблемы семейного воспитания и обучения детей с различными видами отклонений в развитии.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной
работе, студентов дефектологических факультетов, практических ра-
ботников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с различными отклонениями и развитии.
Будет полезно специалистам по социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, логопедам-практикам, а так-а так же родителям детей и подростков с отклонениями в психофизичес-
ком развитии. УДК 376.36(075.8)
ББК 74.3я73
© Игнатьева С.А., Блинков Ю.А., 2004
© ООО«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС », 2004
© Макет. ООО«Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-01242-8ский центр ВЛАДОС», 2004
Введение ............................................................................. 5
Глава 1
Теоретические и практические основы логопедии... 9
Предмет, задачи, методы логопедии ........................ 10
Развитие речи в онтогенезе ........................................ 16
Анатомо-физиологические механизмы речи........... 26
Этиология нарушений речи ............................................... 37
Классификация нарушений речи ............................. 43
Принципы и методы
логопедического воздействия...................................... 50
Глава 2
Логопедическая реабилитация детей и подростков
с отклонениями в развитии................................................. 61
Основные направления становления и развития
системы логопедической помощи в России .......... 62
Логопедическая реабилитация детей
и подростков с отклонениями в развитии ................ 71
Диагностика нарушений речи детей
с отклонениями в развитии ......................................... 88
Логопедическая работа в комплексе
медико-педагогической и социальной
реабилитации детей с нарушением слуха............... 105
Основы коррекционно-логопедической
работы с детьми, имеющими
нарушения зрения......................................................... 113
Нарушения речи и особенности их коррекции
у детей с интеллектуальной недостаточностью .... 121
Особенности речевого развития
и основные направления логопедической
коррекции детей с задержкой
психического развития..................................................... 133
Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей
с церебральным параличом .................................... 145
Основные направления комплексной реабилитации детей
с тяжелыми нарушениями речи....................................... 158
Психотерапия и психокоррекция в системе
комплексной реабилитации детей
и подростков с отклонениями в развитии ............. 176
Глава 3
Особенности коррекции речи детей с отклонениями
в развитии в условиях семейного воспитания....... 195
Роль семьи в реабилитации и социализации
детей и подростков с отклонениями в развитии .... 196
Логопедический аспект семейного воспитания
ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213
Особенности развития и коррекции речи
у детей с церебральным параличом......................... 219
Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения
детей с тяжелыми нарушениями речи ................... 226
Особенности формирования и развития
речи у детей с нарушением слуха............................ 236
Особенности развития речи детей
с нарушениями зрения................................................ 247
Особенности развития речи детей, страдающих
ранним детским аутизмом................................................ 258
Словарь логопедических терминов
Введение
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Министерства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.
Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вместо термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др.
В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.
Компонентами функциональной оценки являются: состояние соматического здоровья (с учетом поставленного диагноза, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов-
Введение
Введение
летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и социальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению личных целей и желаемого образа жизни; оценка экономического положения и возможностей финансовой поддержки; наличие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни.
В психолого-педагогической и специальной литературе реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация — как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.
Важным моментом реабилитации является определение реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблемами в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осуществляться комплексно. Различают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную реабилитацию.
Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе.
Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все-
го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.
Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах, и требуют особой системы коррекционного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.).
У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Анализ коммуникативного поведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и состоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии.
Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости
Введение
от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
В учебном пособии рассматриваются возможности и основные направления логопедической абилитации и коррекции как одного из факторов комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доминантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с проблемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, нарушений коммуникативного поведения в условиях специального обучения и семейного воспитания.
В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются проблемы речевого онтогенеза, этиологии и классификации речевых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия.
Во 2-й главе определяются основные направления и технологии логопедической абилитации и коррекции в системе комплексной реабилитации и социализации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.
3-я глава посвящена коррекционно-логопедической направленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реализации которой в большой степени зависят процессы социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с проблемами в развитии.
Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии
Предмет, задачи, методы логопедии
■ |